Фрагмент статьи предоставлен для ознакомления.
Аннотация. Гарантии защиты прав ребенка – это один из основных элементов его правового статуса, фактор физического, психического развития, становления высокого уровня правовой культуры и сознания. Дети, имея равные со взрослыми членами общества права, фактически обладают значительно меньшими возможностями для их реализации, поэтому существует проблема создания действенного юридического механизма защиты законных прав и интересов детей.
Правовое регулирование в сфере защиты прав детей осуществляется большим количеством нормативных актов и имеет свою историю. Эволюция правового обеспечения гарантий защиты прав и свобод ребенка – сложный процесс, который условно делится на определенные этапы соответственно периодам становления и развития российской государственности. Особое влияние на правовой механизм защиты гарантий прав и свобод ребенка имеют совокупность экономических, политических, правовых, демографических, культурных, духовно-идеологических и этических факторов развития общества.
Ключевые слова: права ребенка, гарантии, обеспечение, правовое регулирование, эволюция.
Актуальность исследования прав ребенка, как с точки зрения их генезиса, институционализации системы этих прав, так и в аспекте их реализации, обусловлена рядом факторов, среди которых, прежде всего, отсутствие реального механизма защиты прав детей. Несмотря на задекларированные в Конституции Российской Федерации [3] правовые нормы (ст. 17, 20, 21, 29, 38, 41, 43, 44, 58), а также тенденции формирования в России новой отрасли ювенального права, дети, как один из наиболее уязвимых в социальном плане слоев населения, требуют всестороннего правовой защиты как со стороны государства, так и институтов гражданского общества.
По нашему мнению, решению многих проблем, возникающих в правоотношениях с участием детей, будет способствовать изучение положительного отечественного опыта развития прав ребенка в правовой доктрине и законодательстве.
Проблема защиты прав ребенка стала предметом повышенного внимания мирового сообщества, начиная со второй половины XX века. Сложные социально-экономические и политические условия существования российского общества оказали свое негативное влияние на правовое положение детей. Это обусловливается тем, что, с одной стороны, дети – это специфическая социально-демографическая группа общества, и определение места и роли ребенка во взрослом мире, а также обеспечение его защиты и всестороннего развития является одной из острейших проблем современности, от решения которой зависит авторитет нации в современном мире. А с другой, дети – это важная обособленная часть общества, которую характеризуют определенные особые правила поведения, обеспечивающие ее развитие и становление и постепенное вхождение в другие части социума. Развитие государства невозможно без поддержки семьи, повышения авторитета и ценности семейных и родственных связей, воспитания уважения к родителям, взрослым, людям старшего поколения. Стоит заметить, что вопросы конституционно-правового статуса ребенка, а также правоотношения с его участием регулируются нормами различных отраслей права. Это, прежде всего, конституционное, гражданское, семейное, уголовное, административное право. При этом является общеизвестным, что ведущей отраслью права является конституционное, ведь именно конституционное право устанавливает и закрепляет основные принципы формирования правового статуса человека и, в частности, основные права и обязанности ребенка.
Социальные проблемы в сфере детства всегда вызывают особый общественный резонанс. Именно поэтому в последние годы усилилось внимание ученых, политиков, общественных деятелей к проблемам правового положения детей в Российской Федерации. Традиционно указывается на декларативность "детского" законодательства, низкую степень эффективности правовой защиты детей. В связи с указанными обстоятельствами, тема статьи является актуальной.
Цель статьи заключается в исследовании исторических аспектов развития прав ребенка в отечественной правовой доктрине и законодательстве.
Проблематика, связанная с правами ребенка, исследовалась отдельными отечественными учеными, среди которых, в частности: В. И. Абрамов, В. В. Кулапов, Н. В. Летова, Е. Н. Микитова, И. В. Предеина, О. В. Садина и др. Отмечая их вклад, заметим, что реалии современности требуют новых подходов к исследованию данной проблематики.
Развитие общества дает основания утверждать, что защита прав и свобод ребенка является основным фактором в формировании правосознания и культуры будущего поколения и обеспечивает правовую основу формирования правового государства и гражданского общества. Ребенок, как субъект общественных отношений имеет особый статус. Это обусловлено ее физической, умственной, моральной и духовной незрелостью, зависимостью и возможностью злоупотреблений со стороны других лиц. Обеспечение прав и свобод ребенка предусматривает ряд соответствующих общих и специальных гарантий для их реализации, как системы согласованных социально-экономических, политических, культурных (духовных), юридических условий, средств и способов, направленных на охрану, реализацию и защиту прав и свобод ребенка.
Правовое регулирование в области защиты прав детей осуществляется большим количеством правовых актов и имеет свою историю. В первобытном обществе к ребенку относились двояко – с одной стороны, убийство ребенка не считалось преступлением, с другой – дети были экономически выгодными. Наличие детей, особенно сыновей, служило гарантией прочности социальных позиций семьи. С развитием общества, с переходом к оседлому образу жизни и более надежной производительной базе общины, убийство детей практикуется главным образом по "качественными" показателями – убивали тех, кого считали физически или морально неполноценными [1, С. 79].
В частности, возникновение нормативно-правовых актов, в которых закреплялись гарантии защиты прав и свобод детей, можно разделить на определенные этапы в соответствии с периодами становления и развития российской государственности.
Первый этап правового закрепления прав и свобод детей - от Киевской Руси до образования СССР. Следует отметить, что отечественной науке известен первый случай правового обеспечения гарантий прав и свобод детей еще во времена существования Киевской Руси (т.е. с конца IX до середины XIII в.). В частности, в тексте Русской правды содержались нормы, защищавшие права детей при наследовании [19]. Однако в правовых нормах, закрепленных в письменных правовых памятниках Киевской Руси, ребенок определялся исключительно как субъект имущественных и неимущественных прав. В то же время указанные нормы имели сословный характер, что полностью соответствовало тогдашним стандартам права в целом. Во времена Киевской Руси, на первом месте стояли нормы права, которые устанавливали порядок устройства детей-сирот и обеспечения имущественных прав ребенка.
Ребенок не был включен в официальную систему общества и не был субъектом права в полном смысле этого слова. Согласно Соборному уложению 1649 г. в России дети не имели права жаловаться на родителей. Убийство сына или дочери каралось всего лишь годичным тюремным заключением, а после отбытия наказания – церковным покаянием, тогда как детей, посягающих на жизнь родителей, закон беспощадно наказывал смертной казнью [27]. Это неравенство было отменено только Петром I в 1716 г.
Во второй половине XIX в. в Российской империи состоялась судебная реформа (1864-1896 гг.). На волне которой начали формироваться правовые основы профилактической работы с детьми-нарушителями. Законодательством в этой сфере предполагалось, что применительно к детям закон должен иметь цель менее карательную, чем исправительную, а само наказание для них должно быть не столько местью за совершенное деяние, сколько залогом лучшего будущего, следовательно, иметь характер преимущественно воспитательный, быть средством исправления дурных зачатков и развития добрых качеств [17].
Согласно "Положения о исправительных приютах" 1866 г. социальные права детей реализовывались путем патроната над несовершеннолетними, освободившимися из мест лишения свободы, создание первых приютов и исправительных учреждений для несовершеннолетних бродяг, нищих и правонарушителей.
Следующий этап развития гарантий прав и свобод ребенка - время советской власти. В течение указанного периода в РСФСР принято четыре конституции (1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г.). Эти акты закрепили положительные последствия социальной революции и формальные атрибуты советской государственности. Уже в Конституциях РСФСР 1918 г. и в 1925 г. перечень гарантий прав ребенка несколько шире, чем в предыдущих конституционных актах.
Конституция РСФСР 1937 г. закрепила механизм реализации широкого спектра прав и свобод, которой в ней посвящена 11 глава. В частности, для обеспечения прав детей на образование были внедрены всеобще-обязательное начальное и бесплатное высшее образование, а также система государственных стипендий (ст. 125). Также, согласно ст. 126 Конституции РСФСР 1937 г. государством охранялись интересы матери и ребенка, что реализовывалось в том числе и путем предоставления женщинам отпуска с сохранением содержания по беременности и родам.
По сравнению с предыдущими советскими конституциями, Конституция РСФСР 12 апреля 1978 г. отличается объемом закрепленного механизма реализации прав и свобод. В частности, реализации основных прав и свобод граждан посвящена целая глава, вместе с тем, не полностью учтены стандарты прав ребенка, закрепленные в международно-правовых актах, участницей которых на то время уже была РСФСР. Этим и другими нормативно-правовыми актами закреплено, что государством охраняется материнство и детство путем создания условий, которые дают возможность сочетать труд с материнством; правовой защиты и материальной поддержки материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей. Кроме того, государство с целью обеспечения реализации прав детей создает широкую сеть детских учреждений, выплачивает помощь при рождении ребенка, оказывает помощь и льготы многодетным семьям, а также другие виды помощи семье.
Первым международным документом, в котором ставилась проблема прав малолетнего человека, была Женевская декларация 1923 г. Впервые в истории человечества было сформулировано право ребенка на помощь, воспитание, защиту, т.е. в тех сферах жизни, где раньше речь шла только о филантропии. Декларация направлена на создание условий, обеспечивающих нормальное физическое и психическое развитие ребенка. Однако этот документ имел лишь декларативный характер, и поэтому реальная правовая защита была возможна через создание норм национального права на основе принятия государствами международных договоров [32].
Первым таким документом стала Всеобщая декларация прав человека [1], принятая 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. В ней были зафиксированы основы защиты прав детей. В частности, ч. 2 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека провозглашает, что "Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь. Все дети, рожденные в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой". Свое развитие эта Декларация получила в Пактах Прав Человека. В этих актах гарантированы равные права всем детям и обеспечения их основных социальных потребностей.
20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая регулирует положение ребенка в современном обществе. Главная идея этого акта "Добро – детям", которых человечество должно обеспечить всем самым лучшим. Декларация состоит из 10 принципов, обеспечивающих права детей. Основные из них посвящены тому, что ребенку, независимо от цвета кожи, языка, пола, веры, законом должна быть обеспечена социальная защита, предоставлены условия и возможности, позволившие бы ему развиваться физически, умственно, морально, духовно. В социальном отношении составлены условия для здоровой и нормальной жизни в условиях свободы и достоинства. Ребенок должен быть первым среди тех, кто получает защиту и помощь, а также должен быть защищен от всех форм небрежного отношения к ней, не говоря уже о жестокости и эксплуатацию.
В ноябре 1985 г. были одобрены Конгрессом ООН "Минимальные стандартные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних", известные как "Пекинские правила". Они утверждены Ассамблеей и действуют во всех частях мира.
В 1996 г. был принят Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [5]. Также в соответствии с международными стандартами внесены изменения в ряд законов, способствующих усилению социальной защищенности семей с детьми.
Полная версия работы у нас на сайте. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 5 минут:
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные и правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/
4. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
6. Федеральный закон от 27.12.2018 №501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/
7. Указ Президента РФ от 01.09.2009 №986 (ред. от 15.01.2019) "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
8. Постановление ВС СССР от 13.06.1990 №1559-1 "О ратификации Конвенции о правах ребенка" // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Литература
9. Абрамов, В. И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.01 / Абрамов Владимир Иванович; [Место защиты: Сарат. гос. акад. права]. - Саратов, 2007. - 455 с.
10. Амирова, Р. Р. Деятельность уполномоченного по правам ребенка в доктрине социального государства / Р. Р. Амирова // Социальное государство и основные направления современной российской правовой политики. 2014. С. 20-28.
11. Борисова, Н. Е. Развитие ювенального права в России [Текст] : научное издание : [монография] / Н. Е. Борисова. - Москва : Н. Е. Борисова, 1999. - 189 с.
12. Верещак, Е. А. О становлении и развитии международной системы защиты прав детей / Е. А. Верещак // Форум молодых ученых. 2018. № 7 (23). С. 192-198.
13. Голышева, Л. Ю. Российское ювенальное право [Текст] : монография / Л. Ю. Голышева; Моск. ин-т предпринимательства и права, Ставроп. фил. - Ставрополь : Пресса, 2004 (Тип. Мир Данных). - 183 с.
14. Дроздова, А. М. Некоторые проблемные аспекты теоретического осмысления механизмов реализации и защиты прав ребенка / А.М. Дроздова // Право: история и современность. 2018. № 4. С. 14-20.
15. Жуков, В. И. Концепция ювенального права современной России [Текст] : монография / [В. И. Жуков и др. ; под ред. В. И. Жукова] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Российский гос. социальный ун-т. - Москва : Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2011. - 533, [1] с.
16. Ивлева, Т. В. и др. Генезис конституционного права ребенка на свободу и личную неприкосновенность / Т. В. Ивлева, Р. Р. Баева, М. М. Утяшев // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-konstitutsionnogo-prava-rebenka-na-svobodu-i-lichnuyu-neprikosnovennost
17. Исакова, Т. В. Правовые основы становления и развития судов по делам несовершеннолетних в дореволюционной России / Т. В. Исакова // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lawlibrary.ru/article1210133.html
18. Каймакова, Е. В. Влияние международных норм и принципов на становление правового статуса ребенка в Российской Федерации / Е. В. Каймакова, А. Н. Сурков // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2018. Т. 8. № 3 (28). С. 84-90.
19. Камалова, Г. Т. Хрестоматия по курсу "История отечественного государства и права" / Камалова Г. Т. ; Федеральное агентство по образованию, Южно-Уральский гос. ун-т, Юридический фак., Каф. "Теория и история государства и права". - Челябинск : Полиграф-Мастер, 2007. - 521 с.
20. Кулапов, В. В. Защита субъективных прав и законных интересов детей в Российской Федерации : Вопросы теории : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01. - Саратов, 2004. - 238 с.
21. Летова, Н. В. Правовой статус ребенка в гражданском и семейном праве : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.03 / Летова Наталия Валерьевна; [Место защиты: Ин-т государства и права РАН]. - Москва, 2013. - 461 с.
22. Лобанова, Т. В. Правовой статус ребенка в аспекте классификации его прав / Т. В. Лобанова // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-rebenka-v-aspekte-klassifikatsii-ego-prav
23. Луконина, И. Г. Этапы развития конституционной защиты прав и свобод детей в международном и российском законодательстве / И.Г. Луконина // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 (81). С. 78.
24. Мезенина, А.В. Развитие идеи о правах ребенка / А.В. Мезенина // Colloquium-journal. 2019. № 13-13 (37). С. 77-78.
25. Микитова, Е. Н. Особенности правового статуса ребенка в Российской Федерации : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.02. - Москва, 2002. - 158 с.
26. Предеина, И. В. Правовые и теоретические основы развития ювенальной юстиции в России : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.11. - Саратов, 2005. - 259 с.
27. Предеина, И. В. Ювенальная юстиция в России и за рубежом : [монография] / И. В. Предеина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Саратовская гос. акад. права" ; под ред. А. Ф. Соколова. - Саратов : Саратовская гос. акад. права, 2009. - 157 с.
28. Садина, О. В. Правовой статус несовершеннолетнего в российском законодательстве: теоретико-правовой анализ : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Садина Ольга Владимировна; [Место защиты: Рос. ун-т кооп.]. - Саранск, 2009. - 205 с.
29. Середа, Л. М. Обеспечение прав несовершеннолетних органами местного самоуправления : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Волгогр. акад. МВД России. - Волгоград, 2006. - 19 с.
30. Смирных, С. Е. Международные стандарты прав детей в условиях глобализации / С. Е. Смирных // Вопросы ювенальной юстиции. 2018. № 3. С. 26-28.
31. Ткаченко, А. В. Ювенальная юстиция в России: за и против / А. В. Ткаченко // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2018. № 1 (7). С. 130-140.
32. Чеснокова, Ю. В. Правовое положение несовершеннолетнего ребенка в семье: исторический аспект / Ю.В. Чеснокова // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 187-189.