Здравствуйте, друзья!
Сегодня хочу поговорить с вами о поведении взрослых, которое тормозит личность в достижении успеха в целом. Речь пойдёт о незавершённой эмоциональной сепарации взрослых людей от своих родителей.
Незавершённая эмоциональная сепарация - важный вопрос практической психологии на данный момент. Казалось бы, этот вопрос связан с молодыми людьми, которые только начинают свой путь во взрослой жизни. В реальности всё больше взрослых людей сталкиваются с данной проблемой.
Что же такое эмоциональная сепарация и для чего она нужна?
Сепарация в переводе с др. греческого языка означает отделение. Эмоциональная сепарация в психологическом понимании представляет собой отделение личности человека от родных и близких людей. Человек становится индивидом в полном понимании этого слова.
Психологическая сепарация начинается с момента рождения и продолжается долгие годы. Может быть не завершённой и влиять на полноценное формирование личности.
Психологические исследования подтверждают: пройдя сепарационный процесс, человек формирует самостоятельное мышление, формирует свои жизненные ценности, принимает ответственность за своё поведение и всю жизнь в целом.
Ему уже не требуется одобрение или разрешение кого-то, что можно делать, а что нельзя. Личность становиться целостной и спонтанной, т.е. креативной, которая находит различные способы адаптации в социуме. Иными словами, человек становится самостоятельным участником социальных процессов.
Эмоциональная сепарация способствует формированию самостоятельности и успешности. Человек, который уверен в себе, знает свои плюсы и минусы, осознаёт свои психологические ресурсы, вполне удовлетворён своей жизнью, финансово успешен, умеет вступать в коммуникации. Он умеет жить сегодняшним днём, строить планы на будущее.
Можно сделать вывод, что психологическая сепарация - это процесс, который влияет на развитие личности. Формирует индивидуальные особенности человека, его качества и характеристики, способствующие успешности. Отделяются: эмоциональные проявления, когнитивное (мыслительное) поведение. Все эти три сферы становятся независимыми и представляют из себя совершенно другого взрослого человека, другую неповторимую личность. В итоге сепарации человек ощущает себя как самостоятельное существо (отдельный объект).
Маячки не завершённой сепарации во взрослом возрасте
Мы можем определить, что у человека присутствует незавершённая эмоциональная сепарация если:
- трудности в самостоятельном принятии решений
- проблематично определиться с профессией
- не понимание, что такое взять на себя ответственность за свое поведение или продукт который он создаёт (профессиональная сфера)
- ощущение несвободы во всём
- созависимые отношения в паре
- потребность в оценке и одобрении окружающих
- не понимание своих ценностей
- не понимание уникальности/ценности себя как личности
- не понимание своих психологических границ (неумение ими управлять)
и ещё множество маячков которые могу говорить о психологических проблемах.
Как влияет на взрослых людей незавершённая сепарация?
Раз мы говорим об успешности, что имеет смысл привести пример с самореализацией личности в профессиональной сфере.
В наше время много молодых людей оканчивают высшие учебные заведения только из-за уважения, страха, манипуляций со стороны близких. Самого желания и волеизъявления в этом нет. Исполняются желания других.
Что же происходит с человеком, который долгие годы подстраивался под желание других людей?
Первый вариант. Яркое ощущение: наконец-то учёба закончилась.
Как правило, больших знаний и умений в этом варианте не наблюдается, а работать нужно. Если даже удалось устроиться по профессии, указанной в дипломе, то происходит сильное выгорание, частая смена работы. Мысли по типу: "может меня заметят и всё будет хорошо", постоянная надежда о чуде "выиграю миллион", "сейчас не получилось, но мне сосед обещал" и т.п.
Предложения родителей "устроить ребёнка к знакомым, пусть не про профессии" усиливаются, но результата не дают. Так как хобби и увлечения также были "под присмотром взрослых" как-то реализоваться через мелкие умения не получается.
В итоге ребёнок сидит на шее у родителей. Может завести свою семью (сценарий "живём на пособия и помощь родственников"). Работа временная, а если постоянная, то низко оплачиваемая.
В этом варианте говорить об успешности не стоит. В течение всей жизни человеку не удалось прочувствовать в себе вкус успешности. Пусть в малых делах, но важных для формирования здоровой и успешной личности. Осознание проблематичности жизни и отсутствие успешности может проявиться после тридцати лет. С осознанием возникает обида на родителей: "почему они так со мной поступили. Не давали мне вырасти".
Второй вариант. Яркое ощущение: наконец-то у меня проявиться возможность быть богатым, успешным. Доказать всем, что я значу.
Высшее заведение окончено на "отлично+" (так же хотел папа/мама). Знания все вызубрены. Усидчивость и внимание к деталям развиты до тошноты. Так же присутствует стойкое убеждение: "Мама/папа должны мной гордиться, я не подведу" или "Они узнают, какой я хороший и что я могу".
Работа даётся легко и превращается в трудоголизм (до определённого возраста). Трудности связаны с коммуникацией. Не умеют общаться, вступать в конструктивные отношения (если это не касается рабочих моментов).
Как часто встречаются одинокие, успешные люди. Не потому, что они познали смысл бытия, а потому, что вся жизнь подчиненна подтверждению "я хороший, обрати на меня внимание, я так нуждаюсь в тепле, любви, понимании". Подобные потребности глубоки и не осознаваемы, могут проявляться в неопределённых эмоциональных откликах.
Что характерно, данные эмоциональные потребности могут скрываться под маской равнодушия, холодности, превосходства над другими, постоянного подтверждения своего превосходства, демонстрации своей успешности. За всем этим пафосом скрываются страхи.
Можно привести ещё множество примеров, но они будут рассказывать только об одном - о негативном детском опыте. Такие важные эмоциональные детские потребности, как потребность во внимании, уважении, здоровой эмоциональной привязанности, безоценочной любви и т.д. не были удовлетворены. Вот поэтому во взрослом возрасте этот "багаж" мешает достигать желаний/целей. Он рождает страх, неадекватное поведение, не умение выстроить здоровые отношения, постоянное напряжение при выполнении профессиональных обязанностей, страх сделать ошибку или быть оцененным другими...
Как справиться с данной проблемой?
Во-первых, человек должен признать, что у него есть психологические проблемы, которые мешают справляться с функционалом или с жизнью в целом. Пусть это будет понимание "у меня не получается..." или "я не справляюсь..."
Во-вторых, определиться, что такое успешность означает для тебя. Внесите своё осмысление в слово "успешность".
В-третьих, попробовать самому изменить своё поведение или ход мыслей. Понимаю, что подобное трудно, но возможно. "Я знаю, что у меня не получается, но я могу попробовать другие варианты..."
В-четвёртых, обратиться к специалисту (психолог/психотерапевт/коуч) если не получаются первые пункты. Помощь будет заключатся в осознании причины проблемы, осознании, как данная проблема влияет на вашу успешность. Специалист поможет выстроить более конструктивные мыслительные конструкты и практическое им применение.
Пока так...
Консультации и терапия www.psycholog-epikalova.ru
Подписчикам скидка 10% по коду DZEN