Полиуретан в подвеске автомобиля

10K прочитали

Друзья, сегодня я хочу поговорить о применении изделий из полиуретана в подвеске автомобиля.

Источник: http://record-auto.ru/
Источник: http://record-auto.ru/

Сейчас на рынке есть несколько производителей таких изделий. Обычно их продукция красного, синего, желтого и с недавнего времени черного цветов. Про синие и красные мы поговорим как-нибудь в другой раз. Дело в том, что положительного опыта их использования я не имею, а для развёрнутого желчеизливания пока маловато пруфов. Но однажды забавы ради может быть даже на свой автомобиль установлю что-то из этого цветного шлака, а пока буду нахваливать единственную фирму - это Точка Опоры.

К величайшему моему сожалению это не рекламная и не проплаченная статья, но даже этот факт не остановит меня в распевании хвалебных од. Любители негатива могут сразу переходить к чтению других статей, здесь его не будет.

Очень часто в сети и в обычной жизни мы сталкиваемся с непониманием, а часто и с нежеланием что-либо пытаться понять. Люди привыкли (так наверное проще) стричь под одну гребёнку даже не разбираясь в сути вопроса. Вот я описал, с какими проблемами мы столкнулись, обслуживая новые Гранты 2023 года выпуска. А читатели в комментариях пишут, что у них Гранты 2016 года и за 200 тык пробега ничего подобного не было. Я искренне рад за них и их автомобили, но речь же про машины именно 2023 года выпуска. Да и Бог с ним, с этим годом выпуска, до некоторых не доходит, что те поломки, которые были выявлены у наших подопечных, не должны обязательно случиться и у их автомобилей. Поэтому полиуретан в этой статье - это запчасти от Точки Опоры.

Ближе к телу

Я являюсь давним поклонником данного производителя и устанавливаю их продукцию точно больше 5 лет (вероятно и еще больше, но, честно говоря, не могу припомнить, когда впервые у меня в руках оказались их сайлентблоки) и пусть не без оговорок, но ей доволен.

Однажды в обсуждении в комментариях один из "бывалых" упорно доказывал, что на конкретной модели автомобиля сайлентблоки из полиуретана "не ходят" и что после установки оных можно сразу заказывать новые резиновые сайленты. В качестве аргументов выступало в том числе и количество попыток установки полиуретана. Но вот только собеседник назвать производителя устанавливаемой продукции так и не смог, правда обронил, что ставил и синие, и красные. И снова: весь полиуретан под один гребень.

Я естественно установил Точку Опоры на эту модель для проверки гипотезы о "неходимости" полиуретана. За несколько месяцев с сайлентблоками ровным счётом ничего не случилось. Понятно, что для вынесения хоть какого-то вердикта прошло маловато времени и километров, поэтому продолжу наблюдение за этим автомобилем и лучше изложу более старый опыт установки жёлтых изделий.

Почему полиуретан?

Зачастую к оригинальным деталям подвески из резины, устанавливаемым на конвейере вопросов нет никаких и их ресурс (например на божественной Тойоте) может составлять до 300 000 км. Все самое интересное начинается, когда заводские изделия требуют замены.

Сложность выбора обычно заключается том что оригинальные запчасти иномарок имеют неоправданно высокую цену или вообще продаются только в сборе с рычагом/тягой, а заменители либо имеют малый ресурс, либо их стоимость сопоставима с оригиналом. Безусловно, для обычной езды от дома до работы и обратно с малым среднегодовым пробегом можно ставить даже самые недорогие китайские поделки и на год - другой этого вполне будет хватать. Но что делать, если автомобиль эксплуатируется активно, оригинал не по карману, а платить за частый ремонт подвески нет никакого желания?

Тут как говорится, "два путя". Самый привычный и проверенный - углубиться в изучение клубных форумов и драйва в поисках производителей, запчасти которого "ходят" именно на вашей модели авто. Да, продукция одной и той же торговой марки может совершенно по-разному вести себя на различных моделях автомобилей. Второй путь - использование запчастей из полиуретана.

Споры, что лучше, полиуретан или резина шли, идут и вряд ли когда-то прекратятся. Весомым аргументом в пользу резины является её использование автопроизводителями на конвейере. Но с точки зрения своих эксплуатационных характеристик полиуретан зачастую обходит запчасти из каучука. Сравнительная таблица характеристик полиуретана и резины часто упоминается в сети (правда, достоверность этих данных не гарантирована), привожу её ниже:

Источник: poliuretan12.nethouse.ru
Источник: poliuretan12.nethouse.ru

Понятно, что это очень условные и усреднённые значения, но хоть какую-то картину дают.

Осведомлённость и техническая подкованность обывателя и большинства таких же сервисмэнов, как я, вряд ли позволит решить спор адептов двух материалов с научной точки зрения, поэтому каждый принимает для себя решение, основываясь на тезисы, которые находят отклик у него в душе. Религия в чистом виде. Поэтому никого ни к чему не призываю, лишь делюсь своим мнением и опытом.

Сайлентблоки

Одним из основных подвижных элементов подвески автомобиля являются сайлентблоки. От их конструктивных и эксплуатационных характеристик зависит комфорт, управляемость и в какой-то степени безопасность вождения.

И именно сайлентблоки стали самой спорной и противоречивой запчастью из полиуретана. Причина этому проста и тривиальна. Для России применение полиуретана в автозапчастях (как и само производство запчастей для иномарок) занятие довольно новое, поэтому требуются годы для налаживания технологических процессов, сбора обратной связи и исправления ошибок.

Самой главной проблемой сайлентблоков Точки Опоры было отслоение полиуретана от металлической обоймы. Однажды и я столкнулся с такой сложностью, но по гарантии без каких-либо проблем заменил сайлентблок на новый (про гарантию самого производителя расскажу дальше). Основной негатив, что я нашёл в сети, датируется двумя и более годами ранее. Насколько мне известно, сейчас производитель сделал серьёзную работу над ошибками и отслаивания случаются кратно реже.

Так же Точка Опоры творчески подошли к вопросу и некоторые сайлентблоки делают без наружной обоймы (хотя заводские её имеют). Такой вид монтажа заметно увеличивает срок жизни сайлентов. Ещё одним новаторским моментом можно считать свободную (не приклеенную к полиуретану) внутреннюю обойму и насечки (нечто вроде хона в цилиндре двигателя) на внутренней части сайлентблока. Когда на резине втулка отрывается - сайлент нужно менять, Точка Опоры делает втулку оторванной с завода! 😁

Установленные сайлентблоки Точка Опоры в продольную тягу задней подвески
Установленные сайлентблоки Точка Опоры в продольную тягу задней подвески

Как "умирают" сайлентблоки

Причины для замены сайлентблока по сути всего две: надрыв и отслоение от обоймы или втулки (если они изначально приклеены). Изделия из каучука чаще всего страдают от разрушения разрыва или выкрашивания резины, реже отслаиваются (кроме самых дешёвых - они славятся быстрым отслаиванием). Полиуретан, благодаря своим характеристикам, разрушить очень сложно, к тому же сайлентблоки из полиуретана делаются полнотелыми. Вопрос отслоения полиуретана от Точка Опоры мы уже разобрали.

Втулка просто вывалилась из этого сайлентблока
Втулка просто вывалилась из этого сайлентблока

Самой главной причиной скоропостижной кончины сайлентблоков (и резиновых и полиуретановых) является их неправильная затяжка. Зачастую ремонт подвески осуществляется на подъёмнике и в этот момент все элементы подвески автомобиля находятся в своём нижнем возможном положении (которое, к слову, во время нормальной эксплуатации подвеска никогда не принимает). Недобросовестные слесари производят затяжку болтов сайлентблоков на подъемнике с вывешенной подвеской. Когда автомобиль опускается на землю, подвеска приходит в своё рабочее положение, а сайлентблоки уже находятся под нагрузкой. Когда же автомобиль нагружается пассажирами или картошкой в багажнике, то сайленты испытывают критические нагрузки и как следствие - рвутся или отслаиваются, в зависимости от более слабого места. Вывод: протягивать сайлентблоки нужно только в рабочем положении подвески, так вы ощутимо продлите им жизнь.

Кстати, у Форда есть специальная приблуда для выставления рычага задней подвески относительно кузова и протяжки его на подъёмнике. Но использование этого спец. инструмента имеет смысл только при новых оригинальных пружинах, амортизаторах и идеальном состоянии подвески.

Втулки стабилизатора

Самый распространённый метод крепления втулки стабилизатора: втулка надевается на стабилизатор, плоской стороной опирается на подрамник/кузов/площадку опоры и сверху/снизу прижимается скобой. Сам стабилизатор во втулке работает на кручение вокруг своей оси, а сцепление между внутренней поверхностью втулки и наружной поверхностью стабилизатора происходит за счёт силы трения между этими поверхностями. В процессе работы резина уменьшается в объёме, соответственно и уменьшается сила трения. В один прекрасный момент силы трения становится недостаточно и стабилизатор начинает проворачиваться во втулке. Поскольку резина очень плохо сопротивляется трению, в очень скором времени появляется зазор между втулкой и стабилизатором, в следствие чего появляется стук в подвеске. Если своевременно не заменить втулки, то в появившийся зазор начинает попадать вода с абразивом в виде грязи и песка, которые начинают негативно воздействовать на поверхность стабилизатора, "выжирая" его.

Таким образом раньше или позже, но неизбежно происходит ситуация, когда новые втулки стабилизатора начинают стучать практически сразу после установки. Это говорит об износе самого стабилизатора и лечится его заменой. И тут моё любимое Но! Для многих немолодых иномарок зачастую найти новый стабилизатор поперечной устойчивости практически нереально или экономически нецелесообразно. Что же делать в такой ситуации? Если у вас есть доступ к складу запчастей, то вероятно можно попробовать подобрать втулку с меньшим внутренним диаметром на 1-2мм. Но такая возможность есть не у всех и не всегда существую втулки нужной форму и нужного внутреннего диаметра.

На своей практике я уже не раз сталкивался с подобной проблемой и каждый раз меня выручали полиуретановые втулки стабилизатора от Точки Опоры (блин, звучит как конченная интеграция, но напомню, - это не она). Они отлично обтягивают изношенные посадочные места на стабилизаторе, а использование смазки (подробнее об этом чуть ниже) предотвращает попадание воды и абразива на сопрягаемые поверхности. Конечно, если износ велик, то чуда не случится и стабилизатор придётся заменить, если и не на новый, то хотя бы на менее изношенный.

В бочке мёда естественно не без ложки дёгтя. При достаточно сильном износе стабилизатора и вымывании смазки из-под полиуретановой втулки зимой, при больших ходах стабилизатора (например, переезде лежачих полицейских), может быть слышен скрип из-за трения полиуретана о металл. Но таких особенностей не лишена и работа резиновых втулок на изношенном стабилизаторе.

Источник: drive2.ru пользователь Kolyn616
Источник: drive2.ru пользователь Kolyn616

Вы можете возразить, что на VAG-ах и Весте устанавливают стабилизатор с приклеенными/приваренными к нему втулками. Да, это так, но и эти втулки рано или поздно требуют замены. И если на весту ещё можно купить новый стабилизатор в сборе (а по технологии он меняется в сборе со втулками или втулки в сборе с ним), то цена стаба на VAG кусается и большая часть автовладельцев мучается отдирая остатки старых втулок от стабилизатора, чтобы поставить новые неприклеиваемые.

Стойки стабилизатора

С прямыми (бесшарнирными) стойками стабилизатора всё гораздо лучше - резиновые, пластиковые и полиуретановые демпферы ходят хорошо. Это же касается и наборных опор амортизаторов. Но раз переходить на полиуретан, то целиком и полностью 😁

Источник: drive2.ru пользователь Mave515
Источник: drive2.ru пользователь Mave515

Сейчас на рынке появилась замена и шарнирных стоек стабилизатора на основе полиуретана. В них палец "заливается" полиуретаном и работает как демпфер, все нагрузки на себя принимает эластичный материал. К сожалению Точка Опоры такие стойки ещё не производит, но если мне попадутся другого производителя, то несомненно возьму их на пробу.

Источник: drive2.ru пользователь Tof
Источник: drive2.ru пользователь Tof

Смазка полиуретана

Как известно, в подвеске используется не бензомаслостойкая резина, поэтому при установке безобойменных элементов нельзя использовать автомобильные смазки (в помощь только мыло), иначе срок жизни изделия может катастрофически сильно сократиться.

С полиуретаном же ситацаия иная. Во-первых, сам материал более устойчив к агрессивным средам. Во-вторых, производиетль рекомендует использовать водоотталкивающие смазки для защиты сопрягаемых поверхностей от воды и абразива.

Источник: crt.ru/about-products
Источник: crt.ru/about-products

Почему я выбираю именно Точку Опоры

Даже имея негативный опыт с отслоившимися сайлентблоками я всё же остаюсь приверженцем продукции этой компании. Вы спросите, почему?

Давайте перечислю аргументы в порядке возрастания их важности:

Я рад, что пользуюсь продукцией соотечественников и могу рублём (мои покупки и тех, кто перешёл на светлую сторону силы) помочь в развитии продукта. Так же нет никаких языковых барьеров и всегда можно дать обратную связь по продукту или задать вопрос и получить на него ответ. Отрадно, что Точка Опоры сейчас активно работает с обращениями и нацелены на сбор конструктивной обратной связи для улучшения продукта.

У компании отличный сайт и прекрасный подбор запчстей по марке и модели авто. Да и тут бывают осечки (один раз не подошёл предложенный сайлентблок на Murano), но через обратную связь это решается довольно просто (пользуйтесь обратной связью, помогайте производителю улучшать продукт во всех плоскостях). Кстати, часто случается, что кроме паршивого Фебеста и Точки больше вариантов сайлентов не существует, выбор конечно же очевиден.

И вишенка на торте - это гарантия. Производитель даёт гарантию на свои запчасти в течение года. Вы только задумайтесь, вам не надо доказывать, что вы не баклажан, предоставлять чеки и заказ-наряды на установку в лицензированном сервисном центре и бадаться с продавцами, которые очень неохотно занимаются вопросами брака, а тем более брака элементов подвески (поверьте, я то уж знаю). В случае с Точкой Опоры все вопросы обязательной гарантии вы решаете напрямую с менеджерами производителя. Безусловно, человеческий фактор никто не отменял и тут можно нарваться на недопонимание. Но вектор то сервиса классный!

Кто хоть раз держал в руках продукцию Точки Опоры, однозначно обращал внимание на индивидуальную упаковку каждого изделия. А если приглядеться и почитать, то можно узнать, что можно получить расширенную гарантию на ТРИ года, зарегистрировав купленные запчасти на сайте производителя. Подумайте, насколько они заморочились: каждому изделию присваивают идентификатор, по которому могут отследить дату, время и ответсвтенного за производство каждой единицы продукции. И именно эта расширенная гарантия на мой взгляд - очень крутой ход! Мы, как потребитель, получаем реальную гарантию, с таким сроком, который не даёт ни один производитель элементов подвески, а Точка Опоры имеет возможность быстро и точно реагировать, изменяя свои внутренние процессы, благодаря нашим обращениям при наступлении гарантийного случая. Условия по расширенной гарантии конечно жёстче, чем по обязательной и это вполне логично.

Источник: tochkaopory.shop/profile/registered_details
Источник: tochkaopory.shop/profile/registered_details

Случай из практики

Многим, кто так или иначе связан с авторемонтом (или является владельцем нижеупомянутых авто), знакома передняя подвеска Mondeo 4-го поколения, которая одинакова для некоторых моделей Ford, Volvo и Land Rover конца нулевых - начала десятых. Имеются в этой подвеске так называемые гидронаполненные задние сайлентблоки передних рычагов, которые в свою очередь являются некой Ахиллесовой пятой (задние сайлентблоки являются пяткой, понимаете? Типа юмор). Они со всех сторон хороши (комфорт и все дела), кроме цены и ресурса новых.

Источник: drive2.ru пользователь SouthSideHustler
Источник: drive2.ru пользователь SouthSideHustler

Тема замены этих сайлентблоков муссируется наверное на всех клубных форумах Форда, Вольво и Лэнд Ровера, но вопросики всё равно остаются. А вопросики имеются к ресурсу заменителей. Тот же хвалёный Lemforder ходит далеко не на свою стоимость.

К сожалению Точка Опоры на сегодняшний день ещё не производит полиуретановые сайлентблоки для этих моделей, но есть выход - сайленты от Ford Focus 3-го поколения. Все установочные размеры такиеже, просто несколько меньше тело. Но благодаря свойствам полиуретана, сайлентблоки даже в меньшем размере, по сравнению с заводскими, отлично справляются со своей задачей и при приемлемой стоимости являются (на мой взгляд) лучшим решением.

Источник: drive2.ru пользователь AHTOXA
Источник: drive2.ru пользователь AHTOXA

Ресурс конечно зависит от характера эксплуатации, но на тех же вторых Фокусах полиуретановые задние сайлнетблоки передних рычагов показали себя изумительно и за 5 лет установки не было ни единой повторной замены.