Найти тему
Cветлана Ковалева

Почему ваш контент-маркетолог работает неэффективно

Оглавление

В этой статье я расскажу о проблемах, которые возникают при создании экспертного контента, как их избежать и о том, как подружить маркетолога с экспертами.

Зачем к созданию контента привлекать экспертов

Маркетолог или самый лучший копирайтер не является экспертом, он не может добавить ничего нового в статью, кроме того, что уже есть в Яндексе.

Например, мы пишем статью о трендах в дизайне.

-2

Если начать с общих фраз, вряд ли удастся зацепить взгляд аудитории. Чтобы вовлечь читателя, нужно в самом начале потоптаться на его болях. Обнажить, страхи, возражения проблемы, показать их масштаб. И пообещать решение.

Без знания аудитории невозможно вовлечь читателя. Поэтому контент-маркетолог и составляет карту персонажей (далее подробнее расскажу, что это).

И вот читатель «клюнул» на заголовок и лид (первый абзац-анонс) статьи, теперь нужно удержать его внимание. Статья должна быть полезной и насыщенной экспертными знаниями. Чтобы извлечь знания из эксперта, контент-маркетолог проводит интервью с экспертами — собирает фактуру.

Экспертом может выступать специалист, менеджер по работе с клиентами, руководитель отдела, инженер — в разных компаниях экспертиза сосредоточена в разных людях.

Как эксперты помогают делать контент живым и цепляющим

Приведу пример компании Lego. Жил-был мальчик по имени Лука.

-3

Он копил деньги, подаренные ему на рождество на набор Lego. Купил набор, но потерял фигурку главного героя. С детской непосредственностью, Лука написал письмо в компанию Lego, в котором рассказал о своей беде и попросил прислать новую фигурку. Из техподдержки письмо попало в нужные руки в отделе маркетинга. Луке подарили фигурку, еще один набор Lego и конечно же сняли этот момент и рассказали историю в СМИ.

Маркетинговое чудо заключается в том, что письмо не погибло среди других жалоб в техподдержке компании. Это создало трогательный информационный повод, маркетологи растиражировали в СМИ и получили ценную для упоминания информацию.

Кто молодец в этой истории?

Отдел маркетинга? Отнюдь, он просто делал свою работу — упаковал и растиражировал красивую историю.

Молодцы — эксперты из техподдержки, которые заметили историю и передали маркетологам.

Предусмотреть такие вещи заранее очень сложно. Нужно учить экспертов замечать и рассказывать истории о клиентах. Для этого эксперты должны понимать, что может быть интересно.

В чем маркетологам нужна помощь экспертов

Если эксперты заняты и не считают подготовку контента своей работой, то ничего не получается. Контент без экспертов не будет живым и экспертным. В чем могут помочь эксперты?

1. В изучении аудитории

Маркетологи изучают статистику, данные из систем аналитики, социальных сетей, но не работают в полях — не видят и не общаются с клиентами каждый день.

Маркетологам нужно составлять опросники, а экспертам — заполнять их. На основе данных маркетолог сможет составить, обновлять, портрет аудитории.

В контент-маркетинге для изучения аудитории лучше всего работает метод персон. Для каждого сегмента аудитории описываем подробный портрет типичного представителя аудитории:

  • его характеристики;
  • боли;
  • причины и триггеры, которые формируют потребность в продукте эксперта;
  • страхи и возражения;
  • способы получения информации и принятия решения.
-4

Скачать карту персонажей для создания контент-стратегии можно здесь.

2. В сборе фактуры

Фактура — это термин из журналистики, он означает данные, информацию, которую собирает маркетолог и потом упаковывает в понятный и полезный целевой аудитории контент.

Фактура помогает сделать контент:

  • экспертным;
  • живым;
  • интересным.
Однажды я нанимала контент-директора, в качестве тестового задания кандидат должен был провести интервью с экспертом. Интервью длилось 50 минут, а фактуру толком собрать не удалось. Не хватило информации для построения конфликта в кейсе (без которого кейс будет скучным), для насыщения истории подробностями. Почему не получилось? Эксперт саботировал интервью: по словам кандидата «Уж больно строгий эксперт попался» — сказала она после интервью с руководителем производственного отдела Василием. Иногда эксперты бывают просто душки: отвечают прямо, терпеливо относятся к «глупым» дилетантским вопросам, все разжевывают и поясняют. Но бывает и так, что эксперты уклоняются от прямых ответов, дают общие фразы, переводят тему.
Если контент-маркетолог не будет возвращать эксперта к ответу на свой вопрос, уточнять и просить привести конкретные примеры — фактура будет неглубокой, экспертного и полезного контента не получится.

Почему эксперты сопротивляются совместной работе над контентом:

1. Высокая нагрузка

Эксперты — самые высококвалифицированные сотрудники, на них лежат критически важные задачи и процессы. Когда контент-маркетолог подкидывает еще больше задач (например, договориться с клиентами или заполнить опросник по изучению аудитории), первая реакция специалиста — отмахнуться, отложить в стол или переложить на коллег.

2. Проклятие знания

Проклятие знания — одно из когнитивных искажений, заключается в том, что более информированным людям чрезвычайно сложно рассматривать какую-либо проблему с точки зрения менее информированных людей. Некоторые вещи в картине мира эксперта кажутся само собой разумеющимися. Эксперт считает, что прописные истины давно всем известны. Ведь они известны ему, коллегам, заказчикам (разжевал их еще на этапе консультации) — всем.

Например, копирайтер пишет кейс о том, как строительная компания делала ремонт и спрашивает у прораба: «Что было сложного в этом проекте?» А специалист отвечает: «Да ничего, все как обычно. Пришел, взял и сделал».

Но это ловушка. Люди не кладут каждый день плитку, не штукатурят стены и не устанавливают скрытые плинтуса. Многие столкнуться с этим в первый раз. И эксперт может рассказать о тонкостях. Даже если специалисту конкретные детали кажутся рутиной, то читатель будет сидеть с раскрытым ртом и думать: «А что, так можно было?»

-5

3. Эксперты могут не понимать, что контент даст им и компании.

Создавать контент — задача маркетолога. Эксперт может не понимать, что без его участия создать полезный, живой и захватывающий контент невозможно. Ниже я расскажу о том, какая именно фактура полезна и зачем нужно рассказывать о проблемах, сложностях и конфликте в ходе реализации проекта, и почему это самое важное.

4. Если эксперт не понимает, зачем ему нужно делиться проблемами,

то, скорее всего, будет их скрывать, стараться выставить себя в максимально позитивном ключе: «Все получилось, я молодец, сразу сделал хорошо».

5. Эксперт считает что он лучше знает, о чем надо писать.

Уходит от ответов на конкретные вопросы, отвечаете общими словами, лишь бы быстрее закончить интервью.

Например, на вопрос: «Вы можете вспомнить такой случай, когда …», эксперт отвечает размыто, уклоняется от прямого ответа. Или перескакивает на другую тему и увлекается рассказами о ней. В таком случае маркетологу нужно прервать эксперта и вернуть к теме вопроса.

6. Маркетолог не ставит конкретные задачи экспертам конкретно, не объясняет, что именно должен ему нужно от эксперта.

А эксперт не знает, какая информация нужна маркетологу.

Внедрить контент-маркетинг в компании и получать поток целевых лидов вам поможет мой авторский онлайн-курс “Экспертный контент в маркетинге”.

Что делать, чтобы побороть сопротивление экспертов

1. Объяснять, зачем это компании и эксперту.

Когда эксперт понимает, зачем он делает дополнительную работу, и что это даже помогает ему решать текущие задачи, то более охотно соглашается сотрудничать с маркетологом. Расскажите, как контент помогает привлекать клиентов, обучать, снимать возражения.

2. Заставлять

Встраивать в бизнес-процессы, писать регламенты и инструкции, по которым менеджеры обязаны договариваться с клиентами об отзывах и публикациях, где-то без конкретных данных, где-то с данными. Специалисты должны заполнять определенные формы, копить и складывать все инсайты и закономерности, которые они увидели в работе.

3. Мотивировать за счет амбиций и тщеславия:

публиковать статьи от имени специалистов на популярных площадках.

Признание знаний и навыков эксперта клиентами и коллегами может быть ключевой мотивацией.

4. Мотивировать финансово

Финансовый стимул тоже может дать результат. Но лучше всего все эти методы работают в синергии.

Какой подход на интервью с маркетологом помогает эксперту давать фактуру

Маркетологу легче собрать информацию, если эксперт:

  • Приводит конкретные примеры.
  • Делится документацией по проекту: любые документы и фото.
  • Систематизирует информацию, делит процесс на этапы, проблемы на типы, называет правила и исключения.

Именно это и делает контент интересным, полезным.

Как истории делают контент живым и интересным

Истории работают так:

1. Они привлекают внимание

Наши предки собирались у костра и слушали истории у костра о том, как добывали шкуру мамонта. Когда мы слышим историю, автоматически обращаем на нее внимание.

2. Доносят смысл простыми словами

Если описывать устройство счетчика Гейгера, читатель заснет. Это слишком заумно и не интересно даже тем, кто готовит школьный реферат на эту тему. Другое дело – история, как ученые много лет бились над неразрешимым уравнением, но один нашел нестандартное решение и изменил мир — создал счетчик Гейгера.

3. Убеждают

Рациональные люди с развитым критическим мышлением могут подвергнуть обоснованной критике любые теоретические выкладки. Это парадоксально, но они забывают обо всем, услышав историю, которая заденет их изнутри. Историю, в которой они будут сопереживать и ассоциировать себя с главным героем. Тогда они из рациональных скептиков превратятся в тех детей, которые с открытым ртом слушают истории у костра.

Как эксперт помогает создавать сильную историю

Если в истории нет подробностей — это пустой контент. Вы просите читателя на слово поверить, что вам было очень-очень тяжело, но вы справились, потому что большой молодец. В такую историю никто не поверит.

Чтобы она была достоверной, нужна конкретика:

  • Почему клиенту было важно внедрить ваш продукт, что его не устраивало в текущей ситуации.
  • Какие именно сложности были при внедрении, с чем вам пришлось столкнуться
  • Как именно вы преодолели сложности, что вам пришлось для этого сделать

Чем подробнее и конкретнее эксперт на интервью с маркетологом опишет ситуации, тем легче будет делать контент и тем более достоверным он будет.

-6

Резюме

Контент, созданный без участия экспертов, не получится экспертным. В лучшем случае это будет очередной рерайт заезженной информации из интернета. Маркетолог знает и умеет упаковывать и доносить информацию до целевой аудитории. Но не может наполнить ее пользой и смыслом. Это может сделать только эксперт.

Живым и интересным контент получится, если эксперты расскажут о:

  • подробностях своей работы;
  • перипетиях и сложностях в реализованных проектах — дадут основу для драматургического конфликта.

Эксперты не всегда охотно делятся информацией — они заняты, не понимают зачем нужно отвечать на вопросы маркетолога, и что именно говорить.

Преодолеть сопротивление экспертов можно комплексом мер:

  • Объяснять, зачем это компании и эксперту;
  • Заставлять: бизнес-процессы, регламенты и инструкции;
  • Мотивировать за счет амбиций и тщеславия;
  • Мотивировать финансово.

Будет ли контент решать маркетинговые задачи и приносить новых клиентов зависит от того, как хорошо маркетолог наладит контакт с экспертами.

#контентстратегия #контентнаяворонка #личныйбренд #кейсы #публичныевыступления #маркетинг #pr #digitalстратегия #контентмаркетинг #экспертныйконтент