Статистику по результатам продаж за первую треть 2024 года опубликовало агентство «Автостат». Изучим по этим цифрам актуальную ситуацию на российском авторынке и расскажем о ближайших изменениях с ценами, которые запланировали профильные производители.
АвтоВАЗ и китайцы: альтернатив больше нет
В апреле подтверждены все наметившиеся ранее тенденции. Бурный рост продаж (+81.2%) обусловлен стартовыми условиями прошлого года. Некоторый спад по сравнению с апрелем (-6,5%) не ухудшил общий оптимистичный настрой. С внушительным результатом за контрольный период (почти 470 тыс. экз.) вполне можно рассчитывать на общее внушительное количество зарегистрированных автомобилей в конце года – около 1,2 млн шт.
Первую позицию уверенно занимает продукция АвтоВАЗа. Крупнейший отечественный бренд захватил почти треть рынка. На первых местах по моделям – Гранта и Веста с результатами -1,6% и +2508% соответственно по сравнению с первыми месяцами прошлого года. Третью строчку в рейтинге занимает Haval Jolion (+105%). В перечень самых продаваемых автомобилей также вошли:
- Лада Нива Тревел (+24%);
- Niva Legend (+68%);
- Chery Tiggo 7 PRO Max (+201%);
- Chery Tiggo 4 PRO (+81%);
- OMODA C5 (+56%);
- Geely Monjaro (+1897%)
- новинка Haval M6.
В перечне марок – незначительные тактические изменения. Кроме АвтоВАЗа в рейтинг ТОП-10 не вошел ни один отечественный производитель. Москвичу не помогли даже грандиозные скидки на выпущенные в прошлом году автомобили. Все остальные позиции уверенно заняли бренды Поднебесной, окончательно вытеснив корейские и другие альтернативные предложения.
Перспективы российского авторынка: насколько подорожают Лады и УАЗы
Прямая кооперация с китайцами не получилась и о кроссовере Lada пока придется забыть. Однако руководство АвтоВАЗа планирует постепенное расширение своего ассортимента. В мае анонсировано начало полноценного производства серийных фургонов и универсалов Ларгус на заводе в Ижевске.
Следующая новинка – удлиненная Веста с оригинальным названием Аура. Объявлена сборка первой партии (8 экз.) с последующим увеличением выпуска. Старт продаж предполагается в 2024 году.
Судя по предварительной информации, популярность отдельных моделей АвтоВАз решил дополнить улучшением экономических результатов деятельности. Во всяком случае, именно на самые продаваемые модели ожидается следующее повышение стоимости в мае (максимальный + в руб. к рекомендованной розничной цене):
- Гранта – 66100;
- Веста – 17000;
- Нива Легенд – 51100;
- Нива Тревел – 64100.
Уход с российского рынка настоящих спортивных брендов АвтоВАЗ решил компенсировать с пользой для себя. Успешно действует специализированное подразделение Lada Sport. В рамках программы развития открыт уже второй фирменный центр на месте бывшего автосалона Porsche в Тольятти. В продаже представлены интересные (по мнению менеджеров) для потенциальных покупателей модели:
- Гранта Спорт (седан) – от 1 374 000 руб.;
- Веста Спортлайн (седан) – от 2 176 000 руб.,
- Веста Спортлайн (универсал) – от 2 351 000 руб.
УАЗ не смог попасть в ТОП-10 моделей, но также решил повысить цены (в руб.):
- Хантер (+35 000) – от 1 510 000 до 1 820 000;
- Буханка (+ 35 000) – от 1 430 000 до 1 725 000;
- Патриот (+ 50 000) – от 1 680 000.
Напомним, что при расчете затрат на покупку УАЗ следует добавить стоимость доставки автомобиля до дилерского центра 50 000 руб.
Промежуточные выводы
Пересадку российских автолюбителей на продукцию китайского автопрома можно считать состоявшейся. АвтоВАЗ сохраняет 30% рынка, но по словам его руководителя доля в денежном выражении уже составляет около 10%. Анонсированнее модели (Ларгус, Аурус, спортивную Ниву) сложно назвыать новинками. При сохранении темпов китайской экспансии доля дохода отечественных производителей вполне может снизиться до совершенно незначительного уровня статистической погрешности.
Китайцы не собираются пока вкладываться в производственные мощности, но ситуацию может изменить ожидаемое повышение утильсбора. Но в актуальной ситуации при отсутствии альтернатив сложно представить диктовку своих условий коммерсантам из Поднебесной.
А что вы думаете о перспективах российского автомобильного рынка? Сообщите свое мнение в комментариях!