Найти тему
Space girl

История кораблей слежения США.

США использовали корабли слежения с начала космической эры в 1950-х годах. Сначала это были пробные испытания ракет V-2. Это были первые суборбитальные полеты ракет и их траектории полетов пролегали над Атлантикой.

Старт ракеты V-2 полигон White Sands, New Mexico.
Старт ракеты V-2 полигон White Sands, New Mexico.

Поэтому для их отслеживания у ВМФ США одолжили пару эсминцев, которые использовали свои радары управления огнем и оптические системы.

Но первый раз специальный отряд кораблей был задействован когда испытывали и разрабатывали крылатую ракету "Снарк".

Крылатая ракета "Снарк"
Крылатая ракета "Снарк"

Ракета должна была иметь дальность 5500 миль, а при испытаниях дальность полета над Аталантикой была несколько тысяч миль. И если бы при испытательном полете над океаном что то пошло не так, было бы очень трудно выяснить причины произошедшего. Поэтому для отслеживания полета ракеты, из резервного запаса флота были получены 6 кораблей, которые были построены как суда снабжения во Вторую мировую войну. Их значительно модифицировали для отслеживания полета ракет. Длина этих судов составляла 54 метра, а водоизмещение около 550 тонн. Для флота США были построено сотни таких судов, им даже не давали названий, у них были просто номера. Поэтому когда ВВС взяли их себе в качестве судов контроля, они дали им позывные фонетического алфавита от Echo до Kilo.

Одно из судов по контролю за полетами ракет "Снарк"
Одно из судов по контролю за полетами ракет "Снарк"

Их оснастили антеннами и другим оборудованием для слежения. Они проводили по неделе в море, и могли собирать до 15 минут телеметрии полета ракеты, пока она пролетала мимо.

Следующая группа кораблей слежения которая была создана в США предназначалась уже для слежения за полетами более больших и крупных ракет, которые летали в космос. Это такие ракеты как "Тор", "Атлас" и "Титан". Эта группа кораблей была преобразована из более крупных грузовых судов Тип C1. Они были в 2 раза длиннее чем предыдущие суда. Длина их составляла 120 метров водоизмещением 4000 тонн. Два из них было назначены конкретно на проект "Меркьюри". Это суда USNS Rose Knot (T-AGM-14) и USNS Coastal Sentry (T-AGM-15)

Судно Rose Knot
Судно Rose Knot
Судно Coastal Sentry
Судно Coastal Sentry

Они получили дополнительное оборудование позволяющие отправлять команды напрямую на космический корабль, и это уже не были просто пассивные наблюдатели. Вообще космические корабли в принципе не нуждались в постоянной связи, но медицинские эксперты НАСА, работавшие в проекте "Меркьюри" хотели чтобы медицинская телеметрия была доступна на протяжении всего полета. Поэтому была разработана целая сеть наземных станций слежения по всему миру. В основном в дружественных США странах - Франции,Бермудских и Канарских островах, Нигерии, Занзибаре, Австралии и Мексике. Но в Тихом, Индийском и Атлантических океанах им пришлось заполнить эти пробелы, и туда были отправлены суда слежения. Эти корабли должны были действовать автономно и независимо от центра управления полетами. В то время как наземные станции слежения могли отправлять сигналы по наземным линиям связи в центр управления полетами и при этом получали обратную связь, то корабли находящиеся в море не могли гарантировать того что они могут связаться с берегом. Они могли передать радиосообщения, но не могли при этом отправить телеметрические данные в реальном времени. Поэтому на каждом корабле была небольшая команда слежения во главе с капитаном команды и медицинскими специалистами.

Комната управления судна Rose Knot
Комната управления судна Rose Knot

Джон Гленн был таким капитаном на USNS Coastal Sentry при последнем полете корабля по программе Меркьюри (Меркьюри-Атлас-9) и поддерживал Гордона Купера в миссии которая продлилась 34 часа. И когда в полете с 13 по 19 виток начались проблемы, единственными наземными станциями которые могли поддерживать связь были Гавайи и Занзибар. Coastal Sentry находился в правильном месте в ожидании входа корабля в атмосферу, но из-за возникших проблем, пришлось разработать новый план возвращения корабля на Землю. Гленн сообщил об этом Гордону Куперу и примерно через час дал для него обратный отчет на активацию зажигания двигателей торможения.

Джон Гленн в комнате телеметрии и контроля судна Coastal Sentry
Джон Гленн в комнате телеметрии и контроля судна Coastal Sentry

Программа "Джемини"

Ну а мы перенесемся на несколько лет вперед и это программа "Джемини". Rose Knot и Coastal Sentry все еще работают, их немного модернизировали, но они все еще автономны. Во время драмы "Джемини-8" они оба были в состоянии связаться с кораблем на орбите, во время того как один из двигателей ориентации начал раскручивать космический корабль. Суда слежения работали с экипажем на нескольких последних витках, в то время когда чрезвычайная ситуация вынудила прервать миссию, и было необходимо составить новый план возвращения и входа корабля в атмосферу и его необходимо было передать экипажу.

Была так же и другая группа кораблей слежения, которые были переоборудованы из более больших судов снабжения типа "Виктория" или VC2. Они больше чем суда типа С1 их было около 9, они были приобретены в разное время и в рамках разных программ. Большинство из них находилось в Тихом океане и работало по военным программам таким как "Корона".

Судно слежения Range Traker (Тип VC2)
Судно слежения Range Traker (Тип VC2)

Но пара из них использовалась в рамках пилотируемых программ НАСА. Судно USNS Range Traker так же использовался в программе "Джемини", но эти два судна - USNS Watertown и USNS Huntsville.

USNS Watertown
USNS Watertown
USNS Huntsville.
USNS Huntsville.

Они были модернизированы для слежения за полетами кораблей "Аполлон" и находились в Тихом океане для отслеживания входа космических кораблей в атмосферу при возвращении.

Теперь поговорим о трех кораблях слежения, которые были сделаны на основе танкеров серии T-2. Эти танкеры были длиной 162 метра и их водоизмещение превышало 20 тыс. тонн когда они перевозили нефть. Их было построено около 500 шт, для снабжения американского флота во время Второй мировой войны. Для переоборудования использовался конкретный тип судов а именно T2SEA2, они отличались от других улучшенными двигателями. Судно Mission San Juan станет судном USNS Mercury, Mission De Pala станет судном USNS Redstone, Mission San Fernando станет судном USNS Vanguard. И вы как любители космоса понимаете какие космические программы стояли за этими названиями.

USNS Mercury
USNS Mercury
USNS Redstone
USNS Redstone
USNS Vanguard
USNS Vanguard

Общая длинна этих судов станет на 21 метр больше, и составит 181 метр. Но чтобы этого добиться, нужно было не просто разрезать корпус и добавить секцию. Они фактически вырезали всю среднюю часть судна, состоящую в основном из топливных танков, оставив только нос и корму, а затем построили совершенно новую среднюю часть.

Модификация танкера серии T-2
Модификация танкера серии T-2

На модифицированных судах были большие управляемые параболические антенны, которые были установлены на палубу, поддерживали прием и передачу сигналов. У судов был большой набор разнообразной электроники, имелись компьютеры, было все оборудования для отправки команд на космические корабли и декодирования телеметрии. Как и корабли участвующие в проектах "Меркьюри" и "Джемини" они были построены с расчетом на то, что будут работать как автономные центры управления полетами, независимо от основного центра в Хьюстоне. Однако за прошедшие годы спутниковые технологии развивались довольно-таки быстро, и к тому времени когда корабли начали работать они имели надежную спутниковую связь которая обеспечивала двухстороннюю ретрансляцию сигналов между судами и центром в Хьюстоне. Поэтому автономия уже была не нужна, когда суда работали по программе Аполлон. Внесу некоторую ясность, это были не просто спутниковые ретрансляторы, у них была одна интересная и важная система, которая отличала суда от наземных станций слежения, на кораблях стояла система измерения и определения местоположения или SPAMS (ship position and measuring system). Эта система во многом напоминала инерциальное навигационное оборудование используемое на космических кораблях, и его можно было использовать для определения местоположения судна с точностью до 100 метров. Это позволяло им определять местоположение космического корабля с такой же точностью. Судно слежения было расположено так, чтобы отслеживать все этапы зажигания двигателей для транслунного перелета кораблей Аполлон, чтобы убедиться что космические корабли вышли на правильную траекторию перелета к Луне. При полете Аполлон-11 эту работу выполняло судно USNS Mercury. Но все это на самом деле служило лишь подтверждением надежности бортовых систем космических кораблей. И после успеха миссии Аполлон-11 большинство кораблей слежения перестали использоваться. Mercury, Redstone и Huntsville не использовались больше при следующих запусках после миссии Аполлон-11. И все они были отправлены в резерв. Остался только Vanguard, поскольку был нужен для слежения в Атлантике и выполнял эту работу для всех последующих запусков по программе "Аполлон" включая полеты на станцию Скалэб и миссию Союз-Аполлон. Развитие технологий сделало по сути ненужными специальные суда слежения. Улучшенные бортовые системы на самих ракетах и космических кораблях требовали меньшего количества наземного управления, и поскольку само оборудование становилось меньше, уже не требовалось выделять целое судно для слежения за полетами. И конечно же космические корабли на орбите стали использовать спутники связи, и уже не нужно было прямого контакта со станциями слежения. В конечном итоге все корабли слежения участвовавшие в программах "Меркьюри, "Джемини", "Аполлон" были списаны. У некоторых из них правда была короткая карьера. Например USNS Vanguard работал при испытании подводной навигационной системы в 1980-х годах вплоть до 1998 года, когда он был окончательно списан. В 2013 году он совершил свой последний рейс в Браунсвилл, штат Техас где был утилизирован. Есть одно судно слежения, которое очень узнаваемо, но оно не участвовало в пилотируемых космических программах НАСА, это USNS General Hoyt S. Vandenberg.

USNS General Hoyt S. Vandenberg
USNS General Hoyt S. Vandenberg

Ванденберг был построен как авианосец , а в 1960-х годах был переделан для отслеживания ракетных испытаний, специально для измерения динамики входа в атмосферу боеголовок ядерных ракет. А в конце 1990-х он снялся в фильме Вирус. Его сделали похожим на российское исследовательское судно.

Кадр из фильма Вирус - 1999 год.
Кадр из фильма Вирус - 1999 год.

В 2009 году его намеренно затопили чтобы сформировать искусственный риф, который стал достопримечательностью для дайверов и домом для многих водных обитателей.

Ирония судьбы. Судно которое участвовало в испытании оружия, которое несло смерть и разрушения, само стало в итоге нести жизнь и созидание.

Ну а на этом все. Спасибо за внимание!