Старение кожи — естественный процесс, который определяется генетически. Однако преждевременное фотостарение можно предотвратить. Морщины и пигментация напрямую связаны с преждевременным старением кожи и считаются наиболее явными кожными явлениями.
Основная профилактическая мера против фотоповреждений кожи — фотозащита, которая имеет физические и химические УФ-фильтры.
Также для предотвращения, задержки или минимизации признаков преждевременного старения кожи и возрастных заболеваний, включая онкологические заболевания кожи, используют нутрицевтики
Нутрицевтики содержат растительные полифенолы, биоактивные пептиды и олигосахариды, каротиноиды, витамины и полиненасыщенные жирные кислоты. В некоторых исследованиях сообщалось, что полифенолы могут оказывать цитотоксическое действие. Однако полифенольные соединения (куркумин; полифенолы из зелёного чая, винограда, соевых бобов, граната и т. д.) относятся к наиболее часто используемым ингредиентам в современных косметических и дерматологических препаратах.
Многочисленные исследования показывают, что полифенолы модулируют клеточный воспалительный ответ пути NF-κβ и оказывают косвенное антиоксидантное действие посредством активации Nrf2.
Топические препараты никотинамида (ниацинамид, витамин B3) улучшают внешний вид кожи и обеспечивают предотвращение потери кожного коллагена. Витамин B3, предшественник никотинамид-адениндинуклеотида (NAD), также может предотвращать вызванное ультрафиолетом истощение АТФ в кератиноцитах, что приводит к ускорению энергозависимых процессов репарации ДНК.
Когда повреждение ДНК невозможно исправить, активация поли-АДФ-рибозо-полимеразы (PARP-1) индуцирует апоптоз путём активации пути NF-κβ. Следовательно, УФ-защитное действие витамина В3 на кожу включает регуляцию клеточного метаболизма. Способность никотинамида усиливать PARP-1 и регулировать механизмы репарации ДНК используют при его включении в обычные солнцезащитные средства.
Мощные антиоксидантные свойства витаминов С и Е хорошо известны и задокументированы. Они широко используются при уходе за кожей и для фотозащиты, как нутрицевтики или в виде препаратов местного применения. Включение феруловой кислоты улучшает химическую стабильность витаминов (С + Е) и повышает фотозащиту облученной кожи.
Витамин D3 играет важную роль в защите кожи от преждевременного старения. Активные формы витамина D3 защищают клетки и ДНК от повреждений, вызванных ультрафиолетовым излучением. Однако использование классических активных форм витамина D3 ограничено из-за его кальцимического действия
Открытие альтернативного пути активации витамина D, инициированного CYP11A1, способствовало разработке новых методов борьбы с фотостарением и ультрафиолетовым излучением, вызывающим различные патологии кожи.
Аналоги витамина D могут усиливать способность к репарации ДНК в кератиноцитах и меланоцитах за счёт усиления экспрессии белка-супрессора опухолей p53.
Новые производные витамина D, продуцируемые CYP11A1, подавляют образование мутагенных и генотоксичных димеров циклобутан-пиримидина (CPD), образующихся после воздействия ультрафиолета.
Таким образом, витамин D3 может защищать эпидермис от УФ-излучения, индуцирующего окислительное повреждение как в кератиноцитах, так и в меланоцитах.
В пожилом возрасте способность кожи вырабатывать витамин D снижается. Поэтому употребление витамина D имеет большое значение для пожилого населения.
Мелатонин является основным секреторным гормональным продуктом гипофиза и регулятором хронобиологической активности. Мелатонин также синтезируется в коже и волосяных фолликулах, где он может действовать на функциональные рецепторы мелатонина типа 1 и 2 (MT1 и MT2).
Несколько исследований in vitro подтвердили, что мелатонин и его метаболиты могут защищать кератиноциты и меланоциты от повреждений, вызванных ультрафиолетом. Механизм этой защиты включает активацию Nrf2 и активацию пути, связанного с Nrf2.
Мелатонин защищает дермальные фибробласты от солнечного облучения путём увеличения экспрессии HO-1 и восстановления физиологической экспрессии белков ЕСМ. Мелатонин снижает окислительный стресс не только как прямой поглотитель АФК, но и косвенно посредством стимуляции антиоксидантных ферментов и ингибирования прооксидантных ферментов.
Кроме того, мелатонин проявляет митохондриальные функции. Мелатонин защищает митохондрии не только напрямую, путём удаления АФК, но и посредством поддержания.
Для повышения защитных свойств кожи и предотвращения образования морщин при фотостарении часто используют сочетание солнцезащитных кремов и антиоксидантов (местных и системных, включая витамин С) с ретиноидами.
Ретиноиды могут стимулировать выработку коллагена. Они усиливают стероидогенный потенциал во многих тканях, который снижается из-за гормонального дисбаланса при старении.
Местная регуляция стероидогенной активности в кератиноцитах эпидермиса играет важную роль в физиологии кожи и поддержании гомеостаза. Ретиноевые кислоты улучшают внешний вид кожи, делая морщины менее заметными, снижают поствоспалительную гиперпигментацию и подавляют дифференцировку кератиноцитов как у мышей, так и у людей. Однако их применение может вызывать раздражение кожи.