Найти в Дзене

Русский музей в Михайловском дворце в Петербурге. Спускаемся на первый этаж и продолжаем осмотр. Часть 5

Здравствуйте все, кто зашел на мой канал! Вот мы и обошли с Вами весь второй этаж Михайловского дворца, в котором размещается экспозиция Русского музея с произведениями искусства великих мастеров от древнерусского искусства до начала XIX века. Но мы завершили осмотр как раз произведениями древнерусского искусства, если не читали – то можете прочитать здесь. Выйдя снова на парадную лестницу, мы спускаемся по ней на первый этаж, чтобы продолжить осмотр, начиная с 18-го зала, который целиком посвящен работам Василия Григорьевича Перова. Перов и другие передвижники Окидываем взглядом весь зал по кругу и останавливаемся на самой большой по размеру картине Перова, написанной им в 1879 году, – это «Суд Пугачева». Это была не первая работа, когда Василий Григорьевич обращался к теме Пугачева, подобная картина, с очень похожим сюжетом и с точно таким же названием, была написана им на четыре года раньше. Насколько я знаю, та картина хранится в Государственном историческом музее в Москве. Фамилия
Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Здравствуйте все, кто зашел на мой канал! Вот мы и обошли с Вами весь второй этаж Михайловского дворца, в котором размещается экспозиция Русского музея с произведениями искусства великих мастеров от древнерусского искусства до начала XIX века. Но мы завершили осмотр как раз произведениями древнерусского искусства, если не читали – то можете прочитать здесь. Выйдя снова на парадную лестницу, мы спускаемся по ней на первый этаж, чтобы продолжить осмотр, начиная с 18-го зала, который целиком посвящен работам Василия Григорьевича Перова.

Фото автора
Фото автора

Перов и другие передвижники

Окидываем взглядом весь зал по кругу и останавливаемся на самой большой по размеру картине Перова, написанной им в 1879 году, – это «Суд Пугачева». Это была не первая работа, когда Василий Григорьевич обращался к теме Пугачева, подобная картина, с очень похожим сюжетом и с точно таким же названием, была написана им на четыре года раньше. Насколько я знаю, та картина хранится в Государственном историческом музее в Москве.

Фото автора
Фото автора

Фамилия Перов была дана будущему художнику его учителем грамоты за усердие и умелое владение пером для письма. По сути, у него и не было никогда настоящей фамилии, он появился на свет в 1833 году незаконнорожденным, его отец барон Георгий Карлович Криденер, вскоре после его рождения, женился на его матери, урожденной Ивановой, но фамилию ему дали крестного отца – Васильев. Ну а известен, как художник, он стал уже по фамилии Перов. Он являлся одним из ведущих русских художников «реалистической школы» и «передвижником» второй половины XIX века. Перов – один из членов-учредителей «Товарищества передвижных художественных выставок». Таким его изобразил незадолго до смерти, в 1881 году, другой «передвижник» Иван Николаевич Крамской, незаконченный его портрет тоже висит в этом зале.

Фото автора
Фото автора

В конце 1862 года Василий Григорьевич, в качестве пансионера Академии художеств, уезжает с молодой женой за границу, где пробудет около двух лет, в основном в Париже. Там он написал несколько картин, изображающих европейские сцены уличной жизни. Вот одна из них, которую мы видим в этом зале – «Парижские тряпичники», написанная в 1864 году.

Фото автора
Фото автора

Еще здесь есть картина, которую я помню из школьных учебников советского периода – «Охотники на привале».

Фото автора
Фото автора

Реализм в картинах Перова часто вызывал горячие споры, кто-то хвалил их за правду и искренность, за верно подмеченные и переданные типы, а кто-то утверждал, что подобное направление убивает настоящее высокое искусство, унижает его, показывая только неприглядную сторону жизни. Действительно, некоторые его картины вызывают весьма противоречивые чувства, но написаны мастерски. Посмотрите сами на следующие его работы в этом зале: «Трапеза», которую он писал одиннадцать лет, «Киргиз – каторжник», «Дети – сироты на кладбище», «Гитарист – бобыль».

Реализм продолжается: Максимов, Якоби, Журавлев и Неврин

В следующем зале продолжается экспозиция работ художников-передвижников «реалистической школы». Их здесь несколько. Первая картина «Семейный раздел», написанная Василием Максимовичем Максимовым в 1877 году.

Фото автора
Фото автора

Максимов родился в крестьянской семье в 1844 году в деревне Лопино близ Старой Ладоги. Сначала он учился в иконописных мастерских, а в 1863 году поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. Пройдя весь академический курс за три года, в 1866 году он отказался от конкурса на большую золотую медаль и уехал в Тверскую губернию, посвятив все свое творчество изображению простого народа. Сам он выразился по этому поводу так:

«Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».

А вот и его автопортрет, и еще одна его картина – «Мечта о будущем».

Затем мы видим «берущую за душу» картину Валерия Ивановича Якоби «Осень», на которой дети бредут по какому-то захолустью в промозглую осеннюю погоду, причем, один из них шлепает по лужам босиком. Валерий Иванович был сыном помещика из Казанской губернии. Поступив в Казанский университет, он не проучился и одного курса, отправившись добровольцем на Крымскую войну, но до театра боевых действий он так и не добрался, война закончилась, тогда он отправился в Петербург и решил посвятить себя живописи.

Фото автора
Фото автора

К Якоби мы еще вернемся, а следующее, самое большое по размеру, полотно в этом зале вновь отсылает нас к реалистичной картине того времени. Картину «Перед венцом» написал Фирс Сергеевич Журавлев. Как отмечали критики того времени: «Журавлев создавал образы, будто выхваченные из действительности – индивидуально точные и в то же время характерно-собирательные». Он экспонировал свои работы на выставках «Товарищества передвижных художественных выставок», однако членом Товарищества так и не стал.

Фото автора
Фото автора

Перед тем, как мы посмотрим на следующую работу Журавлева в этом зале, мы видим размещенный между ними автопортрет еще одного яркого представителя «Товарищества передвижных художественных выставок» Николая Васильевича Неврина.

Фото автора
Фото автора

Теперь снова к Журавлеву, вернее к его душещипательной картине «Дети – нищие». На этой картине, написанной им в 60-е годы XIX века, изображены дети с опухшими от голода и холода лицами, пристающие к прохожему, который упорно старается делать вид, что их не замечает.

Фото автора
Фото автора

Но самая, что ни на есть, безысходность изображена на еще одной картине Валерия Ивановича Якоби с саркастическим названием «Светлый праздник нищего». Вот уж праздник, так праздник, причем – «светлый». Не знаю, как у кого, а у меня такие картины оставляют нехороший осадок на душе, уж больно они депрессивные, хотя и написаны очень мастерски, потому так и впечатляют.

Фото автора
Фото автора

Пейзажи Васильева и лошади Клодта

Переходим в следующий зал, который почти полностью посвящен художнику, прожившему на этом свете всего 23 года, но с юных лет заявившему о себе, как о талантливом живописце-пейзажисте. Это Федор Александрович Васильев. Начав работать в главном почтамте с 12 лет, будучи сыном мелкого почтового чиновника из Петербурга, в 15 лет он бросил службу и поступил на учебу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Затем он завел дружбу с другими, впоследствии знаменитыми, художниками: Крамским, Шишкиным, Репиным. Жена Шишкина даже была его родной сестрой. А вместе с Репиным и Макаровым они отправились в 1870 году по Волге от Твери до Саратова. Написанию картины «Вид на Волге. Барки» как раз и послужили впечатления от того путешествия.

Фото автора
Фото автора

Немного отвлечемся от картин Васильева, так как наше внимание привлекла, выставленная здесь, небольшая скульптурная композиция «Кобыла с жеребенком». Это работа знаменитого скульптора Петра Карловича Клодта, выполненная им в 1855 году. Изображение животных, а в первую очередь лошадей, была излюбленная тема этого прославленного скульптора, достаточно только вспомнить его знаменитых коней на Аничковом мосту, где Невский проспект пересекает Фонтанку. В Русском музее мы увидим еще и другие работы этого скульптора, но позже.

Но вернемся к Васильеву. Наибольшую известность художнику принесла картина «Оттепель», но при ее написании он сильно простудился и у него обнаружили туберкулез. Граф Павел Сергеевич Строганов пригласил художника подлечиться на лето в свои имения в Харьковской и Воронежской губерниях, но молодой художник, проведя там лето 1871 года, так и не вылечился.

Фото автора
Фото автора

Затем Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым, в Ялте Васильев провел последние два года своей жизни. Художник, понимая, что жить ему осталось недолго, работал в Крыму много и напряженно, порой в ущерб лечению, там он и скончался осенью 1873 года, оставив о себе добрую память в виде замечательных пейзажей. Вот некоторые из них, выставленные в этом зале.

На этой, не самой радостной, ноте мы с Вами пока и расстанемся, но мы только начали осматривать произведения искусств на первом этаже Михайловского дворца, впереди нас ждет еще много красивого и интересного!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!