Нарциссические особенности появляются благодаря семейной ситуации. Чаще всего в семье, где второй родитель отсутсвует физически или оттесняется на задний план. Ребенок включается в отношения с главенствующим родителем в роли замены. Он получает одобрение, ответственность за благополучие оставшегося родителя, тем самым растет его значимость и влияние в паре родитель-ребенок.
Например, болезнь супруга, заметно снижающая активность и вовлеченность в парные отношения может способствовать тому, что второй супруг невольно опирается за поддержкой к своему ребенку.
Болезнь, депрессия, алкоголизм, трудоголизм, а так же незрелость - любой уход из отношений провоцирует компенсацию за счет ребенка, который стремится сохранить полноценную эмоциональную связь хотя бы с одним из родителей.
Родитель смещает свои ожидания с супруга на ребенка, подчеркивая его значение в собственной жизни. Особенно если это ребенок противоположного пола, родитель может следить и регулировать, как он должен выглядеть и вести себя в соответствие с предпочтениями взрослого. Отношения выходят за рамки ребенок-родитель и становятся партнерскими, рискуя перейти в психологический инцест.
Любовь родителя для ребенка ценна и он не замечает этой навалившейся ответсвенности. Только контакт со своими собственными чувствами могут подсказывать, что что-то не подходит под его детское развитие. Однако, этот контакт будет недоступен ему, если он ориентирован на потребности ведущего родителя и другого не знает.
Такой ребенок воплощает мечты своего родителя, у него появляется много влияния на взрослого и на мир в целом постепенно. Ребенку сложно определить реальный размер своих возможностей. Чаще всего он преувеличивает свои способности влияет на мир, как это было с родителем. В этом много включенности во внешний мир и как им управлять и мало опыта и понимания своего внутреннего мира.
Плохо понимая себя, такому ребенку в будущем сложно понимать состояния другого человека и сонастраиваться с ним.
Ему важно быть полезным и эффективным без учета истинных потребностей другого человека. Он отталкивается от прошлого опыта взаимодействия с родителем, где его функция была угадать, что нужно маме или папе, чтобы управлять ими и оставаться значимым.
Значимым не потому что он ребенок и ценен сам по себе, а потому что он готов компенсировать неудовлетворенные потребности родителя в замен получения власти, с помощью которой он справляется и со своей тревогой столкнуться с незначительностью своей.
Способности к манипуляции у такой личности растет и достигает совершенства как возможность сохранить свою важность, к которой он привык с детства.
Контакт со своими чувствами сильно нарушен и как следствие глухота к чужим переживаниям. При это за этим как бы невозмутимым внешним видом много тревоги и стыда потерять свою значимость. Он не мыслит себя без обслуживания чужих потребностей, при чем так , как он это понимает.
В работе с психологом такие личности учатся открывать свой чувственный мир и приходит к осознанию своей нормальности, даже если они не обслуживают чужие потребности.
Автор: Голдан Наталья Николаевна
Психолог, Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru