Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Животные” (2014, Animals): Двое на “дороге”

Оглавление

18+ // Наркотики – это зло.

***

Историю о молодой паре Джуд и Бобби, живущей в старом автомобиле и обманывающей незнакомцев, чтобы добывать у них деньги и покупать на них героин, поставил режиссёр Коллин Шиффли (Collin Schiffli), что стало его дебютом, по сценарию актёра Давида Дастмалчяна (David Dastmalchian).

Постер к фильму "Животные"
Постер к фильму "Животные"

Этот фильм не хуже и не лучше художественных драм на схожую тему, потому что ни один фильм не сможет достоверно показать настоящую зависимость. Через фильмы всё равно возникает иллюзорное впечатление, что можно остановиться и сделать это довольно просто. В этих историях герой проходит через самоуничтожение, превращение себя в “животное”, озабоченное лишь одним инстинктом – получить новую дозу, а без неё он дичает и становится опасным не только для себя, но и для окружающих. А в итоге понимает, что должен остановиться.

Но правдивее всего формулировка о наркомании озвучена в “Дневнике баскетболиста”: “Ты думаешь, стоит захотеть, и ты бросишь, но это как сон. А сон нельзя остановить. Он продолжается вопреки твоей воле. И вдруг ты понимаешь, что ты бессилен”. Нужно убить наркомана, чтобы убить зависимость.

Эти истории поучительны – как ни в коем случае нельзя делать, в то же время их физически сложно смотреть из-за ужасающего превращения человека в жалкое подобие себя – как некогда дышащее здоровьем тело становится мертвенно серо-зелёным и покрытым клейкой плёнкой лихорадочного пота. Всё это присутствует и у Дастмалчяна в сценарии. Но нюанс в том, что в основу сценария он уместил свой опыт наркозависимости. Своим сценарием он был намерен озвучить проблему наркозависимых, чтобы их не воспринимали изгоями, а всё же пытались оказать помощь.

Сюжет

Джуд (Давид Дастмалчян) и Барбара 'Бобби’ (Ким Шоу) познакомились два года назад, понравились друг другу и стали парой. Первое, что они сделали вместе, – это укол в вену. И их жизнь пошла под откос.

Они живут в автомобиле, припаркованном около городского зоопарка Чикаго, промышляют воровством, чтобы раздобыть денег на очередную дозу. Иногда гуляют в зоопарке, наблюдая за животными и прикидываясь, что у них нормальная романтичная жизнь. Животные в этом фильме идут параллельно жизни двух главных героев. Это и намёк на желание свободной дикой жизни, и на опасность животной натуры, когда ей чего-то не хватает. Как писал Берроуз: “Бешеная собака не выбирает – она кусает”. Но также в этом кроется более глубокая метафора. Хотя Чак Паланик в "Бойцовском клубе" имел в виду именно четвероногих, но под жизнь наркоманов его высказывание очень подходит: "В природе не встречается старых животных, потому что они умирают раньше, чем состарятся… Животным не положено стареть…. Старые животные – это исключение из законов природы”.

Действительно, вечно так продолжаться не может. У Джуда начинает гнить корень зуба, а у Бобби болит грудь.

Мысли и впечатления после просмотра

Джуд имеет среднее образование, хорошо считает, находчивый, судя по тому, как он рождает идеи обманов обычных людей, чтобы украсть их деньги. Он разместил в газете объявление о предложении секс-услуг, согласно которому Бобби выдаёт себя за секс-работницу, назначая "свидания" случайным парням. Также он придумывает хитроумную аферу с обманом охранника в бизнес-центре в деловом районе Чикаго.

Бобби и Джуд. Одна из сцен, в которой они совершают кражу - здесь они украли кошелёк одного из отдыхающих на пляже
Бобби и Джуд. Одна из сцен, в которой они совершают кражу - здесь они украли кошелёк одного из отдыхающих на пляже

Но он прекрасно понимает, что другой жизни у него не будет, он на неё не способен. Он не хочет иметь постоянное место работы, жену и детей. Ему не близка идея ‘скучной’ жизни, которую ему обрисовала Бобби, предлагая такие перемены. Он сам это всё не переносит. По её словам, она-то будет рада вести обычную жизнь с ним, “я продолжаю думать о всяких обыденных вещах”, признаётся она Джуду. Но это всего лишь её иллюзия.

Бобби, похоже, так привязалась к Джуду из-за обиды на мать. Её мать вышла замуж во второй раз за мужчину-врача, который оказался лицемером. По её словам, её отчим сам принимает оксиконтин, который ещё называют как “деревенский героин”. Мать Бобби почему-то не обращала на это внимания, сама Бобби решила пойти путём отчима и сошлась с Джудом. Очень странный и глупый поступок. Образ беспомощности и инфантильности Бобби подчёркивается детским жестяным чемоданчиком, в котором она хранит все свои вещи – помаду, зеркальце, расчёску, зажигалку, жгут, ложку и шприцы. И чем это не символ испорченной юности – детский чемоданчик, наполненный отравой.

"Будни" Бобби и Джуда. Чемоданчик Бобби у неё в руках
"Будни" Бобби и Джуда. Чемоданчик Бобби у неё в руках

В целом получается, что оба молодых человека принадлежат к обеспеченному слою населения, но они выбрали приключения и бунт, как бы глупо это ни звучало. Это обрисовывает хотя бы то, что от наркозависимости не застрахован никто. Наркозависимость – это общая беда, без статуса. В эту яму падают и сытые, и голодные. Причём на примере истории Джуда и Бобби ужас выглядит ещё уродливее: они могли выбрать любую жизнь, но выбрали губительную.

Соприкосновение с реальной жизнью у Джуда и Бобби случилось, когда организм Джуда не выдержал из-за ломки. Эта сцена символизирует перелом в их отношениях и то, что они всё же сумели вовремя остановиться. Мучаясь от ломки, они хотят отнять деньги у женщины, гуляющей с младенцем. Джуд, держа шприц, говорит, что пригрозит ей своим заболеванием, сказав, что у него СПИД, а Бобби предлагает, чтобы он лучше пригрозил, что уколет её ребёнка, тогда она отдаст всё, чтобы он этого не делал. Но Джуд не смог так поступить, а Бобби на самом деле не хотела, чтобы он так поступал. И реальность хлынула на них сквозь окна их расшатанного авто.

То есть они могли отстраняться от проблем до экстремального момента, даже когда врач сообщил Бобби о её проблемах с молочными железами. Это не подтолкнуло их к родственникам. Ранее в фильме звучали реплики, дающие понимание, что у обоих есть выход – Бобби может обратиться за помощью к матери, а Джуд – к брату.

В том, что они предпочитали продолжать жить на улице, – нигде – прослеживается их попытка бегства от проблем, словно существование от дозы к дозе намного важнее, чем трезвое принятие решений и ответственности. Намного проще украсть чужой кошелёк или диски из магазина. Есть в этом элемент подростковой беззаботности, отсутствия желания взрослеть. Это и не получится, потому что наркотик не позволит протянуть на такой диете до почтенного возраста. Обратиться за помощью означает отказаться от пребывания в иллюзиях.

Когда Бобби и Джуд оказались всё же на трезвой стороне жизни, им повезло хотя бы в том, что рядом появились те, кто был к ним добр. Это очень хороший сценарный ход, чтобы показать, что страх не вполне обоснован. Страх того, что в обычной жизни нет достойных и понимающих людей – иначе зачем постоянно прятаться в героиновом угаре. Джуда поместили в психиатрическую клинику для восстановления, где лечащий врач проявила эмпатию к нему, а Бобби помог патрульный полицейский, позволив ей выговориться и ненавязчиво подтолкнувший к мысли, что она должна подумать о своей жизни (а не Джуда), потому что шанс поменять её в лучшую сторону у неё ещё есть. Пора проснуться, выбраться за пределы своего жестяного чемоданчика и понять, что её пара с Джудом существует только из-за героина.

Имя Джуд соотносится с Иудой, который предал Христа. В английском написании эти имена очень похожи: Jude и Judas. Допускаю, что Давид Дастмалчян, описывая свой опыт в сценарии, выбрал для главного героя именно такое имя неспроста. Он вполне сам мог обрести Бога, убивая себя наркотиком изо дня в день в течение пяти лет. В один из таких дней он мог признать, что поступает как предатель. Если Иисус Христос пожертвовал своей жизнью на кресте ради всего человечества, разве можно тратить свою жизнь именно на употребление опиатов. Библейская тема поддерживается в этом фильме в сцене, когда Джуд и Бобби приехали к новому дилеру за очередной дозой. На здании висела неоновая вывеска Christ Died For Our Sins (Иисус умер за наши грехи).

-4

Герой Дастмалчяна в начале фильма, да и весь фильм ведёт себя как предатель. Особенно его подлость проявляется во флэшбеке, когда он на признание Бобби, что он ей понравился с первого взгляда, делает ей укол. Если я правильно поняла, это он втянул девушку в свой порок, нашёл себе спутницу в запределье. Но и в финале он решил обелиться для самого себя, не давая ей ложную надежду на будущее.

Будучи в больнице и проходя курс терапии, в которую входит терапия письмом, Джуд сочинил историю про ковбоя, подразумевая в этом образе себя, разумеется. В его истории ковбой однажды вышел на улицу пьяный и увидел, как хулиганы пристают к девушке. От зрелища он озверел и разорвал их на части. И теперь сам лежит на улице, истекая кровью, а девчонка смотрит на него как на спасителя. Но это не так. Он теперь сам хочет убить её, но полицейские успевают прибыть, они сбивают его своим автомобилем и оттаскивают в мусорный бак. Джуд определил себе место в этой жизни “в мусорном баке”, куда на протяжении двух лет утягивал и Бобби, но только в больнице, очистившись от героина, смог это осознать.

Потому, когда Бобби предложила поехать с ней в её родной город и начать там вести обыденную жизнь, он отказался. Бобби смотрела на него как на спасителя, но это было не так. Он предатель. И предал бы снова. Это очевидно не только ему, но и зрителю – единственное, что их связывало, была героиновая зависимость.

Юмор
2,91 млн интересуются