29 подписчиков

Кто и зачем спас «Первую учительницу» в Саратове

455 прочитали
Памятник Первой учительнице в Саратове.
Памятник Первой учительнице в Саратове.

75 лет назад в Саратове скончался знаменитый российский и советский хирург, действительный член Академии медицинских наук СССР Сергей Романович Миротворцев.

Его именем в нашем городе названа улица и Третья городская клиническая больница. Участник пяти (!) войн: русско-японской (оборона Порт-Артура), Первой мировой, Гражданской, финской и Великой Отечественной. В 1940 году он стал литературным персонажем. Писатель Александр Степанов 12-летним мальчиком в Порт-Артуре помогал своему отцу, артиллерийскому офицеру, был контужен, тяжело ранен. Именно молодой военный хирург Миротворцев спас ему ноги, вследствие чего позже стал одним из героев романа «Порт-Артур». По словам автора, солдаты называли его «Чудотворцев».

***

- Ваше мнение, господа? - обратился Петров к врачам.

- Нас родина послала в Артур, там мы и должны остаться до конца войны. Уход в нейтральный порт будет дезертирством, - ответил за всех длинный, сухопарый младший врач Миротворцев, прибывший в Артур уже после начала войны…

С.Р. Миротворцев, приват-доцент Военно-медицинской академии, С.-Петербург, 1909 г.
С.Р. Миротворцев, приват-доцент Военно-медицинской академии, С.-Петербург, 1909 г.

Несмотря на свой уникальный военный опыт, Миротворцев никогда не брал в руки оружия страшнее скальпеля, был организатором госпитального дела. Хотя дочь Миротворцева Кира Сергеевна в юбилейные дни 2003 года (отмечалось 125-летие со дня рождения знаменитого хирурга) рассказала мне в личной беседе, что в семейном архиве сохранилось завещание деда Сергея Романовича, в нем отдельной строкой внуку доверялась настоящая боевая сабля, на которую тот со страстью взирал при жизни деда.

В Великую Отечественную более 70 процентов раненых, лечившихся в саратовских и пензенских госпиталях, которыми руководил Миротворцев, возвращались в строй. Для того времени это был уникально высокий показатель, что позже признала и Всемирная организация здравоохранения.

Ну, а причем тут «Первая учительница»?..

Этот небольшой памятник в Саратове тоже знают все. В 1996 году он появился в сквере на углу улиц Московской и Соляной, который теперь так и называется – сквер «Первой учительницы».

Хорошо известна история его создания. «Первая учительница» – фрагмент скульптурной композиции вокруг памятника Александру II, который был установлен в Саратове в 1911 году, к 50-летию освобождения крестьян от крепости. Кроме учительницы императора Александра окружали: крестьянин-сеятель, богиня правосудия Фемида, и болгарка, взывающая к царю о помощи в борьбе против турецкого ига – своеобразное олицетворение реформ и заслуг царя-освободителя.

"Учительница" справа от царя-освободителя.
"Учительница" справа от царя-освободителя.

Известен и их автор – скульптор Сергей Волнухин (в Москве все знают его Первопечатника Ивана Федорова). Средства на памятник царю собирали 15 лет, а вот простоял он на площади всего семь. В 1918 году Александра и трех персон из его окружения демонтировали и перелили. На уцелевший монолитный пьедестал в 1939 году перед зданием саратовского железнодорожного вокзала поставили Феликса Дзержинского (не столько как председателя ВЧК, больше как первого народного комиссара путей сообщения).

А вот скромная «земская учительница» начала свое более чем странное и загадочное путешествие по Саратову. По мнению некоторых краеведов, сначала она «затерялась» на заднем дворе завода «Серп и молот» (бывший завод Отто Беринга). С территории завода непостижимым образом перекочевала во двор Саратовского университета. А еще позже – перебралась на газон у детского корпуса университетской клиники.

Во дворе Саратовского государственного университета.
Во дворе Саратовского государственного университета.
У детского корпуса Третьей клинической больницы.
У детского корпуса Третьей клинической больницы.

В версию о скульптуре-«потеряшке» лично мне верится с трудом. Страна после страшной разрухи и запустения революционных лет медленно, но верно вползала в эпоху индустриализации. Дефицит металла ощущался остро и во всем. Екатерина Вторая в городе Марксе (есть у нас такой, бывший Екатериненштадт) досидела на своем пьедестале до начала 1930-х, но уже в 1941-м ее перелили «на нужды фронта». А вот наша «учительница» уцелела, и кажется, не без чьего-то прямого участия. На этот счет у меня сформировалась своя версия.

Дело в том, что уже в декабре 1922 года ректором Саратовского государственного университета становится Сергей Романович Миротворцев, на этом посту он трудится до 1928 года. Но и в последующие годы, практически до самой смерти, его голос был весомым в жизни всего университетского сообщества. Именно Миротворцев в 1920-е активно занимается благоустройством университетского двора. Об этом он (впрочем, не так подробно, как хотелось бы) пишет в своей книге воспоминаний «Страницы жизни». Именно в годы его руководства (тогда еще практически за городом) достраивается клиника по проекту знаменитого архитектора Карла Мюфке, во дворе которой позже, уже после смерти Сергея Романовича, приютилась и одна из фигурок от памятника Александру II.

С.Р. Миротворцев, ректор Саратовского госуниверситета.
С.Р. Миротворцев, ректор Саратовского госуниверситета.

Нельзя утверждать доподлинно (нет документов), но и не кажется совсем уж фантастическим, что университетский ректор Миротворцев, как выходец из позапрошлого века, да еще с такой говорящей, почти «царской» фамилией, хотя бы на начальном этапе приложил руку к спасению будущей «Первой учительницы». Уверен, что ее ненадежное дореволюционное происхождение (несмотря на то, что по сюжету она учит читать босоногую крестьянскую девочку) было хорошо известно охранителям идеологической чистоты университетского быта. Вот почему позже коллеги Миротворцева и решили убрать ее от греха в более скромное место – в скверик перед клиникой, откуда она уже в новейшее время с почетом вернулась в центр города. Хоть и не на прежнее место.

Если у вас есть другая версия этой истории, предлагайте.