Мне повезло: я, учитель по образованию, ни дня не проработала в школе (хотя каждое лето эта мысль стабильно появлялась у меня в голове). Считаю это действительным везением, потому что ко мне в терапию довольно часто приходят учителя, я вижу, насколько им сложно. Но вопрос не в маленьких зарплатах и не в социальном уважении. Я о другом: насколько сложно сохранить осознанность и не начать разыгрывать роли из треугольника Карпмана!
Но, даже работая обычным репетитором, я немного пробежалась по этим ролям. Представьте: к вам приходит ученик. Вы любите свою работу и искренне верите в красоту своего предмета, который преподаете, а ему... До лампочки. Он пришел, потому что заставили родители. И здесь начинается самое интересное:
1. Ты начинаешь и так, и так подходить к объяснению своего предмета, пытаясь заинтересовать. Не выходит.
2. Ты видишь, что ученик не хочет ничего учить, твои домашки либо не выполняет, либо выполняет очень плохо. Становится очевидно: все было сделано на коленке за 5 минут до урока. Ты задерживаешься на уроках, проверяешь его дополнительные задания в нерабочее время, мотивируешь его - и все бессмысленно.
3. В зависимости от ваших личностных особенностей, с тобой что-то начинает происходить. Ты расстраиваешься, возможно, винишь себя (или ученика). А если здесь еще родители наседают... Сильные эмоции обеспечены!
4. Ты же себе не враг - и рано или поздно ты начинаешь злиться уже на него. Возможно, повышаешь голос или общаешься пассивно-агрессивно (зависит от личности самого учителя). Но явно что-то происходит: этот бестолковый ученик не хочет делать работать и вкладываться в ваш учебный процесс, когда ты так старался ради него!
5. Если таких учеников много, рано или поздно никаких душевных сил не хватает: ты машешь рукой и тихо-мирно выгораешь. Возможно, ссылаешься на то, что сейчас молодежь такая неуправляемая пошла и ничего сделать было нельзя. Смиряешься, что, возможно, тебе пора уходить из профессии - и уходишь (если есть, куда идти).
Как вы догадались, только что проигрался полный цикл так называемого треугольника Карпмана: Спасатель - Преследователь - Жертва.
Чтобы не переходить на автоматизм и не начинать играть роли из треугольника, я считаю, нужна сильная взрослая позиция и очень мощный внутренний наблюдатель. А его развитие и поддержание - невероятно энергозатратный процесс (об этом я писала в другой статье, приглашаю вас прочитать и ее).
Как это остановить? В глобальном системном смысле - не знаю. Я искренне уважаю учителей и врачей и действительно считаю, что на этих профессиях держится общество. Но уровень эмоциональной нагрузки зашкаливает, люди элементарно не справляются (когда происходили мои помрачения сознания и я искала работу в школе, мне предлагали ТОЛЬКО вариант от 40 часов в неделю + классное руководство. Я хотела полставки, чтобы не выгорать, успевать жить и сохранять хоть немного энергии для себя, таких вариантов предложений не было в природе).
В частном плане - научиться отдыхать. Изучать, где твой ресурс, наполняться и переполняться им до самых краев, качать мышцу взрослости на терапии и становиться осознаннее и терпимее... Только разве что так.
Работа учителя - это безусловная власть. Это ощущение своей значимости и ценности - мне самой безумно нравится делиться знаниями и чувствовать себя важной и умной. Но это работа, требующая огромных эмоциональных затрат, позволяющих не становиться Спасателем, Преследователем и Жертвой.
Где взять силы на эти затраты?