По комфорту и цене побороть китайских производителей грузовой техники тяжело. Поэтому продажи КАМАЗов в 2024 году серьезно проседают. Покупатели голосуют рублем за доступный импорт.
Мы проанализировали ситуацию на рынке, проконсультировались с дилерами и пообщались с экспертами Monopoly.Online, чтобы узнать, действительно ли «китайцы» могут встать или проблемы с ремонтом грузовой техники из КНР надуманы.
Азиатские бренды опять выдавливают КАМАЗ
В марте 2024 года куплено 11,4 тыс. грузовиков, на 12% больше, чем в феврале. Пока самым популярным брендом остается китайский SITRAK: 2100 тягачей продано в марте. КАМАЗ незначительно опережает Shacman и занимает второе место со своими 1800 грузовиками. В топ-5 самых покупаемых брендов также входят китайский FAW и российский GAZ.
Слабые места «китайцев»
Китайские грузовики становятся частыми гостями на СТО. «Больные» поступают с жалобами на поломки в подвеске, замыкания в проводке, выход из строя электронных компонентов. Некоторые владельцы обращаются с проблемой быстрого износа колодок из-за подклинивания тормозных механизмов. Ломаются узлы и агрегаты китайских тягачей, которые зависят от качества металла и эксплуатации машин. Известны случаи, когда карданный вал не справлялся с нагрузками.
«Нельзя сказать, что у китайских грузовиков есть типичные поломки. Если у SITRAK наблюдаются проблемы с проводкой, то у Shacman их нет. Предугадать, где обнаружится новая неисправность, невозможно. Мы довольны машинами Dongfeng, Foton и FAW, как и расходами на их ремонт. Но исключения бывают. Если FAW J7 отлично прошел все тесты, то FAW J6 оказался менее надежным и более дорогим в обслуживании», — прокомментировал Андрей Дьяволов, руководитель направления управления водительским составом ГК «Монополия».
Официальные дилеры утверждают, что ремонт китайской техники происходит не чаще, чем европейской, хотя не скрывают, что слабые места у грузовиков из КНР есть. Например, в первых импортных тягачах фиксировали проблемы в работе автономного отопителя. Эксперты Monopoly.Online считают, что «китайцы» ломаются чаще «европейцев», но производители из КНР быстро реагируют и работают над ошибками. Во многом благодаря низким ценам на запчасти и расходники ремонт китайских грузовиков обходится дешевле, чем обслуживание европейской и отечественной техники.
Запчасти на заказ
Азиатские автопроизводители так быстро вышли на российский рынок, что дилеры не успели сформировать запас комплектующих. По этой причине владельцы азиатских машин столкнулись с дефицитом и назвали распространенные проблемы при подборе запчастей по VIN-номеру:
- взаимозаменяемости у комплектующих нет;
- невостребованные элементы не хранят на складах.
Пользователи отмечают нехватку запчастей для тех китайских брендов, которые продаются в России недавно, например, Changan или FAW. Своей позицией поделились дилеры.
«Объемный вопрос — о дефиците запчастей для китайских автомобилей нельзя сказать односложно. Каждая китайская марка имеет свои уникальные особенности и стратегию выхода на Российский рынок. Особых, новых и не решаемых проблем с поставками запасных частей и комплектующих например для Foton и Sinotruk на сегодня нет, как и с обеспечением дилеров информационной поддержкой, обучениями, в том числе каталогами по подборам запасных частей. Есть отличительные особенности от Европы в сроках поставки из Китая, приходится учитывать это логистическое плечо при планировании запасов. Дистрибьюторы стараются обеспечивать достаточную глубину запаса, соответственно проданному и уже эксплуатируемому парку в России. На наших складах есть агрегаты, кузовные элементы, расходные материалы для ТО, детали подвески, тормозной системы, электрические элементы и другие необходимые запасные части. Мы успешно решаем задачи по поддержанию высокого КТГ парка техники наших клиентов», — прокомментировал Андрей Кочетков, руководитель отдела продаж запасных частей ООО «ТЦ “Восток”».
Эксперты Monopoly.Online подтверждают, что в последнее время проблем с поставками запчастей не возникает: дилеры наладили логистические потоки и выполняют заказы без задержек. Сегодня нельзя сказать, что детали для китайских грузовиков идут в Россию дольше, чем параллельный импорт европейских элементов.
Покупать «китайца» или нет — выбор грузоперевозчика. Одни компании ждут, пока с конвейера сойдет новый КАМАЗ, и не соглашаются брать транспортные средства из КНР. Другие предпочитают азиатский импорт, который отличает хорошая сборка, богатая комплектация, высокий уровень комфорта и дополнительные опции. Особенно важно, что запчасти и расходники на популярные марки тягачей всегда есть в наличии.