Найти тему

Периодическая печать в годы первой российской революции

В начале ХХ-го века свобода слова отсутствовала лишь на законодательном уровне, несмотря на существовавшие органы цензуры. Они руководствовались Временными правилами о печати 1865 года, однако, за полвека этот документ был не единожды дополнен приложениями и более точечными правовыми актами, что значительно усложнило и замедлило процесс выявление нарушений. Этим и пользовались издательства, выпуская материалы с содержанием идейно-политического характера.
События Кровавого воскресенья 1905 года дали сильнейший толчок к развитию печати у нелегальных партий. Политические организации действовали более осторожно и предпочитали выпускать собственную периодическую печать, производя завозы готовых экземпляров из-за границы или же с помощью местных подпольных типографий. Так, например, в 1901–1907 гг. в Вятской губернии и Сибири у эсеров существовали свои тайные печатные органы для распространения общественно-политической повестки среди широких масс населения.
Государство, насколько могло, преследовало нелегальные издательства: поощрялись доносы, в партийные кружки внедряли людей с целью получения информации о расположениях типографий и проводились тщательные обыски в местах, которые могли быть лишь косвенно связаны с членами партий.
Все это делалось для борьбы с революционными идеями и их распространением. Однако утомленные ограничениями журналисты понимали, что останавливаться было нельзя. Они чувствовали, что находились так близко к получению заветной свободы слова, как никогда раньше, и продолжали борьбу за свое дело. Октябрьская всероссийская политическая стачка стала тем самым шансом на улучшение положения издательств, подвергавшимся судебным преследованиям из-за цензуры.
Временные правила печати 1905–1906 гг. должны были ослабить цензурные ограничения для периодической печати, или же лишь должно было казаться, что они были введены с этой целью. Предварительная проверка текстов перед печатью была полностью отменена. Цензурные комитеты и цензоры, как явление, перестали существовать, но лишь по документам.
На смену им пришли органы по делам печати и инспекторы. Новоявленные комитеты должны были получать номера периодических изданий сразу после печати для детального изучения на предмет выявления того, что можно было бы отнести к категории заведомо ложных сведений о должностных лицах или же государственных учреждениях и той информации, которая по мнению инспекторов, могла угрожать безопасности государства и привести к смуте в обществе. Правила предписывали изъятие всех экземпляров и обращение в суд для возбуждения дела. Таким образом,
Манифест 17 октября 1905 года установил карательную цензуру, которая в последующие годы лишь усилилась. Цензура и запрет снова стали, ну там властей, в борьбе с прессой неспокойном 1905 году, почувствовавший, что такое настоящая свобода слова, и желавшие закрепить её уже на законодательном уровне.

В рамках проекта "Музейная история" НИТУ МИСиС, Мария Амелина и Юлия Цыбина.