Найти тему

От реализма к академизму, а потом обратно. Продолжаем экскурсию по Русскому музею в Михайловском дворце Санкт-Петербурга. Часть 6

Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Здравствуйте, уважаемые друзья! Продолжаем наше посещение Русского музея! В прошлый раз, если Вы помните (если нет – нажимайте на эту ссылку, чтобы прочитать), мы спустились со второго этажа Михайловского дворца по его парадной лестнице и продолжили осмотр экспозиции музея на первом этаже, начиная с зала №18. В трех залах, которые мы прошли, в основном, выставлены работы художников-передвижников – представителей реалистической школы. Теперь мы заходим в зал, который нас возвращает к стилю академизма. Кроме еще нескольких небольших картин, все внимание к себе привлекают три масштабные работы.

Фото автора
Фото автора

От реализма к академизму

Первая, по ходу нашего движения, это картина художника, писавшего, в основном, на античные темы, Василия Сергеевича Смирнова. Это полотно называется «Смерть Нерона», написанная художником в 1888 году, за которую ему было присуждено звание академика живописи. После этого картина была выставлена на Академической выставке 1889 года, удостоена наград и отличий, и была приобретена императором Александром III. Так она в числе первых картин оказалась в Русском музее с момента его открытия. А через два года после написания этой картины художник скончался от «традиционной» тогда болезни – чахотки.

Фото автора
Фото автора

Но долго мы на Нероне не задерживаемся, так как уже внимание к себе привлекает еще более масштабное полотно тоже на античную тему «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». Эта работа, русского художника польского происхождения, который большую часть своей жизни прожил в Риме, – Генриха Ипполитовича Семирадского стала одной из наиболее известных его произведений. Картина стала главным экспонатом выставки Семирадского в Академии художеств 1889 года, ее посетило около 30 000 человек. Прямо с персональной выставки «Фрина» была куплена императором Александром III, причем государь впервые тогда заявил о намерении создать в Петербурге музей русского искусства.

Ну и третье масштабное полотно в этом зале – это «Христианские мученики в Колизее» принадлежит перу Константина Дмитриевича Флавицкого – еще одного яркого представителя академизма, ученика Федора Бруни. Эта картина была написана в Риме в 1862 году, куда молодой художник был направлен в качестве пенсионера Императорской Академии художеств за шесть лет до этого. В том же году он вернулся в Россию и за эту картину был признан почетным вольным общником Академии. К сожалению, через четыре года Константин Дмитриевич скончался от чахотки, не дожив 10 дней до 36 лет.

Фото автора
Фото автора

Продолжение исторической темы

Проходим в следующий зал и здесь мы видим продолжение темы исторической живописи, но уже не академической, а, как утверждают специалисты, «пореформенной реалистической школы». Первое такое произведение в этом зале – это картина «Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею», написанная Александром Дмитриевичем Литовченко в 1875 году. Однако, эта картина, представленная в совет Академии художеств для получения звания профессора, была найдена советом «неудовлетворительной в историческом и, в особенности, археологическом отношениях». Тем не менее, перед открытием Русского музея именно из Академии эта картина была передана в музей.

Фото автора
Фото автора

Следующая картина, на которую мы обращаем внимание в этом зале, создана в том же жанре, но уже другим художником, считающимся основоположником историко-бытового жанра в русской живописи – Вячеславом Григорьевичем Шварцем. Картина эта с длинным названием «Вербное Воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти» была написана художником в 1865 году. В отличии от предыдущей картины, за эту работу Академия художеств присуждает Шварцу звание академика исторической живописи, а Русское Археологическое Общество избирает его своим действительным членом.

Фото автора
Фото автора

Кроме этой картины, в зале есть еще две работы В.Г. Шварца, выполненные им в этом же году в том же жанре: «Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы)» и «Угощение боярина (Князь Серебряный в гостях у боярина Морозова), являющаяся сценой из романа А.К. Толстого «Князь Серебряный».

Ну и еще одна картина в этом же жанре – это «Смерть Ивана Сусанина», написанная в 1855 году, как эскиз к одноименной картине, художником Адрианом Марковичем Волковым.

Фото автора
Фото автора

В этом зале еще имеется скульптура, тоже на историческую тему, это еще одна работа Петра Карловича Клодта, ну и конечно, это конная статуя под названием «Русский витязь».

Фото автора
Фото автора

Портреты Крамского

В следующем зале, вытянутом, с красиво расписанным потолком, тоже сначала обращаем внимание на скульптуру детишек, смотрящихся в зеркальце под названием «Маленькие кокетки» работы скульптора Николая Акимовича Лаверецкого, но потом переводим взгляды на портреты, развешанные по всему залу.

Фото автора
Фото автора

Все эти портреты принадлежат кисти одного из главных художников «реалистической школы» второй половины XIX века и одного из создателей жанра, так называемого, социально-психологического портрета Ивана Николаевича Крамского. Здесь собрана целая галерея портретов его современников: писателей, художников, деятелей науки и культуры, крестьян. Вот, например, портреты знаменитого пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина и философа Владимира Сергеевича Соловьева.

Затем ненадолго останавливаем свои взоры на еще одной скульптуре. Это бюст-портрет Евгении Максимилиановны Романовой, герцогини Лейхтенбергской, в замужестве принцессы Ольденбургской, являвшейся председателем Императорского общества поощрения художеств, выполненный скульптором Матвеем Афанасьевичем Чижовым в 1904 году.

Фото автора
Фото автора

Возвращаемся к портретам выдающихся современников Крамского. Следующий холст на стене – это портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского, его работы мы тоже увидим. Затем мы видим портрет основателя Литературно-артистического кружка, ставшего впоследствии Литературно-художественным обществом, журналиста, издателя, писателя, театрального критика и драматурга Алексея Сергеевича Суворина, написанный Крамским в 1881 году.

Замыкает эту галерею перед дверным проемом в следующий зал большой портрет дочери художника – Софьи Ивановны Крамской, ставшей впоследствии тоже художником. Насколько я знаю, Иван Николаевич неоднократно писал портреты своей дочери, а о ней самой он высказывался так:

«Дочка моя, известная Вам ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант».
Фото автора
Фото автора

И между оконными проемами в этом зале тоже расположили портреты работы Крамского. Вот портрет Андрея Ивановича Деньера – знаменитого фотографа того времени, у которого Крамской в молодости работал ретушером.

Фото автора
Фото автора

Затем мы видим портрет знаменитой оперной певицы того времени Елизаветы Андреевны Лавровской. Ее талант высоко ценился не только в России, но и за рубежом, а Петр Ильич Чайковский так о ней отзывался:

«И что всего дороже в Лавровской, так это то, что она не прибегает ни к каким внешним эффектам, ни к какому театральничанью… чтобы очаровать слушателя. Нигде не дает себе чувствовать стремление угождать известным, общепринятым на итальянской сцене рутинно-эффектным приемам… Лавровская никогда не выходит за пределы строгой целомудренной художественности…».

Думаю, что примерно такой ее и изобразил Крамской на сцене в Дворянском собрании в 1879 году.

Фото автора
Фото автора

С годами популярность Крамского-портретиста росла, у него становилось все больше сторонников, в том числе среди членов императорской фамилии. Это обеспечило художнику довольно безбедное существование. Но отдельная страница его творчества – это портреты простых людей, крестьян, отличающиеся выразительностью и содержательностью. Ярким тому подтверждением является портрет крестьянина Мины Моисеева, который он написал в 1882 году, как этюд к будущей своей картине «Крестьянин с уздечкой».

Фото автора
Фото автора

Грачи Саврасова и еще кое-что

Попрощавшись с Крамским, заходим в следующий зал, который почти полностью посвящен другому великому художнику, которого считают одним из основоположников лирического пейзажа в русской реалистической живописи. Это Алексей Кондратьевич Саврасов. Но перед тем, как начать смотреть его картины, отвлечемся немного на расписной потолок и люстру, подвешенную к нему.

Оторвав взгляд от потолка, начинаем разглядывать картины, и первая, на которую я обратил внимание, и которая, пожалуй, произвела на меня самое сильное впечатление, – это «Закат над болотом», написанная художником в 1871 году.

Фото автора
Фото автора

Кроме картин, в этом зале есть еще и пара скульптур мальчиков: бронзовая скульптура «Пастушок» Николая Алексеевича Блистанова и мраморная фигура «Молодой скульптор» Федора Федоровича Каменского.

Однако, снова возвращаемся к Саврасову. Сын московского купца 3-й гильдии в 1844 году, вопреки желанию отца, поступил в Московское училище живописи и ваяния. Саврасов, по большей части, жил и работал в Москве, но бывал и за границей, и путешествовал по России, в частности, по Волге. Большая часть его картин посвящена как раз отечественным пейзажам, вот некоторые из них, которые экспонируются в этом зале: «Вид на Московский Кремль. Весна.», «Волга. Раннее утро.», «Оттепель. Ярославль.», «Село Болгары. Малый минарет и развалины Белой палаты».

Наибольшую известность художнику принесла его картина «Грачи прилетели», этот хрестоматийный пейзаж, думаю, известен каждому, кто учился в советской школе. Кстати, первоначальное ее название было – «Вот прилетели грачи», но после того, как Павел Михайлович Третьяков приобрел эту картину у Саврасова, в 1871 году на выставке Московского общества любителей художеств эта картина экспонировалась уже под нынешним, более привычным нам названием. Та самая знаменитая картина находится в Третьяковской галерее в Москве. Но у этой картины, на которой изображены грачи на верхушках берез ранней весной на фоне Воскресенской церкви в селе Молвитино (ныне поселок Сусанино в Костромской области), есть несколько повторений, сделанных самим Саврасовым. Вот одно из таких повторений мы и видим в этом зале.

Фото автора
Фото автора

Ну а между картинами Саврасова расположили еще одну картину в том же стиле, но уже другого художника – Льва Львовича Каменева. А называется она «Вид из окрестностей села Поречье» и написана была в 1869 году.

Фото автора
Фото автора

Здесь мы пока с Вами и остановимся, но в следующем зале нас ждет Верещагин со своими картинами, а дальше еще много красивого и интересного!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!