Запасы шампанского обнаружены на останках затонувшего в Первую мировую войну корабля, но достать их пока невозможно.
Базирующаяся в Великобритании команда работает над спасением бутылок шампанского, бренди и других напитков с обломков парохода "С.С. Либурн", потопленного немецкой подлодкой в 1918 году.
Вино в качестве морского груза нередко уходило на дно вместе с кораблями при катастрофах. Такая участь постигла партию бутылок на борту британского парохода "С.С. Либурн", потопленного немецкой подводной лодкой 29 сентября 1918 года, при этом погибли три члена экипажа.
"Либурн" оставался затонувшим у южного побережья Британии до 2015 года, когда был обнаружен командой 10994, в которую входят военно-морской историк и писатель Иэн Хадсон, инженер-механик Даниэль Джейсон, дайвер Люк Хейманс и другие. Но, как быстро выяснила команда 10994, обломки корабля принесли сюрприз и потенциально восхитительный (или нет) поворот: судно перевозило огромный груз алкоголя, включая бутылки шампанского (магнумы и пинтовые), белого вина (возможно, Сотерн), красного вина (возможно, Бордо), бренди и ликера Бенедиктин. "Чем больше мы углублялись, тем больше воодушевлялись увиденным - целой кучей вина, - рассказал Джейсон Вайн Спектейтор. - Мы подумали: "Это захватывающе".
Сложно оценить, сколько именно бутылок находилось на "Либурне", когда он возвращался после доставки угля в Бордо в своем последнем рейсе, поскольку большая часть алкоголя не была задекларирована в грузовом манифесте (в отличие от значительных запасов корнишонов на борту). Но бутылок насчитывается многие тысячи, возможно, сотни тысяч.
Хотя многие из них, предсказуемо, в плохом состоянии, Хадсон и Джейсон ожидают, что значительное количество можно спасти, а некоторые даже попробовать на вкус, что может сделать их стоимость десятками тысяч долларов, если судить по предыдущим операциям по подъему затонувшего вина.
"Для шампанского видно, что пробки и мюзле - проволочные держатели - защищены, - говорит Хадсон. - Некоторые пробки от тихих вин определенно целы, на части из них сохранились восковые печати".
Общая стратегия команды 10994 - поднять и продать как можно больше бутылок, пожертвовав часть выручки благотворительным организациям Ассоциации Береговой Охраны и Королевскому Национальному Институту Спасения на Водах. "В идеале мы хотели бы провести массовую операцию по подъему и поднять все, что можно спасти", - говорит Хадсон. Простой план, верно?
Не совсем. Великобритания, как правило, следует Конвенции ЮНЕСКО 2001 года об охране подводного культурного наследия, которая запрещает нарушать подводные объекты старше 100 лет. Это означает, что операция по спасению бутылок невозможна с точки зрения Департамента цифровой культуры, СМИ и спорта Великобритании, а также организаций по управлению морской средой и исторической Англией.
Хадсон и Джейсон утверждают, что поскольку груз скоропортящийся, а "Либурн" практически развалился (во многом из-за траления рыболовных судов в Английском канале), этот мандат здесь неприменим. Они надеются в конечном итоге получить разрешение, но неизвестно, когда это может произойти и как долго еще сохранятся любые спасаемые вина. Даже если будет разрешено, команде 10994 все равно потребуется дополнительное финансирование для продолжения миссии - сейчас они ищут спонсоров.
"При таких глубинах требуются значительные средства просто чтобы добраться туда, - говорит Джейсон. - Нужна коммерческая основа, иначе невозможно это сделать".
Так что пока любознательным любителям вина и истории придется удовлетвориться видео команды 10994 об их подводном открытии.