Продолжаю знакомить вас с материалами из книги 1955 года Ю.Арбата "Фарфоровых дел мастера". Сегодня рассмотрим интереснейший столовый прибор (набор столовых принадлежностей), на цирковую тему. Над этой темой много работал скульптор Дмитровского фарфорового завода Сергей Михайлович Орлов.
Чем больше работал Орлов в фарфоре, тем больше достоинств находил в этом материале. Однажды вместе с женой Любовью Степановной ехал он на Дмитровский завод. Жена была художницей, очень близкой по своим творческим принципам Сергею Михайловичу. Орлов сказал ей: — Что мне еще в фарфоре нравится: он проникает в быт, воспитывает вкус. Не могу спокойно смотреть на пепельницы из пластмассы с ужасными узорами. Обязательно надо сделать что-нибудь яркое, веселое, радующее глаз. Орлов не любил проторенных путей. Скульптор сделал столовый прибор, и этот прибор, появившийся в продаже, был необычен прежде всего по составу.
Он включал не только самые разнообразные обиходные предметы: солонку, горчичницу, перечницу, но и пепельницу, рюмки для яиц, подставки для ножей и вилок.
Необычен прибор был и по оформлению.
Любой предмет являлся сценкой, и каждую такую сценку Орлов делал жизненной, естественной.
Пепельница — это маленькая арена, на которой клоун дрессирует сидящую напротив него собаку, горчичница —клоун, обнявший бочонок.
Новой работой Орлов не только дал тысячам людей необходимые предметы — он сделал гораздо больше: незримо присутствовал за каждым столом, где на белой скатерти веселились его клоуны.
Он доставил людям немало радости, вызвал тысячи улыбок.
("Фарфоровых дел мастера". Ю.Арбат. ВЦСПС ПРОФМЗДАТ. 1955.)
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.