Думается, если у человека спросить какой самый массовый танк в мире, чаще всего ответ будет про танк Т-34. Вообще, у нас если думают о танках, скорее всего в основном именно о машинах Второй мировой. Однако, самый массовый танк в мире — это другая машина, точнее две машины…по документам.
Сколько всего было сделано танков Т-54 и Т-55, и почему вообще мы считаем их вместе? Сначала появился Т-54, причем это “начало” датировано он аж 1946 годом, когда машину приняли на вооружение. По сути своей, это был танк еще Второй мировой войны, хотя и финального её этапа. Машина обладала 100-мм пушкой Д-10Т, которая перекочевала с самоходки СУ-100, хотя максимальная скорость в 50 километров оставляла желать лучшего, но для среднего танка второй половины 40-х более чем неплохо.
С 1958 года появилась модернизация танка Т-54, которая получила название Т-55. При этом, фундаментальное отличие — это наличие системы ПАЗ – противоатомной защиты. В те времена люди действительно думали, что можно будет воевать после ядерных ударов, и какая-то вероятность “ядерной зимы” никого особенно не пугала. В итоге танки Т-54 и Т-55 производились вплоть до конца 70-х годов! А уж эксплуатировались в таком количество конфликтов, что перечислять сложно. Некоторые издания выводят общее количество выпущенных танков в 100 тысяч штук, хотя это конечно совсем уж нереально, а вот более 50 тысяч почему бы и нет.
В итоге, по разным данным количество этих машин, которые находятся у нас на хранении до сих пор составляет до 5 тысяч штук! А вот что на счёт применения на передке? По различным данным, количество применяемых танков Т-54/55 может доходить до 300 или 500 единиц, согласно данным “Милитари Баланс”. Среди того что применяется это модификация Т-54-3, которая не имеет своеобразных щек, из-за которых снаряд может отрикошетить в люк механика-водителя. Это и Т-54Б это модификация которая выпускалась всего лишь два года с 1957 по 1959, и обладала новым двигателем В-55, новой пушкой со стабилизатором СТП-2 “Циклон”.
Среди танков Т-55 была замечена вариация Т-55А, которая является начальной формой танка. В итоге, даже если взять примерно количество в 300 единиц, то мы снова получаем крайне интересный вывод. Всего танков Т-54/55 потерянно даже по самым “пессимистичным” данным 8 танков, а это буквально 2%! Вообще, иногда из статистики можно сделать крайне интересные выводы, и тут можно сказать – средние танки Т-54/55 практически не уничтожаются.
А почему? А дело в том, что если техника и используется, то только в качестве вспомогательного средства. Нередко они применяются только как пушка на шасси, кроме того применяются в качестве тягача. Впрочем, также на эту технику устанавливаются так называемые “мангалы”, чтобы защитить их от дронов. Конечно когда еще летом 22-го года заметили на железнодорожных платформах, начали рассказывать о кризисах и т.д., однако несмотря на все “но” если машина стреляет, то её можно хоть по заветам Второй мировой в землю закопать и использовать как ДОТ.
Среди методик применения это и создание из танка бронированной машины для штурма. Тем самым это использование только в плане вспомогательной техники, а не классического танка. Хотя в итоге если смотреть просто на цифры, то вывод сам по себе напрашивается.