Найти тему

Социальная поддержка населения (многодетных семей, сирот, молодых семей) в Волгоградской области. Дипломная работа.

Оглавление
Помощь студентам.
Помощь студентам.

Фрагмент дипломной работы "Социальная поддержка населения" - предоставлен для ознакомления.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ

1.1. Сущность и принципы социальной поддержки населения

1.2. Особенности государственной политики социальной поддержки

1.3. Основы региональной политики социальной поддержки (многодетных семей, сирот, молодых семей и др.)

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ (МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ, СИРОТ, МОЛОДЫХ СЕМЕЙ И ДР.) В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Институциональная основа реализации политики социальной поддержки (многодетных семей, сирот, молодых семей и др.) в Волгоградской области

2.2. Механизмы реализации политики социальной поддержки населения Волгоградской области

2.3. Анализ эффективности системы социальной поддержки населения Волгоградской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Осуществление государственной политики по реализации социальной поддержки наименее защищенных слоев населения, в настоящее время, является одной из наиболее приоритетных задач и актуальных проблем среди множества прочих вопросов государственного и муниципального управления.

В масштабах страны существуют и действуют многочисленные специализированные учреждения социальной направленности, принимаются региональные Социальные кодексы (Белгородская, Волгоградская области и т.д.), реализуются многочисленные федеральные и региональные социальные программы. Однако, ухудшение социально-экономической ситуации в стране, вызванное финансовым кризисом, привело к одновременному сужению финансовых возможностей государства и появлению новых категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке. В таких условиях дальнейшее расширение круга государственных социальных обязательств при ограниченности государственных ресурсов не дает права бесполезно тратить средства на реализацию малоэффективных социальных программ. Поэтому реформирование действующей системы социальной поддержки населения должно обеспечить ее соответствие реальным потребностям общества, способствовать повышению действенности помощи нуждающимся и уязвимым на основе объективной оценки ситуации.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Российская Федерация, следуя в русле современных тенденций в области организации системы социальной защиты населения, существующих в международном масштабе, а также присоединившись к ряду международных конвенций (в частности, Конвенции о правах ребенка и т.д.). Однако, многие вопросы до сих пор остаются неразрешенными. В особенности в области организации и осуществления государственной защиты прав и интересов наименее обеспеченных и нуждающихся в социальной поддержке граждан, на региональном уровне.

Сложившаяся ситуация, учитывая прямую тесную связь с рядовыми гражданами, которых в нашей стране достаточно большое количество – порождает широкий общественный резонанс и снижает уровень доверия к власти.

Неоднозначность научных подходов к вопросам обеспечения реализации политики социальной поддержки населения в отечественной науке и предопределили выбор тематики исследования.

Степень изученности темы. Государственной политике социальной поддержки (многодетных семей, сирот, молодых семей и др.) посвящены научные исследования отечественных ученых: С.А. Авакьяна[1], Э.С. Бондаревой[2], А.В. Василенко[3], В.В. Гриб[4], И.М. Дзялошинского[5], К.А. Жириковой[6], Ю.М. Заборовской[7], Л.В. Зайцевой[8], О.А. Ковалевой[9], Ю.А. Кожиной[10], Е.И. Носенок[11], А.А. Фомина[12], А.А. Ходусова[13], В.Е. Чиркина[14] и др.

Целью дипломной работы является исследование основ государственной политики в области социальной поддержки отдельных категорий граждан, защиты интересов ребенка и детства на примере деятельности соответствующих органов государственной власти на региональном уровне.

Достижение поставленной цели в дипломной работе предлагается посредством следующих задач:

- определить понятие, сущность социальной поддержки населения; выделить ее основные принципы, а также выявить особенности государственной политики социальной поддержки населения в РФ;

- рассмотреть основы региональной политики социальной поддержки;

- определить институциональную основу реализации политики социальной поддержки и раскрыть механизмы реализации политики социальной поддержки населения в Волгоградской области;

- проанализировать эффективность системы социальной поддержки населения Волгоградской области.

Объектом настоящего исследования выступает институт социальной поддержки прав и интересов отдельных категорий граждан.

Предметом исследования является деятельность органов государственной власти субъекта РФ по обеспечению социальной защиты населения.

Методы исследования. Основу выпускной квалификационной работы составляет совокупность общенаучных и специальных приемов и методов исследования: диалектический и формально-логический, системный и структурный методы, научной аналогии, исторические подходы – для исследования трансформации сущности понятия "социальная поддержка" в процессе эволюции данного социального явления; анализ и синтез – при определении основ региональной политики социальной поддержки; обобщение – для исследования механизмов реализации политики социальной поддержки населения Волгоградской области; коэффициентный метод – для анализа эффективности системы социальной поддержки населения Волгоградской области.

Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее результаты можно будет использовать при подготовке лекционного материала, а также докладов на научно-практических конференциях по теме: "Государственной политики в области социальной поддержки отдельных категорий граждан". Работа имеет выраженную практическую направленность.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.

Можно ли написать курсовую работу с помощью нейросети? Как не получить предупреждение в системе Антиплагиат Вуз - ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ. Статья. Читать обязательно!!!

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ

1.1. Сущность и принципы социальной поддержки населения

В отечественной науке понятие "социальной защиты" берет истоки в далеком прошлом. В частности, существовавшая в Древней Руси община занималась отчасти этими вопросами, т.к. обеспечивала для своих членов получение необходимых социальных благ[15].

В дореволюционный период заниматься "попечением о нуждающихся" считалось среди меценатов богоугодным делом. В этот период под благотворительностью понималось проявление сострадания к ближнему, однако носила она в основном частный характер[16].

В советский период формируется полноценная государственная система социальной поддержки населения, однако понятийный аппарат и его разработки отсутствовали.

В современный период, на основании норм, закрепленных в Основном Законе нашей страны, оказание социальной поддержки наиболее нуждающимся гражданам и их социальное обеспечение – это вопросы совместного ведения федерального центра и региональных органов власти[17]. Вместе с тем, сама российская система социальной защиты в стране считается единой системой, без деления на систему социальной защиты федерального, регионального и муниципального (местного) уровня.

Главным органом государственной власти, в компетенцию которого входит обеспечение реализации политики социальной поддержки населения в национальном масштабе, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруд России).

В структуру Минтруда России входят:

- территориальные министерства (управления) социальной защиты республик РФ;

- территориальные органы управления социальной защитой населения иных субъектов Российской Федерации[18]. Так, в Волгоградской области подобные функции реализует комитет социальной защиты населения, входящий в организационную структуру областной администрации

Вопросы оказания социальной поддержки населению закрепляются в законодательстве федерального, регионального и местного уровня. В частности, принятым в декабре 2013 года федеральным законом РФ №442-ФЗ[19] четко обозначены основы социального обслуживания населения нашего государства: организационные, правовые, а также экономические. Наряду с этим, федеральный закон №442-ФЗ четко определил также приоритеты социального обслуживания, ввел ряд новых понятий ("социальное сопровождение", "общественный контроль" и т.д.) и в целом способствовал дальнейшему развитию социальной сферы в России. Кроме того, в России в этом направлении действуют ратифицированные международные соглашения и договоры.

По отношению к понятию "социальная поддержка населения" в науке нет сформировавшегося определения. Ряд ученых рассматривают его как синоним "социального обслуживания", другие считают его комплексным правовым институтом, реализующим одну из фундаментальных основ конституционного строя России – государственную социальную поддержку наименее защищенных категорий граждан в целях поддержания социального равенства. Так, например, Е.Е. Мачульская под социальной поддержкой (защитой) понимает систему мер правового, социально-экономического и организационного характера, которая гарантируется и реализуется государством в целях обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне государственных стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры[20].

В отношении принципов социальной поддержки населения в науке также не сформировалось единого мнения. Поэтому, на основании анализа научной литературы, представляется обоснованным выделить следующие основные принципы системы социальной поддержки населения (рис. 1.).

Рисунок 1 – Основные принципы системы социальной поддержки населения
Рисунок 1 – Основные принципы системы социальной поддержки населения

1.2. Особенности государственной политики социальной поддержки населения в Российской Федерации

В настоящее время, в России государственная поддержка населения представляет собой систему организационных, правовых и экономических средств, которая закрепляет основы организации деятельности системы органов по социальной поддержке населения и устанавливает правовой статус наименее защищенных слоев населения, как участников общественных отношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей), нуждающихся в особой заботе государства, для нормального обеспечения их жизнедеятельности. Особая забота государства, в данном случае, выражается в обеспечении социальных гарантий отдельным (наименее социально защищенным) категориям граждан, которые прямо предусмотрены специальным законодательством РФ.

В России, при построении системы социальной поддержки, учитываются следующие важные факторы:

- категория нуждающихся;

- критерии нуждаемости;

- объем необходимых услуг;

- форма социальной поддержки;

- ответственный орган или должностное лицо;

- финансовые источники и т.п.[1]

В данном случае, важным нюансом является также возможность справедливого определения граждан, которым требуется социальная помощь со стороны государства. Для России в этом плане характерно учитывать такие факторы, как:

- объективные, в т.ч. медико-биологические факторы (инвалидность, старость, болезнь);

- идеологические, в т.ч. политические факторы (заслуги перед РФ в рамках обеспечения национальной безопасности);

- социальные[2].

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ (МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ, СИРОТ, МОЛОДЫХ СЕМЕЙ И ДР.) В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Институциональная основа реализации политики социальной поддержки (многодетных семей, сирот, молодых семей и др.) в Волгоградской области

Комитет социальной защиты населения является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере государственной семейной политики, государственной политики по социальной поддержке и социальному обслуживанию пенсионеров, ветеранов, инвалидов, малоимущих граждан, граждан пожилого возраста, семей с детьми, несовершеннолетних и других категорий граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке или помощи на территории Волгоградской области.

Под комитетом понимается, как правило, "самостоятельное структурное подразделение, имеющее в своем составе два и более структурных подразделений (отделов, секторов, групп), осуществляющее функции управления более чем в двух отраслях или сферах деятельности и наделенное полномочиями распорядительного характера по отношению к объекту управления. Решения по вопросам, отнесенным к компетенции комитета, принимаются с учетом мнения коллегии, состоящей из руководителей подразделений и иных лиц, входящих в его состав. Комитет может являться юридическим лицом"[1].

Структуру Комитета социальной защиты населения Волгоградской области, как специализированного исполнительного органа государственного управления, графически можно представить следующим образом (рис. 2).

Рисунок 3 – Основные государственные функции и услуги Комитета социальной защиты населения Волгоградской области.
Рисунок 3 – Основные государственные функции и услуги Комитета социальной защиты населения Волгоградской области.

Полная версия работы у нас на сайте. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Поможем написать курсовую, дипломную работу, диссертацию с высоким процентом оригинальности. Напишем доклад для защиты и сделаем презентацию. Компания "Магистр 34". Перейти на сайт.

Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 5 минут:

Telegram

WhatsApp

ВКонтакте

Блог - читать

Портфолио - смотреть.

Марина Грамакова - руководитель компании "Магистр 34". С 1998 года помогаем студентам.
Марина Грамакова - руководитель компании "Магистр 34". С 1998 года помогаем студентам.