Найти в Дзене
Вперёд в прошлое!

Рассказывают очевидцы: этот День Победы! (часть 3)

Мне почему-то кажется, что День Победы - это такой праздник, когда любые слова тех, кто не пережил его, звучат несколько фальшиво. И я решил постараться избежать этой фальши. С другой стороны, ну не молчать же в этот день совсем. Так давайте послушаем тех, кто его пережил. Пусть они расскажут, каким они его увидели собственными глазами, и каким запомнили на всю оставшуюся жизнь. Начало читайте здесь: Предупреждение: мнение автора может не совпадать с мнением цитируемых им исторических деятелей. Генерал армии Иван Христофорович Баграмян, командующий войсками 3-го Белорусского фронта: «В ночь на 9 мая мне позвонил генерал Антонов (начальник советского Генерального штаба – комментарий мой): «Все, конец. Германия безоговорочно капитулировала! Только что в Берлине представители всех трех видов вооруженных сил Германии подписали соответствующий акт. Поздравляю, дорогой Иван Христофорович!»… Узнав о том, что ультиматум окруженным фашистам предъявлен, А. И. Антонов сказал на прощание: «Если к

Мне почему-то кажется, что День Победы - это такой праздник, когда любые слова тех, кто не пережил его, звучат несколько фальшиво. И я решил постараться избежать этой фальши. С другой стороны, ну не молчать же в этот день совсем. Так давайте послушаем тех, кто его пережил. Пусть они расскажут, каким они его увидели собственными глазами, и каким запомнили на всю оставшуюся жизнь.

Начало читайте здесь:

Предупреждение: мнение автора может не совпадать с мнением цитируемых им исторических деятелей.

Генерал армии Иван Христофорович Баграмян (источник - http://mil.ru/files/files/front_photos/index.html)
Генерал армии Иван Христофорович Баграмян (источник - http://mil.ru/files/files/front_photos/index.html)

Генерал армии Иван Христофорович Баграмян, командующий войсками 3-го Белорусского фронта: «В ночь на 9 мая мне позвонил генерал Антонов (начальник советского Генерального штабакомментарий мой): «Все, конец. Германия безоговорочно капитулировала! Только что в Берлине представители всех трех видов вооруженных сил Германии подписали соответствующий акт. Поздравляю, дорогой Иван Христофорович!»… Узнав о том, что ультиматум окруженным фашистам предъявлен, А. И. Антонов сказал на прощание: «Если к назначенному часу не сложат оружия, добивайте! Желаю успехов». Верные своему обещанию, мы не пускали в ход оружия до установленного часа. Однако, как оказалось, фашисты понимали лишь язык силы. И мы применили её. Этот последний удар вынудил капитулировать перед нашими армиями около 30 тысяч солдат и офицеров немецко-фашистских войск во главе с тремя генералами. Так вот и получилось, что, когда во всех городах и селах нашего необъятного государства бурлило невиданное ликование, в День Великой Победы мы еще продолжали оружием утверждать ее. Но в тот день уже не думалось о противнике. Все мысли и чувства захлестнула беспредельная радость, вызванная в наших сердцах правительственным сообщением о победоносном завершении Великой Отечественной войны. Мы слушали его затаив дыхание. Буря восторга охватила воинов. Во всех частях, как на переднем крае, так и в тылу, звучали стихийные салюты в честь долгожданной Победы».

Генерал армии Омар Нельсон Брэдли (изображение из открытых источников)
Генерал армии Омар Нельсон Брэдли (изображение из открытых источников)

Генерал армии Омар Нельсон Брэдли, командующий 12-й группой армий союзников: «Еще не было 4 часов утра, когда меня разбудил телефонный звонок. В моей комнате в отеле “Фюрстенхоф” телефон стоял на ночном столике около постели. Я поднялся и зажег свет. Эйзенхауэр звонил мне из Реймса. «Брэд», - сказал он, - «все кончилось. Радиограмма отправлена». Йодль подписал акт о безоговорочной капитуляции от имени армии, а Фридебург – от имени флота. Церемония имела место 7 мая в 2 часа 15 минут утра в школьном здании, которое верховный штаб союзников реквизировал, вблизи сортировочной станции в Реймсе… Брезентовая сумка с картами лежала под моей каской с четырьмя серебряными звездами на ней... Я развернул карту и снял с нее флажки 43 дивизий США, находившихся под моим командованием. Они протянулись по всему тысячекилометровому фронту 12-й группы армий. Карандашом я написал на карте: «День Д плюс 335» («День Д» – день высадки союзников в Европекомментарий мой). Я подошел к окну, сорвал шторы, которыми мы пользовались при затемнении. Солнце поднималось из-за горизонта. Война в Европе была окончена».

Бывший князь Сергей Михайлович Голицын (фотография из книги Сергея Михайловича Голицына "Записки уцелевшего" Москва, 1990)
Бывший князь Сергей Михайлович Голицын (фотография из книги Сергея Михайловича Голицына "Записки уцелевшего" Москва, 1990)

Бывший князь Сергей Михайлович Голицын, красноармеец 74-го военно-строительного отряда 27-го управления Особого строительства при 48-й армии: «9 мая мы прибыли в Варшаву. Переезжали через Вислу по временному деревянному мосту. Кроме наших подвод, ехали туда и сюда военные автомашины, многочисленные польские подводы. Теснота была невообразимая, люди кричали, ругались по-нашему и по-польски. Мы ехали медленно. С моста я мог разглядеть Варшаву, разрушенную, страшную; глядя на почернелые остовы зданий и костелов, я мысленно представлял себе – как прекрасен был раньше этот древний город на берегу широкой реки. Переезжал наш длиннейший обоз, наверное, целый час. Переехали. И тут я увидел, как поляки прямо на обгорелых коробках домов вывешивают кое-как сшитые красно-белые флаги. Один старичок семенил со свертком бумаг, с банкой клея и кистью. Он остановился у ближайшей развалины и наклеил на закоптелых кирпичах небольшой плакат. Я прочел размашистую надпись: «Niemcy Scapitulovaly!» Я тотчас же соскочил с телеги, подбежал к старичку. От него узнал: только что передавали по радио – в Берлине подписан акт о безоговорочной капитуляции. Прохожий поляк, потом офицер подтвердили известие. Я встал и, пропуская мимо себя наши подводы, говорил сидевшим на них: «Мир, мир подписан!»... И все разговоры, крики, смех были самые радостные. Ну как же не радоваться? Ведь – Победа – Победа!!!»

Маршал Константин Константинович Рокоссовский (источник - http://mil.ru/files/files/generals_peaceful_moments/)
Маршал Константин Константинович Рокоссовский (источник - http://mil.ru/files/files/generals_peaceful_moments/)

Маршал Константин Константинович Рокоссовский, командующий войсками 2-го Белорусского фронта: «8 мая был подписан акт о полной, безоговорочной капитуляции немецко-фашистских вооруженных сил. Не описать счастье наших солдат. Не смолкает стрельба. Стреляют из всех видов оружия и наши, и союзники. Палят в воздух, изливая свою радость. Ночью въезжаем в город, где разместился наш штаб. И вдруг улицы озарились ярким светом. Вспыхнули фонари и окна домов. Это было так неожиданно, что я растерялся. Не сразу пришла догадка, что это конец затемнению. Кончена война! И только тогда я до конца понял значение неумолчной трескотни выстрелов. Пора положить конец этому стихийному салюту. Отдаю распоряжение прекратить стрельбу…Наши солдаты ликовали. Я смотрел на их восторженные лица и радовался вместе с ними. Победа! Это величайшее счастье для солдата – сознание того, что ты помог своему народу победить врага, отстоять свободу Родины, вернуть ей мир. Сознание того, что ты выполнил свой солдатский долг, долг тяжкий и благородный, выше которого нет ничего на земле!»

Цитаты взяты из книг:

Иван Христофорович Баграмян «Так шли мы к победе»

Омар Нельсон Брэдли «Записки солдата»

Сергей Михайлович Голицын «Записки беспогонника»

Константин Константинович Рокоссовский «Солдатский долг»