У каждого из нас есть представление о себе. То, как мы себя воспринимаем важнее, чем то, как принимают нас другие, т.к. нам жить с самим собой.
Когда формируется образ себя? Возможно еще до рождения. Ваша мама посылала вам положительные эмоции, дарила вам эндорфины? Важно, чтобы родители ждали появления их ребенка на свет и были счастливы после рождения, довольны полученным результатом. Совпадают ли ожидания родителей с реальностью? Иногда дети не видят восторга на лицах родителей от того, что они у них есть. Взрослый является зеркалом, где отражается ребенок. Ведь ребенок видит все вокруг себя, кроме себя самого. Дети все принимают как данность. Основа дальнейшего формирования себя будет строиться на принятии окружением.
Задача ребенка – стать человеком своего времени и места (адаптация, гуманизация). Для адаптации важна правильная модель поведения взрослого. Хорошая модель ведет к правильному развитию. Также важно не ограничивать ребенка в движениях. Если ребенку все запрещать, у него не сформируется базовая установка «Я могу!». Поддержка взрослого важна для формирования основы «Кто я есть?», образа себя (самовосприятие). Отсутствие этой поддержки приводит к неправильному восприятию себя, отсутствию самоуважения, неуверенности в себе.
«До тех пор, пока взрослые осознанно не обратятся к своим ошибкам и не исправят их, их будет окружать лес неразрешимых проблем. И дети, в свою очередь, становясь взрослыми, будут жертвами той же самой ошибки, которую они будут передавать из поколения в поколение». Мария Монтессори, Ребенок в семье, гл. 11
Мы – млекопитающие и для нас важны забота о потомстве и принятие обществом. Самое ужасное что может случиться, когда человека игнорируют и изгоняют из общества. До рождения ребенок должен чувствовать это принятие. Когда мать счастлива, она ждет ребенка и принимает его, у ребенка формируется установка: «Меня ждут!». Но, если вдруг мать несчастна: отсутствие эндорфинов; стрессовая ситуация; ребенок пропускает важный период развития, т.к. мать не разговаривает с ним; отсутствует стимуляция нервной системы. В самом начале, еще в утробе можно сформировать у ребенка желание жить.
«Когда у матери нет принятия ребенка, у нее “каменная утроба”» (изоляция). Уилфред Бион
После рождения наступает еще один важный момент принятия: пол ребенка и его физические недостатки могут отпугнуть родителей. В Африке, если ребенок рождался с зубом – это считалось проклятием и от такого ребенка избавлялись. В сказке братьев Гримм «Гензель и Гретель» показан яркий пример отторжения, непринятия ребенка.
Виды непринятия:
1. Открытое непринятие – очевидное, может перетекать в насилие над ребенком. О ребенке не заботятся, не моют, недостаточно кормят, применяют физическое наказание по отношению к ребенку. Такие родители суют соски ребенку, используют вещи ограничивающие движения ребенка (манежи). У такого ребенка минимальная возможность использовать свой огромный потенциал.
2. Перфекционизм – более скрытая форма непринятия. Такие родители всегда говорят: «Да, но…» У ребенка возникает чувство, что он НЕДОстаточно хорош. Например, родители говорят ребенку: «Ты хорошо учишься, но…».
− Церебротоник (из типологии У. Шелдона) – замкнется или будет учиться как сумасшедший, что вскоре приведет к большому стрессу.
− Соматотоник – станет агрессивным или будет стремиться стать звездой школы.
− Висцеротоник – будет заедать (переедать).
Таким образом, ребенок растрачивает свой потенциал зря. Многие дети сдаются в какой-то момент, ломаются. Ведь дети не могут уйти от своих родителей. А самое грустное то, что у этих родителей лучшие намерения, они не понимают, что на самом деле важно донести до ребенка. Они заранее обрекают ребенка на неуспех, не давая ему возможности попробовать самому. Пример, «У тебя ничего не получится!»
3. Чрезмерная опека – «мамы наседки» или родители керменгисты («кермен» с татарского – «крепость»), где происходит постоянное вмешательство в деятельность ребенка. Такие родители всегда все говорят за ребенка, предугадывают его желания. В результате, такой ребенок будет начинать что-то делать, но никогда не заканчивать. Родители считают, что должны защитить ребенка от этого опасного мира и оградить от всего. Пример, «Дождь (холодно, жарко) – не пойдем на улицу!». Все представляет угрозу. У таких детей может развиться страх жизни, они не будут наслаждаться жизнью. Конечно жизнь опасна, но она стоит того, чтобы жить и рисковать! Мы должны рисковать! Это стоит того.
«Ребенок, который не научился работать самостоятельно, ставить цели в своей собственной деятельности или быть хозяином своей силы воли, легко узнаваем во взрослом, который позволяет другим руководить им, и чувствует постоянную необходимость в одобрении». Мария Монтессори, Образование и мир, гл. 1
Ужас в том, что второй и третий виды непринятия приняты обществом.
Каждый взрослый, находящийся рядом с ребенком, важен. Рядом с ребенком всегда должен быть тот, кто примет его. Важно найти ценность в каждом ребенке! И тогда, возможно сам ребенок разглядит свою ценность в себе. Задумайте, как много могут значить для ребенка такие слова: «Как здорово, что ты мне помог! Чтобы я делала без тебя!».
Нет ценности – нет принятия жизни – несчастный человек. Важно принять ребенка, тем самым сделав его счастливым и позволить ему наслаждаться жизнью!
«Предположим, что у нас есть алмаз, заключенный в тусклую материнскую породу, и мы удаляем окружающий материал, чтобы раскрыть яркий драгоценный камень. Увидев драгоценный камень, кто-то может спросить: «Как вам удалось получить драгоценный камень, который столь замечательно отражает свет?» Мы ответим, что не являемся создателями этого чудесного камня; он уже существовал под скрывающими его примесями, окружающими его. То же самое можно сказать о ребенке. Он показал нам, как с ним следует обращаться и открыл нам свое великолепие. В своей целенаправленной работе в интересах ребенка, взрослый должен понимать прежде всего, что его задачей является раскрытие души ребенка. Если он делает это, шаги, которые он последовательно совершает и средства, которые он предлагает, будут очень важны; если же он этого не делает, вся его работа будет напрасной. У этой работы должна быть двоякая цель: создание подходящей среды и способствование формированию нового отношения к детям со стороны взрослых». Мария Монтессори, Образование и мир, гл. 11