Найти тему

Деятельность священномученика архиепископа Митрофана (Краснопольского) по противодействию латинской пропаганде в Минской епархии в 1912–1916

Георгий Пшенко

Адрес статьи: https://naukaverakuljtura.com/деятельность-священномученика-архие/


https://oldsite.hramvluchnikah.ru/biblioteka/stati-2/zhitie-svyashhennomuchenika-mitrofana/
https://oldsite.hramvluchnikah.ru/biblioteka/stati-2/zhitie-svyashhennomuchenika-mitrofana/

Имя священномученика Митрофана (Краснопольского), архиепископа Астраханского (1869-1919), находится в ряду имен тех подвижников веры и благочестия, жизнь и церковно-общественная деятельность которых связана с Беларусью. Прославление архиепископа Митрофана в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской состоялось 26 декабря 2001 г. 31 января 2002 г. Синод Белорусского Экзархата на основании того, что жизнь и подвижническая деятельность священномученика Митрофана была связана с Беларусью, постановил внести его имя в Собор святых Белорусской Церкви [8, с. 79].

Священномученик Митрофан, в миру Димитрий Иванович Краснопольский, родился в 1869 г. в Воронежской губернии в крестьянской семье. В 1890 г. окончил Воронежскую духовную семинарию, в 1897 г. Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия [8, с. 9, 12, 17]. В 1902-1907 гг. он несет послушание ректора Могилевской духовной семинарии, в 1907-1912 гг. – епископ Гомельский, викарий Могилевской епархии. Указом от 3 ноября 1912 г. епископ Митрофан был перемещен на архипастырское служение на Минскую кафедру и стал именоваться епископом Минским и Туровским [8, с. 21, 27, 28, 42, 44].

17 апреля 1905 г. российским императором Николаем II был издан указ «Об укреплении начал веротерпимости». Издание указа имело целью разрядить напряженность в обществе, в связи с нарастающими революционными настроениями. Согласно указу, переход из одного вероисповедания в другое мог совершаться на легальных основаниях. Стало возможным преподавание Закона Божия на национальных языках.

Но в то же время новый закон привел к большому числу отпадений от Православия, особенно в Западном регионе империи. В массовых отпадениях, кроме естественного желания номинальных православных узаконить свой фактический религиозный статус, была замешана расчетливая политика определенных сил.

В результате прогрессивный по существу и правильный закон не принес желаемого религиозного успокоения, но еще больше усилил межконфессиональную напряженность. Вместо укрепления веротерпимости он вызвал агрессию и нетерпимость в отношении Православия, главным образом, со стороны польского католицизма [4, с. 4-5].

На территории Минской епархии после обнародования указа «Об укреплении начал веротерпимости» начались массовые переходы в католичество. К переходам активно агитировало католическое духовенство, издавна негативно настроенное по отношению к Православной Церкви [4, с. 67]. Еще в 1901 г. обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев докладывал Синоду об обстановке в белорусских епархиях: «… упорной нетерпимостью ко всему русскому и православному продолжало по-прежнему заявлять себя лишь католическое духовенство. Фанатично настроенные ксендзы всеми мерами стараются нарушить добрые христианские отношения к православным, возбуждая в своих прихожанах ненависть к Православной Церкви <…>. Совращая в католичество слабых в вере православных  <…>, понося православные церкви самым непристойным образом, они запрещают своей пастве даже из любопытства заходить в наши храмы, ослушников же подвергают публичным наказаниям, отлучают от причастия и заставляют лежать в костелах “кшыжем ниц”» [4, с. 61-62].

В 1905-1912 гг. противодействие католическому прозелитизму в Минской епархии оказывал епископ Минский и Туровский (с 1911 г. архиепископ) Михаил (Темнорусов) (+29 мая 1912 г.). Сменив на Минской кафедре последнего, епископ Митрофан (Краснопольский) (возведение в сан архиепископа состоится в 1918 г.) с присущей ему неутомимой энергией продолжил труды своего предшественника.

В ноябре 1913 г. римо-католический архиепископ-митрополит Минско-Могилевский Викентий (Ключинский) обнародовал указ, по которому акт присоединения человека из Православия в католичество был сведен к простой формальной записи в приходские списки православного человека католиком. До этого переход в католичество считался действительным лишь после особого чина присоединения, совершаемого ксендзом над православным. Только после этого присоединившийся мог считаться католиком, и гражданское ведомство делало в соответствующих документах пометку об изменении его вероисповедания. После издания митрополитом Ключинским своего указа человек сразу объявлялся католиком, гражданское ведомство вносило в документы пометку об изменении им вероисповедания, а ксендз только после этого совершал чин присоединения.

Это все значительно ускоряло перевод православного в католичество. Православный мог решиться изменить веру под давлением родственников-католиков, а потом раскаяться и не пойти к ксендзу на чин присоединения и остаться православным. После издания Ключинским своего указа человек, если раскаивался и отказывался идти к ксендзу, то уже сталкивался с проблемой, что он официально по документам числился католиком, и ему нужно было прилагать усилия, чтобы вернуться в Православную Церковь. Раньше личная явка православного прихожанина к ксендзу для присоединения свидетельствовала о серьезности намерения данного лица принять католичество, а после издания указа Ключинского человек мог и помимо своей воли, только по желанию родственников, быть вписанным в число католиков [8, с. 45].

Против этого открыто выступил епископ Митрофан. Он официально обратился к Минскому губернатору Алексею Фёдоровичу Гирсу с заявлением, где требовал воспрепятствовать действию указа архиепископа-митрополита Викентия (Ключинского). Владыка Митрофан писал губернатору: «Если со стороны гражданской власти не будет воспрещено в дальнейшем такое чисто формально-бумажное перечисление православных в католическое исповедание, то я, полагая, что православный епископ в государстве Российском не может пользоваться правами меньшими, чем иерархическое лицо инославного исповедания, со своей стороны вынуждаюсь стать на тот же путь перечисления католиков в Православие» [3, л. 170 об].

Настояния архипастыря увенчались успехом, и указ Ключинского не получил законной силы [9, с. 27].

Другой мерой, направленной против пропаганды латинства, был запрет епископом Митрофаном смешанных браков в Минской епархии. Еще в 1908 г. Киевский миссионерский съезд просил Святейший Синод запретить смешанные браки, как противоречащие канонам Церкви. Основанием для просьбы послужило то, что смешанные браки стали одной из главных причин массовых переходов из Православия в католичество.

В семьях, где один из супругов принадлежал к римо-католическому вероисповеданию, муж или жена под страхом отлучения от костела обязывались склонять свою вторую половину и детей к принятию католичества. Ксендзы, ссылаясь на папскую энциклику «Ne temere» от 2 августа 1907 г., упорно отказывались признавать детей от смешанных браков законнорожденными. Особенно остро вставал этот вопрос, когда один из супругов шел на исповедь в костел, а там ему говорили, что его брак недействителен и дети незаконнорожденные. Супруги-католики постоянно чувствовали на себе «вину» за то, что их близкие исповедуют Православие. Ксендзы налагали на них епитимьи до тех пор, пока они не обратят православных членов семьи в католичество. В итоге жена-католичка оставляла дом, бросала мужа и детей, а муж вынужденно шел к ксендзу и становился католиком. Муж-католик поступал проще – силой тащил свою православную жену к ксендзу, который переводил ее в католичество [4, с. 39, 86-87].

Статистика того времени свидетельствует, что 90% отпадений в католичество происходило именно из-за смешанных браков. Поэтому епископ Митрофан, желая пресечь этот способ совращения своей паствы в латинство, в декабре 1913 г. издал распоряжение, где указал духовенству Минской епархии, что совершение так называемых смешанных браков православных с католиками им не благословляется. «Надеюсь, – указывал владыка в распоряжении – что сего будет достаточно, ибо для всех очевиден вред смешанных браков, чтобы они отселе прекратились в пределах всей Минской епархии» [1, л. 6].

С 1905 г. в местечке Ивенец (ныне г.п. Ивенец Воложинского района Минской области), а также во многих деревнях волости обострилась межконфессиональная обстановка. В адрес ивенецкого православного священника и его паствы стали звучать угрозы, оскорбления и насмешки. Крестьянка д. Станюшки Елена Казловская, проживавшая в м. Ивенец, свидетельствовала, что из-за отказа перейти в католичество дети католиков постоянно преследовали ее четырехлетнего сына и по наущению родителей кричали: «Поганая русская харя» [4, с. 69].

С целью противодействия католической пропаганде епископ Митрофан позаботился об открытии в 1913 г. в Ивенце православного женского монастыря. Главный храм обители был освящен в честь преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. [9, с. 29; 13, с. 1625].

В феврале 1914 г. стараниями архипастыря в Юбилейном доме в Минске были проведены трехнедельные противокатолические курсы для крестьян. Финансировались они Святейшим Синодом. Количество прибывших на курсы составило 95 человек. Это были в основном мужчины и женщины из Минского, Новогрудского и Борисовского уездов Минской губернии, где наиболее активно распространялось католичество [4, с. 281]. Епископ Митрофан указывал на необходимость их открытия: «Ксендзы умело проникают в толщу наших православных, нужно и нам найти способ, как проникнуть в толщу католиков. Наши православные крестьяне близко соприкасаются в жизни с крестьянами-католиками. Нужно поэтому из простых людей создать борцов и ревнителей Православия <…>. Кончившие эти курсы лица могли бы <…> основывать у себя на местах кружки ревнителей Православия и вести беседы с односельчанами-католиками» [12, с. 61-62].

Епископ Митрофан заботился об искоренении неправославных обычаев и традиций, укоренившихся в церковной жизни еще с униатских времен. Так, архипастырь издал распоряжение, по которому запрещалось совершать таинство Крещения через обливание, как у католиков, и предписывалось совершать это таинство только через погружение [7, с. 467-468]. Преосвященный Митрофан так говорил о правильности такого решения: «Я прислушивался к возражениям против погружательного Крещения и нашел, что в основе их лежит леность. Против хитрого изворота католиков, объявивших нас больными (то есть говорящих, что при погружательном крещении можно простудиться – П.Г.), необходимо бороться. Не умрем мы, если исполним заповедь Божию… При поливательном крещении самый обряд искажается и теряется смысл многознаменательных слов и действий. Как вы будете обходить вокруг купели и петь: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся”, когда вы не погружали в этой купели младенца?» [12, с. 63-64].

Заботами владыки Митрофана было восстановлено торжественное почитание святынь Минской епархии: Минской иконы Божией Матери, святых Кирилла и Лаврентия, епископов Туровских (Туров в то время входил в пределы Минской епархии) и мученика младенца Гавриила Белостокского, мощи которого покоились тогда в Слуцком Свято-Троицком монастыре. За годы унии народ отвык от своих местных православных святынь и не почитал их должным образом. «Жесткие преследования, – указывал епископ Митрофан, – которым подвергались православные со сторон католиков и униатов в значительной степени вытравили из сознания местного православного населения память о местных святынях. Латинство преднамеренно отвлекало внимание местного населения от тех именно святынь, на которых лежит печать исконного Православия» [10, с. 96]. Поэтому владыка принял все меры, чтобы память о православных святынях жила в народе.

Так, по распоряжению архипастыря ежегодно в день празднования Минской иконы Божией Матери совершался торжественный крестный ход с этим чудотворным образом, а в Турове началась постройка храма в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских [8, с. 48]. Святителем было предписано, чтобы духовенство епархии неопустительно поминало святителей Кирилла и Лаврентия и мученика Гавриила на литиях и отпустах. Кроме этого было рекомендовано, чтобы иконы святых приобретались духовенством и мирянами для храмов и собственных домов [6, с. 1; 5, с. 46].

Забота владыки о восстановлении памяти и почитания местных святынь выразилась еще и в том, что с 1914 г. на первой странице неофициальной части Минских епархиальных ведомостей стали помещать изображение Минской иконы Божией Матери, святителей Кирилла и Лаврентия и мученика младенца Гавриила.

Для прославления мученика Гавриила, а также в противовес пышным католическим процессиям, Преосвященным Митрофаном в 1914 г. было организовано массовое паломничество в г. Слуцк к мощам этого святого. В торжествах принимал участие сам епископ Митрофан, а также архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) (впоследствии первый председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей – П.Г.), викарий Минской епархии епископ Слуцкий Феофилакт (Климентьев) и до сорока тысяч богомольцев, которые прибыли в Слуцк с разных концов Белоруссии и России [11, с. 218-220]. Владыка Митрофан, заботясь о беспрепятственном прибытии в Слуцк паломников, договорился с Министерством путей сообщения о выделении особых паломнических вагонов, в которых бы богомольцы могли бесплатно или по льготному тарифу доехать до места торжеств [2, л. 1-3].

В целом труды, предпринимаемые епископом Митрофаном в борьбе с латинством, дали заметные результаты в Минской епархии. Число переходов из Православия в католичество стало уменьшаться, а из католичества в Православие возрастать. Согласно статистике в 1912-1914 гг. 518 лиц перешло в латинство, а общее число присоединившихся к Православной Церкви в эти годы составило 705 человек [4, с. 289-291].

В итоге, на примере Минской епархии мы видим, сколько негативных явлений породила в те годы прозелитическая деятельность Римско-католической церкви, что в свою очередь вызвало вполне оправданное противодействие со стороны православного духовенства.

Библиография

  1. НИАБ. Ф. 96. Оп. 8. Д. 595. Л. 6.
  2. НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 38357. Л. 1-3.
  3. НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 44784. Л. 171-176.
  4. Миронов, А.В. Противостояние: Минская епархия после выхода указа 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» / священник Андрей Миронов. – Минск : Братство в честь Святого Архистратига Михаила в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви, 2015. – 332 с.
  5. Митрофан, епископ. Окружное послание к Минской пастве / епископ Митрофан // Минские епархиальные ведомости. – 1914. – № 3 (часть неофициальная). – С. 43-46.
  6. От Минской духовной консистории // Минские епархиальные ведомости. – 1914. – № 1 (часть официальная). – С. 1-2.
  7. Предложение Его Преосвященства, Преосвященнейшего Митрофана, епископа Минского и Туровского Минской духовной консистории // Минские епархиальные ведомости. – 1913. – № 23 (часть официальная). – С. 467-468.
  8. Пшенко Г. Жизнь и проповеднические труды священномученика архиепископа Митрофана (Краснопольского) (1869-1919) : дис. … канд. богосл. / Г. Пшенко. – Жировичи, 2002. – 289 с.
  9. Р.С. Церковная жизнь в Минской епархии в 1914 г. // Минские епархиальные ведомости. – 1915. – № 1 (часть неофициальная). – С. 24-32.
  10. Сведения, относящиеся к торжественному чествованию дня памяти мученика младенца Гавриила Слуцкого // Минские епархиальные ведомости. – 1914. – № 7 (часть официальная). – С. 95-96.
  11. Слуцкие торжества // Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства. – 1914. – № 10. С. 218-220.
  12. Третье заседание съезда братчиков // Минские епархиальные ведомости. – 1914. – Приложение к № 2. – С. 57-64.
  13. Хроника. Новый монастырь // Прибавления к церковным ведомостям. – 1913. – № 36. – С. 1625.