Найти в Дзене

Вейпинг в России. С чего все началось и что будет дальше?

Оглавление

Прототип вейпа появился еще в 2003 году и прошел долгий путь трансформации, чтобы сейчас города заполнились вейп-шопами и людьми, которые парят всегда и везде. Когда-то устройства парения казались невообразимыми и футуристичными, но сегодня электронные системы доставки никотина перестали быть чем-то редким.

Разберемся, как развивался рынок альтернативного курения в России. Какой путь прошел вейпинг: от китайского изобретения к мировому феномену, ставшему популярным не только в нашей стране, но и во всём мире.

Первые вейпы и магазины

В Россию электронные сигареты попали в 2008 году, практически сразу после того, как началось массовое производство в Китае. Потребители им не доверяли: обычные сигареты казались роднее, а новые девайсы были пугающе-непривычными.

В 2010 году российская компания Pons первой привлекла внимание к альтернативному курению. Испарители выпускались в Китае, но бренд провел мощную рекламную кампанию и появился на полках супермаркетов. Только ничего не получилось: продукт оказался дорогим, вкусы были только табачные, а аккумулятора хватало ненадолго. Массовой любви потребителей не случилось.

Испытавшие в деле устройства Pons либо разочаровались в концепции электронного курения, либо перешли на более продвинутые китайские модели. На российском рынке как раз стали появляться многоразовые устройства — их можно было подзаряжать.

В то время электронные сигареты и вейпы продавались в локальных розничных точках или в киосках. Госорганы на новые устройства внимания не обращали: электронки относились к «прочим товарам», не подлежали сертификации и не имели ограничений при продаже.

-2

Развитие вейпинга: 2015-16 гг.

Пик развития вейпинга приходится на 2015-16 годы. Тогда о нем говорили, писали, снимали передачи, а самое главное — вейп-шопы тысячами открывались по всей стране.

Быть обладателем устройства было не так просто, как сейчас. Вейп требовалось обслуживать, особенно если хотелось много вкуса и пара. В некоторых моделях залить жидкость и заменить испаритель, а в других еще разобраться со спиралью. Это было совершенно точно не для всех.

-3

Вокруг альтернативного курения сформировалась субкультура. Вейп-шопы выглядели специфично: темные, в неоне, с отдельными лаундж-зонами, где тут же пробовали продукцию. Они стали центром общения, обмена опытом и новым трендом.

Были созданы сообщества и группы, где пользователи делились советами и опытом использования устройств. Поклонников парения объединяли сленг и даже соревнования по клаудчейсингу — выдуванию облаков пара. Но над вейперами нередко посмеивались.

-4

Развитие вейпинга: 2017-18 гг.

В 2017 году произошло перенасыщение рынка и обострилась конкуренция. Государственные органы обратили внимание на индустрию, которая ранее не регулировалась.

Тем временем потребители начинают уставать от неудобств альтернативного курения. Вейп все еще большой и громоздкий, а бутылочки с жидкостью выпускаются в двух форматах: 60 мл (не так распространено) и 120 мл (стандартный объем).

Развитие вейпинга: 2018-19 гг.

В России становится популярным солевой никотин. Это искусственное вещество, сбалансированное по уровню pH с организмом человека. Создается он при добавлении в привычный вейперский никотин различных кислот.

В итоге выходит более чистый элемент, за счет которого жидкости проще усваиваются— они лучше «накуривают» и меньше бьют по горлу. Солевой никотин стал популярен: из-за быстрого усвоения организмом он провоцирует выброс большей дозы дофамина.

Развитие вейпинга: 2019-21 гг.

Альтернативное курение перестало быть нишевым занятием. С 2018 по 2021 год рынок вейпинга в России вырос почти в 50 раз, вновь стали популярными одноразовые электронные сигареты. «Одноразки» получили серьезные преимущества: мощные аккумуляторы, огромное количество вкусов и адекватные цены.

Если раньше вейп можно было купить только в специализированных вейп-шопах, то сейчас они пришли в крупные ритейл-сети, в том числе, в PiterSmoke. Да и сами испарители сильно изменились. Пик больших и мощных устройств закончился, начался (и продолжается) бум компактных электронных сигарет. Продавать их проще, чем табак, а спрос огромен.

-5

Тем временем законодатели начинают бить тревогу. Им только-только удалось добиться успехов в борьбе с привычным подростковым курением, а тут новая напасть. В 2021 году электронные системы доставки никотина впервые попали в доклад ВОЗ «О глобальной табачной эпидемии».

Что сейчас

Принят ряд ограничительных мер: с 2024 года на никотинсодержащие жидкости действует акциз, а за производство товаров без лицензии и их продажу без маркировки грозят крупные штрафы.

Это повлияло на дальнейшее формировании отрасли. Большинство компаний ушли в тень, ведь установлен практически непреодолимый порог входа в бизнес для тех, кто решил работать законно. Такая ситуация диктует тренд на консолидацию рынка вокруг крупных сетей, таких как PiterSmoke. В этих условиях нужны большие объемы закупок и продаж, возможности на исполнение всех требований закона, надежные поставщики: производители или их официальные дистрибьюторы. Вчерашние «табачки» у дома будут вынуждены закрыться не только по причине присутствия крупных конкурентов на рынке, но и потому, что у них просто не хватит ресурсов, которыми обладают федеральные сети.

Тем не менее, вейпинг — уже сложившаяся культура курения. Ее последователи выступают против пропаганды курения среди несовершеннолетних, некачественной продукции и парения в общественных местах.

Безусловно, индустрия переживает очередной этап эволюции, который в этот раз связан с повышенным вниманием со стороны властей, но эксперты из команды PiterSmoke успокаивают: «Подобное мы уже пережили с табаком для кальянов, и в итоге это всем пошло только на пользу: рынок очистился от контрафакта и подпольной, низкокачественной, а иногда даже опасной продукции. Да, теперь есть маркировка. Да, теперь есть акциз. Но уже тогда, почти 10 лет назад, мы научились работать чисто. И с вейпингом сейчас происходит аналогичная ситуация».

Вейпинг преодолел большой путь в истории становления не только нового продукта, но и целой культуры. И совершенно справедливо, что законодатели обратили внимание на это явление. Направления, которые приобретают такую популярность, безусловно, нуждаются в регулировании и даже контроле. Потому что любое отсутствие контроля приводит к хаосу.

Как будет развиваться вейп-индустрии, что ее ждет, какие изменения затронут представителей этой культуры? Сейчас никто не даст точных ответов. Совершенно очевидно только одно: вейпинг занял крепкие позиции в современном обществе. А время и спрос, как всегда, расставят все по местам.