Найти тему
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Машины из СССР, которые всю жизнь находились под землей

Речь пойдет о спецтехнике, которую мало кто видел. Эти машины практически все время использовались на работах под землей. Все виды ремонтов, включая обслуживание, производилось на месте.

Даже после того, как техника списывалась, ее, в большинстве своем, оставляли в шахтах.

Их подъем на поверхность был экономически нецелесообразен, поэтому машины изначально разбирали и только затем, в случае крайней необходимости, поднимали из шахт.

Исключением являлась дорогостоящая техника, которая после капремонта могла эксплуатировать повторно.

РАФ-983

Автопоезд, заказанный Солигорским комбинатом, стал первой советской разработкой техники, предназначавшейся для выполнения работ в подземных шахтах.

Транспорт требовался для доставки шахтеров к местам добычи калия и состоял из тягача и двух прицепов.

-2

Проектирование и сборку поручили Рижскому заводу «РАФ». В 1964 году модель «РАФ-983» и два прицепа открытого типа «РАФ-925» были готовы к испытаниям по работе на комбинате, куда их и переправили.

-3

Тягач разрабатывался на базе автомобиля ГАЗ-69, а для сборки прицепов некоторые из элементов были взяты из модели, микроавтобуса РАФ-977Д, который серийно выпускал завод.

Причина, для чего требовалась подобная техника, заключалась в экономии времени и человеческих ресурсов.

Шахтеры, для того чтобы добраться до мест добычи, преодолевали путь длиною в 7 км в одну только сторону. Это в условиях подземелья отнимало немало физических сил и времени уже в начале рабочей смены.

После работы было еще сложнее: люди уставали и сама мысль о том, что надо возвращаться пешком, многих угнетала.

Прицепные устройства открытого типа перевозили за раз 32 человека, практически целую бригаду горняков.

На каждом вагончики имелись индивидуальные аварийные тормоза, и им можно было в случае необходимости управлять.

-4

Ранее подобная техника не использовалась, поэтому разработкой заинтересовались и другие горно-обогатительные комбинаты и шахты.

Следом за первым экземпляром завод занялся изготовлением техники на заказ на другие, похожие по профилю работ предприятия.

За период с 1966 по 1968 года Рижский завод собрал и передал горнякам 32 автопоезда, при этом каждый из них проходил модернизацию по улучшению качества транспортировки.

На последних моделях были смонтированы сидения, имелось дежурное освещение.

МоАЗ-6401-9585

В 1968 году Могилевским автозаводом была выпущена марка автопоезда самосвального типа для перевозки горной породы.

-5

До этого времени Советский Союз покупал подобного типа технику за рубежом в малом количестве, корой было явно недостаточно для нужд предприятий горной промышленности.

Специальная рама, собиралась из нескольких сочленовных элементов усиливала маневренность, позволяя передвигаться на извилистых участках дорог.

Излом отсеков осуществлялся с помощью двух гидроцилиндров. На первой секции находилась кабина водителя и дизельный отсек, на второй низкорамный, пассивного типа прицеп.

Общий вес автопоезда без загрузки составлял 18 т, с полной загрузкой 38 т.

-6

Проблему с утилизацией вредных выхлопов решили с помощью установленной системы катализатора, состоящего из специальной жидкости, с последующей нейтрализацией угарного газа.

Механизмы опрокидывания были расположены по сторонам прицепа, что позволяло разгружать породу с максимально сниженной высотой подъема верхней балки.

По себестоимости автопоезд получился довольно дорогим в сборке, примерно, за такие же деньги можно было изготовить два самосвала БелАЗ-540А грузоподъемностью в 27 т.

МоАЗ-7405-9586

Могилевский завод после сборки первых экземпляров и далее занимался выпуском спецмашин для работы в условиях шахт.

-7

Модель МоАЗ-7405-9586 выпущенная в 1984 году с конвейера предприятия, в отличие от большинства заводов, распавшихся вместе с Советским Союзом, не стала последней машиной, разработанной специально для условий работы в шахтах и карьерах.

Модернизированная инженерами модель была мощнее, и теперь можно было за один раз перевозить 22 тонны груза.

На новом автопоезде конструкторы предусмотрели еще одну немаловажную деталь.

-8

При необходимости систему управления можно было переместить, при этом была установлена еще одна система освещения, позволяющая выполнять работы в глубинных тоннелях.

После развала СССР белорусские заводы по изготовлению техники предназначенной для использования в шахтах и горных комбинатов.

Минский завод начал изготавливать вспомогательную технику по обслуживанию рабочих, а КБ Могилевского автозавода разработало новую модель самосвала МоАЗ-7529, где основой техники стали модели, созданные советскими инженерами.