Важно не забывать об установленных ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» обязанностях организации осуществлять ведение воинского учёта военнообязанных и призывников, работающих в организации. Основная функция организации-работодателя заключается в том, чтобы вести учёт военнообязанных сотрудников, а также оказывать содействие военкоматам при мобилизации.
Так, ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматриваются обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности. Среди которых:
- оповещение граждан о повестках военных комиссариатов при поступлении, в том числе в электронной форме;
- обеспечение гражданам возможности своевременной явки повесткам военных комиссариатов;
- направление необходимых для ведения воинского учета сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
- направление в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете;
- вручение гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
В соответствии с действующим законодательством в сфере военного права и КоАП РФ, ответственность организаций и их должностных лиц наступает в следующих ситуациях:
- не оповещение работника о его вызове (повестке) в военкомат – за неисполнение указанной обязанности ст. 21.2 КоАП РФ предусмотрен штраф для должностного лица – от 40 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридического лица – от 350 тыс. до 400 тыс. рублей;
- не обеспечение своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо не оказание содействия в организации таких оповещений и явки – наказывается штрафом, предусмотренным ч. 1 ст. 19.38 КоАП РФ, для должностного лица в размере – от 60 тыс. до 80 тыс. рублей, для юридического лица – от 400 тыс. до 500 тыс. рублей;
- непредставление в установленный срок в военный комиссариат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет штраф (ст. 21.1 КоАП РФ) для должностных лиц от 40 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 350 тыс. до 400 тыс. рублей:
- непредставление или несвоевременное представление должностными лицами госорганов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений (например, о приеме на работу), необходимых для ведения воинского учета – наказывается штрафом, предусмотренным ст. 21.4 КоАП РФ, для должностных лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.
Стоит отметить, что для организаций и должностных лиц организаций вменяется обязанность исключительно о вручении гражданам соответствующих повесток и направлений, а также создание условий для исполнения ими воинской обязанности. За дальнейшие действия работника относительно его явки в военкомат, постановки на воинский учёт и так далее, ответственность несёт непосредственно сам работник.
Если у вас возникли правовые вопросы, связанные с воинским учетом, оставьте заявку на нашем сайте. Наши специалисты помогут вам оценить степень соблюдения вашей организацией норм о воинском учете, а также дадут необходимые рекомендации по его ведению в соответствии с актуальным законодательством.
Подписывайтесь на наш канал на Я.Дзене или в телеграме, чтобы первыми узнавать актуальные правовые нововведения.
Наш сайт: https://www.eclex.ru/