Найти тему
WorkTruck

Система допуска: избыточный административный барьер или инструмент чуда? (часть 2)

Оглавление

Друзья, профессиональное сообщество под микроскопом изучает поправки от главы комитета Госдумы по транспорту Москвичева.  Любопытно, что законопроект говорит о порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автотранспортом и должен помочь отрасли. Поживем-увидим! Айда продолжать изучать историю вопроса! Начало ниже.

Разбираемся в схеме

На примере посредника при оформлении договора аренды транспортного средства с экипажем рассмотрим, а возможно ли соблюдение законности с точки зрения посредника и других участников рынка?

Итак, ст. 10 ФЗ-257 «Устав автомобильного транспорта» говорит о том, что

водитель ТС обязан в ходе приемки груза предъявить владельцу товара водительское удостоверение (иной документ, удостоверяющий личность) и путевой лист.

Кто оформляет путевой лист? Собственник ТС (ст.6 ФЗ-257). Однако на практике этот документ предъявляет арендатор машины с экипажем, что  противоречит п.10 Приказа Минтранса России от 28.09.2022 N 390. Напомним. что он требует оформлять путевой лист арендодателю в соответствии со ст 635 ГК РФ.

Однако тут начинаются свои фокусы-покусы. Путевой лист зачастую заменяется доверенностью, оформленной… посредником. То есть товар вручается неизвестно кому. Да, можно было бы предложить вариант оформить некий договор аренды транспортного средства с ответственностью экипажа за груз. Однако такого рода соглашений на практике фактически нет. Тогда кто несет ответственность за груз - компания или водитель? На каком основании подпись водителя в транспортной накладной становится свидетельством о перевозке груза, если это противоречит ст. 182 ГК РФ?

И вроде бы схема простая: грузовладелец на основании кода ОКВЭД 49.41.2. - Перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами (в большинстве случаев с НДС) оплачивает услуги перевозчику-посреднику. А как же тогда посредник оплачивает услуги фактическому исполнителю? Ведь у них заключен договор аренды ТС? В этом случае код ОКВЭД будет 49.41.3. - Аренда грузового автомобильного транспорта с водителем. Что подразумевает получение платы за пользование фурой, а не за перевозку.

Десятки миллионов рублей уходят - на суды с ИФНС.

И в этом свете задача проста:

  • Убрать посредника между отправителем груза и перевозчиком;
  • Упростить проверку реально предоставленных услуг по договору перевозки грузов.

Что меняет ввод процедуры допуска

Для начала компания обязана зарегистрироваться как перевозчик в реестре транспортно-логистической платформы «ГосЛог». Примечательно, что для самозанятых предлагают ввести специальные требования с ограничениями.

Перед регистрацией в реестре компания обязана:

  • существовать на момент отправки документов;
  • иметь на балансе реальный парк ТС на праве собственности или ином праве;
  • внести данные по ОСАГО;
  • обозначить ФИО специалиста по безопасности дорожного движения, номер лицензии/сертификата/диплома, подтверждающего его профессиональную компетентность;
  • подтверждающие деятельность документы;
  • документы о финансовой состоятельности;
  • допсведения (по желанию перевозчика).

При этом сведения в ЕЦП «ГосЛог» являются общедоступными через сеть «Интернет» (кроме личных данных).

-2

В документах будут указаны:

  • В сопроводительных документах указываются владельцы транспортного средства и перевозчик груза из реестра;
  • Перевозка груза для собственных нужд не требует оформления допуска. Достаточно сведений о грузе согласно 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в качестве перевозчика и владельца груза одного и того же лица;
  • За рулем лицо, оформленное в соответствии со ст.25 ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения», ст. 328 ТК РФ;
  • Водитель обязан быть в штате перевозчика.

Недостатки

Непонятно, почему вопросы безопасности не касаются перевозчиков грузов для собственных нужд. То есть автоматом нужно будет вводить уже второй реестр - на этот раз перевозчиков грузов для собственных нужд, что имеет место быть в некоторых странах.

Кстати и само понятие “для собственных нужд” законодатели описал расплывчато, а хотелось бы конкретики:

  • Груз является собственностью компании;
  • Перевозка полностью нужна компании-владельцу груза;
  • ТС и водители - это часть самой компании владельца груза;
  • Логистика - это вспомогательный процесс в компании.

Нет у специалиста по безопасности и обязательных критериев в виде сдачи экзаменов по внутреннему и международному праву, финансам, менеджменту, эксплуатации ТС.

Оставляют вопросы положения подпункт 4 пункта 1 статьи 11, где предусмотрена остановка работы всего предприятия за тяжкое ДТП или сонмы нарушений статьи 20 ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения». В этой ситуации должен ответить специалист, а не организация. В противном случае, все эти требования станут еще одним способом трясти взятки за сохранение в перечне перевозчиков.

-3

Не рассмотрен вариант, при котором материнская компания имеет свою ТК.  Нет и ограничения срока нахождения в реестре перевозчиков - достаточно было бы 10 лет. Впервые получившие статус должны быть ограничены 3 годами.

О страховании груза молчок! Финансовое обеспечение транспортных средств в реестре - также тишина!

Открытая тема - автоматизация баз данных. О ней ни слова. В современным реалиях такая схема изначально обречена на провал.

Впереди с вводом допуска ожидаются проблемы и допрасходы при смене  владельца ТС. Приказа Минтранса № 440 о регистрации блока тахографа никто не отменял! Минимальное время на замену оборудования - 4 часа, а замена обойдется в 70 000 рублей.

Общий анализ закона намекает, что намеренное упрощение правил для получения международного статуса перевозчика говорит о стремлении властей сделать Россию транзитным пунктом.

Такие вот пироги!