Сегодня я хочу рассказать вам об одной замечательной пасхальной традиции. В Светлую Седмицу любой желающий может подняться на церковную колокольню и звонить в колокола. Конечно, не во всех храмах духовенство следует этой традиции, но в большинстве церквей вам всё же разрешат подняться наверх в сопровождении звонаря. В эту Пасху я решил взобраться на колокольни трёх самых интересных по моему мнению храмов Таганского района - церкви Мартина Исповедника, церкви Сергия Радонежского в Рогожской слободе и старинной церкви великомученика Никиты за Яузой.
Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе был первым на моём пути. Он стоит на Николоямской улице и вы наверняка неоднократно видели его, добираясь до центра по Шоссе Энтузиастов.
Деревянный храм на этом месте был построен в начале XVII века. Первое упоминание о каменном храме датируется 1722-м годом. Главный престол церкви был освящён в честь Святой Троицы, престол в приделе - в честь Сергия Радонежского. Храм неоднократно перестраивался и на сегодняшний день самой старой его частью является трапезная с приделами Сергия Радонежского и святителя Николая, возведённая в 1796-м году. Во время пожара 1812-го года храм как и вся Москва сильно пострадал от огня. Его основной объём, тот что мы видим сейчас, был построен в 1818-м году. Свой окончательный вид он получил в ходе реконструкции 1834-1838-х годов, проведённой по проекту архитектора Фёдора Михайловича Шестакова. Большая часть росписей была выполнена изографом Андреем Семёновичем Рогожкиным в 1876-м году, но в храме были и росписи начала XX века. В 1899-м году при храме появилось здание аудитории, использовавшееся для проведения миссионерских бесед с местными старообрядцами, концертов духовной музыки и публичных чтений. В начале XX века при храме существовал выдающийся хор слепых. В 1938-м году большевики закрыли церковь Сергия Радонежского. Несколько древних образов удалось спасти, но большая часть убранства была разворована и уничтожена. Многие иконы были просто разрублены и сожжены, в костёр также отправились православные книги и ноты для слепых. В храме разместились мастерские и склад. Десятки лет никого из ответственных лиц не волновало ухудшающееся состояние бывшей церкви. Реставрационные работы были начаты лишь в 1985-м году после передачи здания Музею Андрея Рублёва. В 1991-м году храм был возвращён верующим.
Нынешняя колокольня церкви Сергия Радонежского была возведена в 1864-м году. До её постройки у храма была маленькая шатровая колокольня, слегка выступавшая за пределы церковной грады.
Поначалу путь наверх проходит по очень узкому коридору с винтовой лестницей.
Далее по металлической винтовой лестнице.
Затем посетитель попадает на второй ярус. Внизу ветер практически не чувствуется из-за окружающей застройки и деревьев, но наверху он дует будь здоров. Так что на месте ответственных родителей, я бы не стал брать на колокольню маленьких детей до семи лет.
Здесь можно осмотреть хорошо знакомые улицы с высоты. Это пересечение Добровольческой и Николоямской улиц.
Церковь Святителя Алексия на пересечении улицы Станиславского с Николоямской.
Андроников монастырь.
Пятиглавие храма Сергия Радонежского на фоне начала Шоссе Энтузиастов.
На третий ярус ведёт вот эта деревянная лестница.
В центре располагаются деревянные балки невероятной толщины.
Колокола висят на третьем ярусе. Те, кому интересно, могут в них позвонить. Лично я поднимался исключительно ради того, чтобы посмотреть устройство старой колокольни.
Спустился. Возле храма стоит небольшой памятник с надписью: «Замучены были, дабы получить Воскресение». Этот памятник посвящён людям, останки которых были найдены при реставрации церкви Сергия Радонежского. Скорее всего они были узниками концентрационного лагеря, располагавшегося с 1918-го года в сотне метров отсюда - на территории Андроникова монастыря.
Перед посещением колокольни церкви Мартина Исповедника я зашёл в возрождённую церковь Василия Исповедника у Рогожской заставы. Её построили в конце XIX века на деньги купца Василия Бахрушина по проекту архитектора Алексея Попова. В 1935-м году этот храм был закрыт. В ходе перепланировки были разрушены купола, колокольню разобрали до первого яруса, внутреннее пространство разделили на три этажа. В шестидесятые годы со стен бывшего храма сбили весь уцелевший декор, превратив его в стандартную совдеповскую коробку. В советское время в здании располагался архив Института истории партии Московского городского комитета КПСС. В девяностые годы бывший храм ненадолго стал офисом банка. В 1998-м году его вернули РПЦ.
Снаружи храм почти полностью отреставрирован. Внутри разобраны советские межэтажные перекрытия и стены. На сводах сохранились дореволюционные росписи.
Внутри храм выглядит обшарпанно, но это даже идёт ему на пользу и добавляет таинственности.
На колокольню я подниматься не стал. Здесь она современная, построенная после возврата храма верующим.
По улице Станиславского можно быстро дойти до следующего храма в моём маршруте.
Через несколько минут я дошёл до потрясающей церкви святого Мартина Исповедника, Папы Римского. Название её звучит странно для русского уха, но это именно православная церковь, а не католическая. Всё дело в том, что Папа римский Мартин I жил в седьмом веке, задолго до разделения единой христианской церкви на Православную церковь с центром в Константинополе и Римско-католическую церковь с центром в Риме. Вот поэтому Мартин Исповедник одинаково почитается и православными, и католиками.
Первое архивное упоминание о храме на месте нынешней церкви Мартина Исповедника относится к 1625-му году. В 1780-м году в Москву приехал австрийский император Иосиф II. За организацию его приёма отвечал прекрасно образованный митрополит Московский Платон. Среди прочих мест, важному гостю показали два храма в честь святых, почитаемых и католиками, и православными - храма во имя священномученика Климента и храма Мартина Исповедника. Храм священномученика Климента по сей день является самым большим храмом Замосковоречья. Он был роскошен как снаружи, так и внутри. А церковь Мартина Исповедника напротив была небольшой снаружи, тесной и закопчённой внутри, вдобавок ещё и довольно ветхой. Не произвела она должного впечатления на австрийского монарха. И это вероятно стало основной причиной для её замены на что-то более величественное. Строительство нового храма началось в 1791-м году. Деньги на стройку выделил богатый чаеторговец Василий Яковлевич Жигарев. Проект храма в стиле классицизма был разработан архитектором Родионом Казаковым. В 1806-м году митрополит Платон освятил главный престол новой церкви в честь Вознесения Господня. Во время пожара 1812-го года церковь пострадала не так сильно, как остальные московские храмы и по этой причине в ней прошло первое благодарственное богослужение после оставления Наполеоновской армией Москвы. Послевоенное восстановление церкви продолжалось до 1821-го года. Весь XIX век храм оставался холодным и лишь в 1904-м году на средства купца Сергея Андреевича Александрова в нём было устроено калориферное отопление.
Большевики хоть и закрыли храм в 1931-м году, не стали сильно его уродовать. Обошлось без сноса глав и колокольни, полного соскребания или замазывания штукатуркой росписей и разрушения кувалдами всех декоративных элементов. Хотя иконостасы были разобраны и убранство разграблено. Бывший храм передали киностудии документальных фильмов «Востоккино». Потом в здании разместились фонды Всесоюзной книжной палаты. В восьмидесятые годы в церкви располагался вычислительный центр одного из московских НИИ. В 1996-м году храм вернули верующим.
В начале XIX века храм был расписан итальянским художником Антонио Клаудо. Часть его росписей сохранилась по сей день.
Высота колокольни церкви Мартина Исповедника составляет около шестидесяти метров. Изначально она стояла отдельно, но в двадцатые годы XIX века была соединена с храмом.
Ведущая наверх винтовая лестница необычно широка для православно храма.
В верхней части первого яруса есть довольно просторное помещение с полукруглыми окошками. Посмотрите, какова толщина этих стен.
На втором ярусе установлена металлическая винтовая лестница.
Вот так звонят в колокола. Нужно одновременно нажимать на педали и в такт дёргать за связанные между собой верёвки, противоположные концы которых привязаны к языкам колоколов.
Отсюда тоже открываются неплохие виды на городскую застройку.
Третьим храмом на моём пути стала церковь великомученика Никиты на Швивой Горке.
Это самый старый храм в моём сегодняшнем маршруте. Он был построен в 1595-м году на средства, выделенные «московским торговым человеком Саввой Емельяновым, сыном Вагиным». Савва Вагин не возводил церковь на свободном месте, а перестраивал уже существующий храм. В XVIII веке церковь подверглась реконструкции и получила завершение в стиле барокко.
Шатровая колокольня была пристроена к храму в 1685-м году.
В 1936-м году советская власть закрыла храм, после чего как водится его внутреннее убранство было уничтожено. Ходили слухи, что церковь могут и вовсе снести, но к счастью обошлось. Во второй половине пятидесятых годов храм Никиты Мученика был отреставрирован группой специалистов под руководством известного реставратора Льва Артуровича Давида. При реставрации внешний вид церкви изменился на близкий к оригинальному.
Интерьер тут как в остальных старинных церквях: свободного места мало, света через маленькие окошки проходит мало, роскошного убранства тоже мало, зато много таинственности и неброской красоты.
Лестница наверх здесь совсем узкая. В 2017-м году я видел подобные лестницы в заброшенных храмах Ивановской области.
Ещё одним необычным храмом Таганского района является храм Симеона Столпника. Его строительство было закончено в 1813-м году.
Свой необычный облик храм получил после закрытия в советское время.
Так он выглядел до закрытия.
Подниматься на колокольню здесь смысла нет. Оригинальная колокольня была снесена в советское время, а новая выглядит так. Зато рядом с ней, на возвышении над улицей, разбит небольшой сад. Сюда никто не ходит и потому здесь можно отдохнуть от суеты.