Зинаида Ивановна, а в молодости просто Зиночка, была девушкой романтичной, хрупкой. Когда стала встречаться с рослым, широкоплечим Сергеем, то была уверена – нашла свое счастье. Не обращала внимания на то, что жених хамит своей матери, думала:
- Со мной-то он такой внимательный, цветочки часто дарит.
Нравилось и то, что Сережа любит все решать за нее. Плохо ли, не надо ни о чем заботиться под крылом сильного мужчины.
После свадьбы она не сразу осознала – стала совсем бесправной. Муж контролирует их бюджет, с ее мнением совсем не считается. Еще скупым оказался. Все семейные деньги держал при себе. В магазин ходили вместе, чтобы она не потратила лишнего. Супруге, как школьнице, выдавал небольшие суммы «на карманные расходы». Когда однажды Зина спросила:
-На что деньги копишь?
Ответ ее не удивил:
- Не твое дело.
Особенно тяжело становилось, когда Сергей возвращался пьяным. К счастью, это случалось нечасто. Зиночка быстро собирала двоих сыновей, и буквально убегала из дома. Иначе муж ударить мог и ее, и мальчишкам досталось бы. Не знавшие действительной ситуации соседи восхищались:
- Какая же ты молодец. Допоздна с ребятами гуляешь, чтобы они свежим воздухом дышали.
Домой пробиралась тихо. Сыновей звала лишь после того, как убеждалась – Сергей крепко спит.
Только одна подруга знала правду. Иногда не выдерживала, возмущалась:
- Уходи. Сама работаешь, на алименты подашь, комнату в общежитии выхлопочем. Не пропадешь.
- Как детей без отца оставлю. Да и все так живут, - неизменно отвечала Зинаида Ивановна.
Летели годы, из симпатичной худенькой Зиночки женщина превратилась в тетку с потухшим взглядом, без тени косметике на лице. Да и прическу давно не делала, собирала роскошные пышные волосы в пучок.
Зато сыновья выросли хорошими, профессии получили. Только с женами не везло – так считала их мама. Одна слишком дерзкая оказалась, не молчала, если не нравились поступки мужа. Вот она, Зинаида Ивановна, сколько всего вытерпела, но сыновей вырастила, семью сохранила.
Женщина, прежде не любившая посиделок на скамейке с соседками и обсуждения своей жизни, стала охотно рассказывать о том, какие невестки неудачные:
-Старшая уважения к сыну не проявляет. Младшая убираться в доме не любит. Правда, готовит хорошо.
Одна из подруг возразила:
- Со снохой надо добрые отношения поддерживать. Кто о нас в старости позаботится? Вот моя тоже не сахар. Но внучку по кружкам водит, шьет хорошо, сына любит. А чистоту в доме наводить для нее пытка. Так я ей недавно потихоньку посоветовала. Приглашай уборщиц раза два в месяц, они быстро все отчистят, стоит услуга недорого. Только сыну не рассказывай, пусть думает, что это ты старалась.
Зинаида Ивановна даже задохнулась от возмущения:
-Это же надо до такого додуматься, уборщиц в дом приводить.
Оба сына разошлись с женами быстро. Мама поддерживала своих мальчиков:
- Вы у меня такие красавцы, все в отца. Найдете себе еще жен, смотрите только, чтобы терпеливыми были.
Когда младший Славик решил познакомить родителей с понравившейся ему девушкой, то Зинаида Ивановна заволновалась. Она надеялась, что сын не станет спешить «надевать на себя хомут». Но, видимо, Маша ему очень нравилась, боялся ее упустить.
Удивительно, но будущая невестка на маму жениха тоже произвела хорошее впечатление - ухоженная, модно, но не вызывающе одета, воспитанная. Во всяком случае, слушала наставления Зинаиды Ивановны внимательно, хвалила ее кулинарные способности. Жить молодые собирались на съемной квартире.
- Это правильно, - высказал свое мнение папа Сергей. – У нас, сами видите, тесновато. Да и внуки пойдут, а мы уже не молодые, покоя хотим.
Свекровь прикинула, что с финансами семье придется непросто. К тому же, Славик имел неуживчивый характер, все время считал – его таланты на производстве не ценят, платят мало. По этой причине долго на одном месте не задерживался. Это маме совсем не нравилось, отец-то всю жизнь на одном предприятии трудится.
Старший сын тоже повторно женился, невестка налаживать теплые отношения не рвалась. Зинаида Ивановна смирилась: живут, и слава Богу.
С Машей же они почти подружились. Невестка частенько забегала, рассказывала об их семейных делах, жаловалась на Славика редко. Понимала, что маме правда о сыне придется не по душе.
А рассказать было о чем. Сынок все больше напоминал отца: хотел все контролировать, придирался по мелочам. Когда же чувствовал, что довел жену, она уже готова уйти к родителям, сразу становился смиренным, просил прощения.
Что еще нравилось Зинаиде Сергеевне, так это неизменное внимание Маши. В гости всегда приходила с угощением. На Дни рождения и праздники преподносила подарки не в хозяйство, а именно для нее. Причем заранее интересовалась, о чем больше всего мечтает свекровь.
Казалось, что у Славика семья сложилась, вместе с Машей прожили 15 лет, подрастали две дочери. Однако жилищный вопрос у них был все еще не решен. Долго снимали квартиру, потом купили небольшую комнату в общежитии.
Однажды Маша зашла в гости, поделилась радостными новостями:
- Родители дом бабушки в деревне продали, хорошие деньги дачники дали. Так мама с папой все решили мне отдать, чтобы квартиру купили. Сколько можно мучиться в общаге рядом с пьющими соседями.
- Как я за вас рада, - искренне призналась свекровь.
- Только денег на нормальное жилье не хватает, - продолжала тему невестка. – Помочь сможете?
- Я поговорю с мужем, - обреченно ответила Зинаида Ивановна. Она была уверена – тот ни копейки не даст. Сергей всю жизнь копил, почти не пропивал. Банкам не доверял. Когда появилась возможность, стал покупать валюту. Почти после каждой получки шел в обменник. Несколько новых купюр добавлял к накоплениям, которых хранил в большой коробке из-под печенья.
Как-то женщина спросила:
- Зачем собираешь? Давай на курорт съездим хоть раз…
- Без морей обойдешься. А деньги пригодятся, на черный день припасаю.
Естественно, на квартиру для семьи сына он ничего не дал. Вскоре к ним прибежал взволнованный Славик:
- Машка на развод подает!
Невестка объяснила свой поступок через несколько дней. Рассказывала без обвинений, скандалов:
- Ипотеку буду брать. Мне же придется платить по кредиту, сами знаете – муж ненадежный добытчик, опять с работы уволился. Развожусь, чтобы квартира осталась мне и детям, не пришлось бы ее делить со Славой, как совместно нажитое имущество.
Вскоре сын с вещами к родителям перебрался, комнату в общежитии они продали.
Первое время после развода Маша иногда звонила Зинаиде Ивановне, рассказывала о переменах, радовалась, что живет в отдельной квартире. Но звонки становились все реже и реже…
Женщина скучала по бывшей невестке. Лишь однажды, когда отмечали юбилей мужа, Зинаида Ивановна высказала все, что на душе накопилось:
- Кому нужны твои деньги в коробке? С хорошей невесткой и внуками поссорились. Вообще, Маша молодец, хватило характера свою жизнь изменить. А я вот не смогла, столько лет промучилась.
Родные притихли, даже резкий муж ни слова не сказал. Он в последнее время чувствовал себя неважно, больше лежал. Лекарств на тумбочке становилось все больше. Но и они не помогали, Сергею становилось все хуже.
Теперь он, как маленький ребенок, ждал возвращения жены с работы или магазина. Зинаида Ивановна вскоре уволилась – Сергея жалела, да и тяжко стало на производстве, возраст сказывался.
Сразу после смерти Сергея Славик, который давно нашел новую подругу, объявил:
- Тебе одной грустно жить, мы с Танькой переедем в большую комнату, тебе и спальни хватит.
Не поспоришь, тем более, прописан сын у нее. А вот деньги Сергея найти не удалось: или потратил все на лечение, или кто утащил коробку с валютой в суете организации похорон.
Вскоре Зинаида Сергеевна стала скучать по прежней жизни. Ведь она все же была хозяйкой в доме, а теперь даже на кухню лишний раз из своей маленькой комнаты выходить не решалась. Скандальная Татьяна совсем не нравилась свекрови, к тому же, в доме постоянно шумные компании подружек собирались. Когда со здоровьем у пожилой женщины стало совсем плохо, Славик предложил маме переехать в интернат для престарелых:
- Условия там хорошие, да и врачи рядом, если что случится. Не беспокойся, мы будем тебя навещать.
Кормили в интернате неплохо, мероприятия разные проводили. Но Зинаида Ивановна привыкла к родным стенам. В доме престарелых чувствовала себя, как вырванное из привычной среды растение. Мечтала, что однажды к ней приедут родные, заберут из неуютного, чужого интерната. Только никому она не нужна…
Маша бы с ней так не поступила. Зинаида Ивановна понимала, что нерешительностью испортила свою жизнь. Вот бы написать Маше, может, приедет к ней. Только адреса невестки нет...