США использовали корабли слежения с начала космической эры в 1950-х годах. Сначала это были пробные испытания ракет V-2. Это были первые суборбитальные полеты ракет и их траектории полетов пролегали над Атлантикой.
Поэтому для их отслеживания у ВМФ США одолжили пару эсминцев, которые использовали свои радары управления огнем и оптические системы.
Но первый раз специальный отряд кораблей был задействован когда испытывали и разрабатывали крылатую ракету "Снарк".
Ракета должна была иметь дальность 5500 миль, а при испытаниях дальность полета над Аталантикой была несколько тысяч миль. И если бы при испытательном полете над океаном что то пошло не так, было бы очень трудно выяснить причины произошедшего. Поэтому для отслеживания полета ракеты, из резервного запаса флота были получены 6 кораблей, которые были построены как суда снабжения во Вторую мировую войну. Их значительно модифицировали для отслеживания полета ракет. Длина этих судов составляла 54 метра, а водоизмещение около 550 тонн. Для флота США были построено сотни таких судов, им даже не давали названий, у них были просто номера. Поэтому когда ВВС взяли их себе в качестве судов контроля, они дали им позывные фонетического алфавита от Echo до Kilo.
Их оснастили антеннами и другим оборудованием для слежения. Они проводили по неделе в море, и могли собирать до 15 минут телеметрии полета ракеты, пока она пролетала мимо.
Следующая группа кораблей слежения которая была создана в США предназначалась уже для слежения за полетами более больших и крупных ракет, которые летали в космос. Это такие ракеты как "Тор", "Атлас" и "Титан". Эта группа кораблей была преобразована из более крупных грузовых судов Тип C1. Они были в 2 раза длиннее чем предыдущие суда. Длина их составляла 120 метров водоизмещением 4000 тонн. Два из них было назначены конкретно на проект "Меркьюри". Это суда USNS Rose Knot (T-AGM-14) и USNS Coastal Sentry (T-AGM-15)
Они получили дополнительное оборудование позволяющие отправлять команды напрямую на космический корабль, и это уже не были просто пассивные наблюдатели. Вообще космические корабли в принципе не нуждались в постоянной связи, но медицинские эксперты НАСА, работавшие в проекте "Меркьюри" хотели чтобы медицинская телеметрия была доступна на протяжении всего полета. Поэтому была разработана целая сеть наземных станций слежения по всему миру. В основном в дружественных США странах - Франции,Бермудских и Канарских островах, Нигерии, Занзибаре, Австралии и Мексике. Но в Тихом, Индийском и Атлантических океанах им пришлось заполнить эти пробелы, и туда были отправлены суда слежения. Эти корабли должны были действовать автономно и независимо от центра управления полетами. В то время как наземные станции слежения могли отправлять сигналы по наземным линиям связи в центр управления полетами и при этом получали обратную связь, то корабли находящиеся в море не могли гарантировать того что они могут связаться с берегом. Они могли передать радиосообщения, но не могли при этом отправить телеметрические данные в реальном времени. Поэтому на каждом корабле была небольшая команда слежения во главе с капитаном команды и медицинскими специалистами.
Джон Гленн был таким капитаном на USNS Coastal Sentry при последнем полете корабля по программе Меркьюри (Меркьюри-Атлас-9) и поддерживал Гордона Купера в миссии которая продлилась 34 часа. И когда в полете с 13 по 19 виток начались проблемы, единственными наземными станциями которые могли поддерживать связь были Гавайи и Занзибар. Coastal Sentry находился в правильном месте в ожидании входа корабля в атмосферу, но из-за возникших проблем, пришлось разработать новый план возвращения корабля на Землю. Гленн сообщил об этом Гордону Куперу и примерно через час дал для него обратный отчет на активацию зажигания двигателей торможения.
Программа "Джемини"
Ну а мы перенесемся на несколько лет вперед и это программа "Джемини". Rose Knot и Coastal Sentry все еще работают, их немного модернизировали, но они все еще автономны. Во время драмы "Джемини-8" они оба были в состоянии связаться с кораблем на орбите, во время того как один из двигателей ориентации начал раскручивать космический корабль. Суда слежения работали с экипажем на нескольких последних витках, в то время когда чрезвычайная ситуация вынудила прервать миссию, и было необходимо составить новый план возвращения и входа корабля в атмосферу и его необходимо было передать экипажу.
Была так же и другая группа кораблей слежения, которые были переоборудованы из более больших судов снабжения типа "Виктория" или VC2. Они больше чем суда типа С1 их было около 9, они были приобретены в разное время и в рамках разных программ. Большинство из них находилось в Тихом океане и работало по военным программам таким как "Корона".
Но пара из них использовалась в рамках пилотируемых программ НАСА. Судно USNS Range Traker так же использовался в программе "Джемини", но эти два судна - USNS Watertown и USNS Huntsville.
Они были модернизированы для слежения за полетами кораблей "Аполлон" и находились в Тихом океане для отслеживания входа космических кораблей в атмосферу при возвращении.
Теперь поговорим о трех кораблях слежения, которые были сделаны на основе танкеров серии T-2. Эти танкеры были длиной 162 метра и их водоизмещение превышало 20 тыс. тонн когда они перевозили нефть. Их было построено около 500 шт, для снабжения американского флота во время Второй мировой войны. Для переоборудования использовался конкретный тип судов а именно T2SEA2, они отличались от других улучшенными двигателями. Судно Mission San Juan станет судном USNS Mercury, Mission De Pala станет судном USNS Redstone, Mission San Fernando станет судном USNS Vanguard. И вы как любители космоса понимаете какие космические программы стояли за этими названиями.
Общая длинна этих судов станет на 21 метр больше, и составит 181 метр. Но чтобы этого добиться, нужно было не просто разрезать корпус и добавить секцию. Они фактически вырезали всю среднюю часть судна, состоящую в основном из топливных танков, оставив только нос и корму, а затем построили совершенно новую среднюю часть.
На модифицированных судах были большие управляемые параболические антенны, которые были установлены на палубу, поддерживали прием и передачу сигналов. У судов был большой набор разнообразной электроники, имелись компьютеры, было все оборудования для отправки команд на космические корабли и декодирования телеметрии. Как и корабли участвующие в проектах "Меркьюри" и "Джемини" они были построены с расчетом на то, что будут работать как автономные центры управления полетами, независимо от основного центра в Хьюстоне. Однако за прошедшие годы спутниковые технологии развивались довольно-таки быстро, и к тому времени когда корабли начали работать они имели надежную спутниковую связь которая обеспечивала двухстороннюю ретрансляцию сигналов между судами и центром в Хьюстоне. Поэтому автономия уже была не нужна, когда суда работали по программе Аполлон. Внесу некоторую ясность, это были не просто спутниковые ретрансляторы, у них была одна интересная и важная система, которая отличала суда от наземных станций слежения, на кораблях стояла система измерения и определения местоположения или SPAMS (ship position and measuring system). Эта система во многом напоминала инерциальное навигационное оборудование используемое на космических кораблях, и его можно было использовать для определения местоположения судна с точностью до 100 метров. Это позволяло им определять местоположение космического корабля с такой же точностью. Судно слежения было расположено так, чтобы отслеживать все этапы зажигания двигателей для транслунного перелета кораблей Аполлон, чтобы убедиться что космические корабли вышли на правильную траекторию перелета к Луне. При полете Аполлон-11 эту работу выполняло судно USNS Mercury. Но все это на самом деле служило лишь подтверждением надежности бортовых систем космических кораблей. И после успеха миссии Аполлон-11 большинство кораблей слежения перестали использоваться. Mercury, Redstone и Huntsville не использовались больше при следующих запусках после миссии Аполлон-11. И все они были отправлены в резерв. Остался только Vanguard, поскольку был нужен для слежения в Атлантике и выполнял эту работу для всех последующих запусков по программе "Аполлон" включая полеты на станцию Скалэб и миссию Союз-Аполлон. Развитие технологий сделало по сути ненужными специальные суда слежения. Улучшенные бортовые системы на самих ракетах и космических кораблях требовали меньшего количества наземного управления, и поскольку само оборудование становилось меньше, уже не требовалось выделять целое судно для слежения за полетами. И конечно же космические корабли на орбите стали использовать спутники связи, и уже не нужно было прямого контакта со станциями слежения. В конечном итоге все корабли слежения участвовавшие в программах "Меркьюри, "Джемини", "Аполлон" были списаны. У некоторых из них правда была короткая карьера. Например USNS Vanguard работал при испытании подводной навигационной системы в 1980-х годах вплоть до 1998 года, когда он был окончательно списан. В 2013 году он совершил свой последний рейс в Браунсвилл, штат Техас где был утилизирован. Есть одно судно слежения, которое очень узнаваемо, но оно не участвовало в пилотируемых космических программах НАСА, это USNS General Hoyt S. Vandenberg.
Ванденберг был построен как авианосец , а в 1960-х годах был переделан для отслеживания ракетных испытаний, специально для измерения динамики входа в атмосферу боеголовок ядерных ракет. А в конце 1990-х он снялся в фильме Вирус. Его сделали похожим на российское исследовательское судно.
В 2009 году его намеренно затопили чтобы сформировать искусственный риф, который стал достопримечательностью для дайверов и домом для многих водных обитателей.
Ирония судьбы. Судно которое участвовало в испытании оружия, которое несло смерть и разрушения, само стало в итоге нести жизнь и созидание.
Ну а на этом все. Спасибо за внимание!