С 17 июля 1941 года рейхсминистром восточных оккупированных территорий Третьего Рейха стал Альфред Розенберг. Его ведомство сразу приступило к вывозу всех ценностей с временно оккупированных советских территорий.
Директор Эрмитажа Орбели еще до войны утвердил план эвакуации Эрмитажа во время войны.
Уже 1 июля первый эшелон отправили в Свердловск. А затем и второй. Но третий эшелон вывезти не успели. Оставшиеся экспонаты сохранили в Исаакиевском соборе, который немцы не обстреливали и не бомбили, так как он был удобным ориентиром.
Точно также вывезли 26 000 экспонатов Государственного Русского музея. Наиболее громоздкие вещи сохранили в подвалах. Медного всадника засыпали песком и укрепили опалубками.
Во время блокады Ленинграда в Аничков мост ночью 6 ноября 1942 года попала фугасная бомба весом 250 кг. Взрывной волной разбило и сбросило в Фонтанку более 30 м чугунной решётки с чугунными тумбами.
Что хорошо, скульптурную группу «Укрощение коня человеком» скульптора Клодта на мосту заранее сняли и закопали в саду у Аничкового моста.
Зато немцы развернулись в пригородах Ленинграда. Особенно в Царском селе, откуда вывезли Янтарную комнату. Но в Петергофе им мало что удалось найти, так как большинство скульптур увезли.
В 1942 году Шостакович закончил свою знаменитую 7-ю симфонию. И решил обязательно, чтобы она была исполнена в блокадном Ленинграде.
Исполнение поручили оркестру Ленинградского радиокомитета Карла Элиасберга. Тот пришел в ужас, так как у него было всего 20 музыкантов. А нужно было 80. Но нашли всех, так как, кого нужно вызвали с фронта, а других набирали со всего города. Музыкантам дали дополнительный паек. Это многим спасло жизнь.
Премьера симфонии № 7 прошла 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Для того, чтобы немцы не смогли помешать концерту артиллерия Ленинградского фронта открыла шквальный огонь.
Зал филармонии был полон как никогда, а исполнение передавали по всем радиоприемникам. Слышали даже немцы. И приходили в ярость, понимая, что город не сдаться. Но сделать ничего не могли, концерт прошел в безопасных условиях для исполнителей и зрителей.