В чем секрет успеха игры, у которой нет главного – конечной цели, и графика которой не хочет взрослеть и вырастать из пиксельного примитивизма 80-х? Спойлер: в безграничной свободе
Есть два способа проводить время на диване перед телевизором – пассивно и активно. В активность перед телеком условно можно добавить мобильные игры и ПК. Доходы игровой индустрии – по итогам 2023 года – подтверждают очевидную логику: вовлеченность интереснее, чем пассивное наблюдение. А ведь диван – тот же! Индустрия видеоигр принесла прибыль в $184 млрд. Мобильный сегмент – почти половину из этой суммы. Остальное поделили консоли и ПК.
Под конец 2023 года строительный симулятор Minecraft побил все рекорды и стал самой продаваемой игрой в мире и в истории игровой индустрии. По данным Statista, игру купили 300 миллионов пользователей. Чтобы понимать масштаб: 300 миллионов человек – это почти всё население США от мала до велика. Grand Theft Auto, которая тоже даёт свободу – особенно творить всякую дичь, отстаёт на 110 миллионов.
5 удивительных фактов о Майнкрафте
Майнкрафт – самая продаваемая игра в истории индустрии
По данным сервиса Statista, на декабрь 2023 года строительный симулятор Майнкрафт занимал 1 место по продаваемости. Игру купили 300 миллионов раз. Эта цифра примерно в полтора раза больше, чем у GTA V, стоящей на 2-м месте.
В Майнкрафте можно сходить на «Вишневый сад»
Большой Драматический театр им. Товстоногова не только скрафтил в игре копию своего здания, но и поставил 15-минутный экспресс-спектакль по мотивам знаменитой чеховской пьесы.
В Майнкрафте есть Кремль, Эйфелева башня и Вестерос
И всё, что есть на планете Земля, включая ее саму. Там есть Нью-Йорк и Вавилон и другие города, современные, древние и вымышленные, и достопримечательности – Тадж-Махал, Эйфелева башня, Нотр-Дам – воспроизведенные во всех деталях. Там есть звездный крейсер «Галактика» и континент Вестерос из «Игры престолов», которые воссоздали их фанаты.
В Майнкрафте котики – лучшее оружие против монстров
Нет, игроки не отбиваются котами от врагов. Надо завести побольше кошек, и можно строить, не опасаясь взрывоопасных монстров – криперов, которые боятся безобидных пушистых зверьков.
Персонажей Майнкрафта легко косплеить
Ведь это всего лишь кубы! Надеваешь картонную коробку на голову, вырезаешь отверстия для глаз, рисуешь рот – и готово!
300 миллионов желающих копать и строить
Чтобы достичь таких цифр, потребовалось 12 лет, но даже на старте проекта – в 2011 году – прототип игры принес Маркусу Нотчу Перссону, отцу Майнкрафта, 70 миллионов долларов. Тогда игру скачали 16 миллионов пользователей и 4 из них за неё заплатили.
В 2014 году, когда Minecraft и студию Перссона Mojang купил Майкрософт, игра пробралась в первую тройку и заняла второе место в списке самых продаваемых ПК-игр в истории, уступив Тетрису.
Всё это – об игре, которая сейчас, в 2024 году, озадачивает своим почти DOS-овским интерфейсом. Окошки для ввода команд, текст из точечек, зазубрины квадратных пикселей. Разве что двухмерные пиксели превратились в трехмерные воксели. Впрочем, скромная графика – всего лишь стилизация. На самом деле эти фэйковые «пиксели» довольно требовательны к «железу». Картридж на Денди не потянет.
Неужели эти 300 миллионов покупателей мечтали стать не космонавтами, а строителями или шахтёрами (Minecraft переводится с английского как «шахтерское ремесло»)?
Что же там происходит после нажатия кнопки ОК? Ты входишь и обнаруживаешь, что у тебя вместо конечностей – кубы и параллелепипеды. И это не кубики пресса, это блоки Майнкрафта. Всё круглое становится квадратным. Там даже слизь – квадратная. Кто сказал, что Земля – круглая? Она квадратная! Даже не плоская. Земля – это шар из кубов. С 2009 года и по сей день, с подачи Маркуса Перссона, шведского программиста и дизайнера. Который сделал мир кубическим.
Как игра, созданная за неделю, покорила мир
Вот еще один удивительный факт про Майнкрафт. Впрочем, вся история этой игры – удивительные факты.
Первая версия игры под названием Cave Game была создана в мае 2009 года за одну неделю одним человеком за несколько шведских крон.
Когда Infiniminer, любимая игра Маркуса Перссона, приказала долго жить, он очень расстроился, но решил проблему – сделал примерно такую же игру на основе исходного кода Infiniminer. Добавил к нему идеи из Wurm Online – симулятора выживания с элементами RPG в фэнтезийном мире. И вуаля – родился Майнкрафт ака Круши-И-Созидай. Сначала там было всего два вида блоков – камень и трава.
В 2011 года вышла полноценная версия для компьютеров для ПК, а в 2014 году корпорация Microsoft приобрела права на Minecraft вместе со студией Mojang за 2,5 миллиарда долларов.
К тому моменту уже все устали пожимать плечами – почему такой рискованный экспериментальный концепт взорвал индустрию.
Для справки
Что в кино? По подсчетам Gower Street Analytics, выручка мировой киноиндустрии в 2023 году составила $33,9 млрд. Если прибавить к офлайн-кино рынок платных интернет-кинотеатров типа Нетфликс, который оценивается в $17 млрд (по данным Statista), то они не дотянут даже до половины доходов от игр. Пандемия внесла свои пять копеек, которые принесли миллиарды. Людям понравилось сидеть дома и играть – больше, чем ходить в кинотеатры в масках. Для сравнения: в 2019 году игры обогнали кино всего в полтора раза: 152,1 миллиарда долларов против 100 миллиардов.
Феномен Майнкрафта: вселенная для создания вселенных
Майнкрафт – не просто игра-песочница, каких много. По реалистичности картинки он вообще проигрывает всем, кроме разве что «Пакману», популярному в начале 80-х. На современном языке такую графику кто-то назовёт кринжовой, кто-то ламповой.
Игр с открытым миром, где можно бродить, собирать, общаться, уничтожать врагов и настраивать под себя локации и персонажа – достаточно. Но только Майнкрафт был задуман как креативная песочница, где можно создавать уникальную и вожделенную реальность. Взрывающиеся кактусы, например.
Точто так же есть масса игр, где можно крафтить – строить, разводить животных, создавать зелья: например, Terraria или Симулятор Алхимика. Но только Майнкрафт объединил этот крафтинг с трехмерным открытым миром.
Майнкрафт стал первым в жанре sandbox – не игры даже, а параллельной вселенной, где любой кусок мира можно сломать и построить. Где можно влиять на всё и быть демиургом и клочка земли под ногами, и целого мира.
Перссон понял, чего не хватает играм – творчества. Любовь самого Маркуса к творческой свободе воплотилась в свободу творчества в Майнкрафте.
Игровой процесс в Майнкрафте состоит из трех этапов: добыча ресурсов, создание предметов и строительство.
В игре есть несколько режимов. Основные – выживание и творчество. В первом нужно добывать и строить, сражаясь с монстрами. Во втором – спокойно творить из бесконечных ресурсов, которые буквально просятся под кирку.
Ещё один секрет Майнкрафта – в непредсказуемости контента: никогда не знаешь, что там встретишь. Например, внезапно наткнешься на пиксельный Петербургский БДТ и зайдёшь посмотреть «Вишневый сад» в исполнении кубиков.
Что случилось в Майнкрафте, остаётся в Майнкрафте
В Майнкрафте можно делать что угодно, что хочется сделать в реальном мире, – потому что можешь и тебе ничего за это не будет. Можешь построить Эйфелеву башню, залезть на неё и… дальше всё зависит от воспитания и воображения. Можешь построить Голливуд, сделать себя Тарантино, снять фильм и получить Оскар – в общем, гуляй, шальная императрица!
Майнкрафт – это клон реального мира, в котором можно воплощать все фантазии и отрываться в творчестве без ограничений.
Кубический Чехов
После того, как БДТ поставил «Вишневый сад» в Майнкрафте, майнкрафт-спектакль стал термином.
Не стоит рассматривать «Вишневый сад» в кубе с точки зрения драматургии. Это пятнадцатиминутная вакханалия, в которой постановщики иронизируют над собой, а персонажи крушат кубы и возводят их заново. Лопахин и Раневская выглядят комично, передвигаясь на ножках-блоках. Трагическая пластика естественных человеческих движений нивелируется и превращается в мем. Раневская с кувалдой и с серьезным лицом-квадратом произносит свои нелепые реплики, которые в этом сеттинге становятся еще более нелепыми. В метавселенной рождается метаискусство. Чехов скорее всего перевернулся бы в гробу, но – от дикого хохота. Ибо комедия его в полной мере обрела тут истинный комизм.
Мама, Майнкрафт – это для учебы!
В Майнкрафте можно вживую осознать понятие полубесконечности, не вгрызаясь в учебник математики. Майнкрафт – процедурно-генерируемая игра. Это значит, что игровое пространство в ней создаются автоматически случайным образом прямо здесь и сейчас, по мере продвижения по карте, и каждый раз можно пройти игру по-разному – потому что количество вариантов может быть бесконечно. Однако у мира есть граница, которая расположена на 30 000 000 блоках во все стороны от нулевой координаты. В этом и проявляется полубесконечность.
Так что родители без вопросов купят Майнкрафт ребенку. Ведь тому легко будет убедить их, что Майнкрафт – обучающая игра. Доказательства? Пожалуйста! День в игре длится 20 минут – а это учит игрока планировать и вести учет не только времени, но и ресурсов. Кроме того, игра развивает воображение и пространственное мышление.
Minecraft превратился в игровой учебник. Для этого компания Mojang в 2016 году специально разработала версию игры «Education edition». В Швеции обучение программированию в Minecraft даже стало обязательной частью учебной программы для подростков.
Спасти аксолотля
Майнкрафт открыл и много возможностей для благотворительных проектов.
Мексиканский зверек аксолотль, который находится на грани исчезновения, появился в Minecraft в 2020 году и сразу привлек внимание к своей проблеме. Аксолотль – не единственный исчезающий вид, но они такие милашки, что даже в кубическом воплощении не теряют своего очарования.
Беловежскую пущу, один из последних реликтовых лесов на Земле, воссоздали в игре в масштабе 1:1. Трансляция, которая продемонстрировала этот же лес вырубленным, помогла быстро пополнить фонд помощи Беловежской пуще.
Роблокс vs Майнкрафт: прямоугольники против овалов
Нельзя рассказать о Майнкрафте, не упомянув его ближайшего родственника – Roblox. Не бедного, но зато бесплатного.
Они похожи почти во всем. Даже графика Роблокс – это более взрослая версия кубиков. Преимущество Roblox в том, что там можно создавать свои игры и монетизировать их. Но там нельзя созидать реальность в реальном времени.
В Роблоксе просто проходишь игру. В игре есть правила, границы и цель. Прошел – и всё закончилось. В Майнкрафте – ничего не заканчивается. Можно ли пройти полубесконечный Майнкрафт? Полусомнительно.
Этот неловкий нереальный мир
В реальной жизни ходить прямоугольными ногами – страшно неудобно! Может, в этом все дело? Жизнь и мир вокруг стали слишком сложными и одновременно слишком удобными. А человеку только и надо – ощутить себя неловким прямоугольным чуваком. Летать как Бэтмен, стрелять плазмострелами и бесконечно умирать можно в любой другой игре. А здесь есть что-то еще.
Реальный мир переходит в игру, потому что тут он более востребован. А что если однажды игра придет в реальный мир? Просыпаешься, а всё вокруг прямоугольное. Ты всё еще в игре? Кто знает.
Читайте также, кто такой Маркус Перссон и как он придумал Майнкрафт:
Mika Baumeister / Unsplash, Brickset (cc by), Jake Guild (cc by), C. Fountainstand (cc by), Official GDC (cc by), post-apocalyptic research institute (cc by-sa), Flowerscow (cc by),