44,1K подписчиков

Машины из СССР, которые всю жизнь находились под землей

1,6K прочитали

Речь пойдет о спецтехнике, которую мало кто видел. Эти машины практически все время использовались на работах под землей. Все виды ремонтов, включая обслуживание, производилось на месте.

Даже после того, как техника списывалась, ее, в большинстве своем, оставляли в шахтах.

Речь пойдет о спецтехнике, которую мало кто видел. Эти машины практически все время использовались на работах под землей. Все виды ремонтов, включая обслуживание, производилось на месте.

Их подъем на поверхность был экономически нецелесообразен, поэтому машины изначально разбирали и только затем, в случае крайней необходимости, поднимали из шахт.

Исключением являлась дорогостоящая техника, которая после капремонта могла эксплуатировать повторно.

РАФ-983

Автопоезд, заказанный Солигорским комбинатом, стал первой советской разработкой техники, предназначавшейся для выполнения работ в подземных шахтах.

Транспорт требовался для доставки шахтеров к местам добычи калия и состоял из тягача и двух прицепов.

Речь пойдет о спецтехнике, которую мало кто видел. Эти машины практически все время использовались на работах под землей. Все виды ремонтов, включая обслуживание, производилось на месте.-2

Проектирование и сборку поручили Рижскому заводу «РАФ». В 1964 году модель «РАФ-983» и два прицепа открытого типа «РАФ-925» были готовы к испытаниям по работе на комбинате, куда их и переправили.

Речь пойдет о спецтехнике, которую мало кто видел. Эти машины практически все время использовались на работах под землей. Все виды ремонтов, включая обслуживание, производилось на месте.-3

Тягач разрабатывался на базе автомобиля ГАЗ-69, а для сборки прицепов некоторые из элементов были взяты из модели, микроавтобуса РАФ-977Д, который серийно выпускал завод.

Причина, для чего требовалась подобная техника, заключалась в экономии времени и человеческих ресурсов.

Шахтеры, для того чтобы добраться до мест добычи, преодолевали путь длиною в 7 км в одну только сторону. Это в условиях подземелья отнимало немало физических сил и времени уже в начале рабочей смены.

После работы было еще сложнее: люди уставали и сама мысль о том, что надо возвращаться пешком, многих угнетала.

Прицепные устройства открытого типа перевозили за раз 32 человека, практически целую бригаду горняков.

На каждом вагончики имелись индивидуальные аварийные тормоза, и им можно было в случае необходимости управлять.

Речь пойдет о спецтехнике, которую мало кто видел. Эти машины практически все время использовались на работах под землей. Все виды ремонтов, включая обслуживание, производилось на месте.-4

Ранее подобная техника не использовалась, поэтому разработкой заинтересовались и другие горно-обогатительные комбинаты и шахты.

Следом за первым экземпляром завод занялся изготовлением техники на заказ на другие, похожие по профилю работ предприятия.

За период с 1966 по 1968 года Рижский завод собрал и передал горнякам 32 автопоезда, при этом каждый из них проходил модернизацию по улучшению качества транспортировки.

На последних моделях были смонтированы сидения, имелось дежурное освещение.

МоАЗ-6401-9585

В 1968 году Могилевским автозаводом была выпущена марка автопоезда самосвального типа для перевозки горной породы.

Речь пойдет о спецтехнике, которую мало кто видел. Эти машины практически все время использовались на работах под землей. Все виды ремонтов, включая обслуживание, производилось на месте.-5

До этого времени Советский Союз покупал подобного типа технику за рубежом в малом количестве, корой было явно недостаточно для нужд предприятий горной промышленности.

Специальная рама, собиралась из нескольких сочленовных элементов усиливала маневренность, позволяя передвигаться на извилистых участках дорог.

Излом отсеков осуществлялся с помощью двух гидроцилиндров. На первой секции находилась кабина водителя и дизельный отсек, на второй низкорамный, пассивного типа прицеп.

Общий вес автопоезда без загрузки составлял 18 т, с полной загрузкой 38 т.

Речь пойдет о спецтехнике, которую мало кто видел. Эти машины практически все время использовались на работах под землей. Все виды ремонтов, включая обслуживание, производилось на месте.-6

Проблему с утилизацией вредных выхлопов решили с помощью установленной системы катализатора, состоящего из специальной жидкости, с последующей нейтрализацией угарного газа.

Механизмы опрокидывания были расположены по сторонам прицепа, что позволяло разгружать породу с максимально сниженной высотой подъема верхней балки.

По себестоимости автопоезд получился довольно дорогим в сборке, примерно, за такие же деньги можно было изготовить два самосвала БелАЗ-540А грузоподъемностью в 27 т.

МоАЗ-7405-9586

Могилевский завод после сборки первых экземпляров и далее занимался выпуском спецмашин для работы в условиях шахт.

Речь пойдет о спецтехнике, которую мало кто видел. Эти машины практически все время использовались на работах под землей. Все виды ремонтов, включая обслуживание, производилось на месте.-7

Модель МоАЗ-7405-9586 выпущенная в 1984 году с конвейера предприятия, в отличие от большинства заводов, распавшихся вместе с Советским Союзом, не стала последней машиной, разработанной специально для условий работы в шахтах и карьерах.

Модернизированная инженерами модель была мощнее, и теперь можно было за один раз перевозить 22 тонны груза.

На новом автопоезде конструкторы предусмотрели еще одну немаловажную деталь.

Речь пойдет о спецтехнике, которую мало кто видел. Эти машины практически все время использовались на работах под землей. Все виды ремонтов, включая обслуживание, производилось на месте.-8

При необходимости систему управления можно было переместить, при этом была установлена еще одна система освещения, позволяющая выполнять работы в глубинных тоннелях.

После развала СССР белорусские заводы по изготовлению техники предназначенной для использования в шахтах и горных комбинатов.

Минский завод начал изготавливать вспомогательную технику по обслуживанию рабочих, а КБ Могилевского автозавода разработало новую модель самосвала МоАЗ-7529, где основой техники стали модели, созданные советскими инженерами.