Наступает прекрасное время поездок за город, в лес или на дачу. В таких путешествиях никак не обойтись без страшных баек, рассказанных в компании друзей у костра. Рассказы о темных и страшных лесах старше самой истории. Мировая литература – особенно фэнтези, хоррор и фантастика всегда считала леса зоной, в которой таятся невиданные сущности, монстры и скрытые ловушки. Лес таит в себе как архетипическую привлекательность – свободы и искренности, так и архетипический ужас - хаоса и зла. Хотя современный городской житель и может найти утешение в походе на выходные, все еще есть небольшая часть нашего развитого мозга, которая дрожит при виде деревьев, закрывающих солнце. Они представляют собой гибель цивилизации и порядка, воцарение дикой природы и безжалостного Рока. Леса позволяют нам воссоединиться с нашими корнями, но они также угрожают свести на нет работу общества: превратить людей в монстров, а храбрые души - в трусливых овец.
Я лично рекомендую всем проводить время на природе – дышать воздухом под деревьями и любоваться небом, отражающимся в лесном пруду, – но в следующий раз, когда вы отправитесь в поход, возьмите с собой страшные рассказы. Подождите, пока не упадут тени, а свет, пробивающийся сквозь ветви над головой, не станет фиолетовым и тусклым. Разожгите костер и читайте эти классические истории о лесном ужасе, пока тени движутся вокруг вашего костра. Я обещаю, что это подарит вам по-настоящему незабываемые ощущения. Итак, что читать ночью у костра? Недавно на глаза мне попался сборник страшных лесных рассказов американских писателей - классиков.
«Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга. Большинство лучших произведений Вашингтона Ирвинга рассказывает о сверхъестественном и действие их часто происходит в безлюдных лесах Нью-Йорка и Новой Англии. "Рип Ван Винкль" - одна из самых известных его работ, но именно "Легенда о Сонной лощине" - с ее кишащей упырями долиной, чудовищным деревом с привидениями и Всадником без головы, крадущимся по тенистым лесам, - стала готической классикой. Одинокое путешествие Икабода Крейна домой (до которого он, конечно, так и не добрался) через мрачные леса Тэрритауна, штат Нью-Йорк, до сих пор будоражит воображение.
«Долина зверей», «Древние огни», "Вендиго" и "Ивы" Алджернона Блэквуда.
У Блэквуда был дар вызывать в воображении чувство красоты и возвышенности, которое могло заманить человека в лапы природы еще до того, как все поменялось местами и ловушка захлопнулась. Во всех этих историях рассказывается о мужчинах, которые отправляются в лес из любопытства и высокомерия и некоторые (с трудом) возвращаются оттуда целыми и невредимыми, но с гораздо более сложным пониманием природы и своей роли в ней. В "Долине зверей" охотник Гримвуд (говорящая фамилия «Мрачный лес») забредает в отдаленную долину канадской пустыни, о которой местный гид предупреждает, как о царстве, где властвует Великий Дух. Гримвуд пробивается в лощину и оказывается обезоруженным в прямом и переносном смысле, снимает одежду и оружие, когда сталкивается со странно мирными животными, живущими вместе в гармонии. Сначала он думает, что нашел новый Эдем, а потом медведи начинают смотреть на него очень нервирующим образом...
В "Древних огнях" Блэквуд утверждает, что даже самые маленькие уголки природы могут быть опасны: велосипедист, проводящий обследование рощицы в Сассексе, войдя в маленький лес, постепенно теряет ориентацию - видит, слышит и осязает разные вещи и уже не раз замечал ухмыляющегося человека в зеленом. В таком маленьком лесу наверняка было бы не так уж трудно найти выход, но, конечно, он не понимал, что у местных жителей, которые называли это место "Волшебным лесом", были свои причины желать его вырубки.
Обширный опыт Блэквуда в качестве лесничего сделал его рассказы о дикой природе особенно убедительными и богатыми автобиографическими деталями. Он передает впечатления, богатые пейзажами и пугающе-достоверными деталями.
«Вендиго», пожалуй, лучшая история для чтения у костра. В ней описывается, как рассказчик и его франко-канадский гид путешествуют снежной ночью далеко от лагеря, как гид ужасно нервничает из-за суеверий о вендиго (бесформенного лесного существа-людоеда). Вендиго - своего рода "зов дикой природы", который вселяется в своих жертв, заставляя их бежать от общества и вечно носиться над деревьями на крыльях ветра. В рассказе подчеркивается страх перед тем, что разум, рациональность и цивилизованность могут быть подавлены импульсивностью и безумием.
"Ивы" - вершина страшных историй Блэквуда, и одна из абсолютных любимых историй Г. П. Лавкрафта, как и большинство его рассказов, основана на реальном жизненном опыте. Двое мужчин следуют своим маршрутом и заплывают в болотистую, зыбкую мешанину песчаных кос, островков и изменяющихся проток, усеянных ивовыми зарослями. Несколько предзнаменований омрачают их пребывание, когда они разбивают лагерь на сухой песчаной отмели: странная выдра (или это мертвое тело), перепуганный крестьянин, машущий им рукой, и непреодолимое ощущение, что за ними наблюдает и возмущается какая-то сила, обитающая в ивах. Двое мужчин переживают мучительную ночь, когда кустарники, кажется, шевелятся, шепчутся и разрастаются вокруг них, а после того, как рассказчик наблюдает явление сверхъестественных существ, вьющихся колонной над ивами, история становится все мрачнее и мрачнее. Кем бы они ни были – призраками, богами, пришельцами или монстрами, – ивы ненавидят своих гостей и полны решимости уничтожить их за незаконное проникновение на чужую территорию.
«Белые люди» Артура Мечейна
Артур Мейчен - художественный и духовный ровесник Блэквуда - также разделял его пристрастие к исследованию эйфорического ужаса природы. Как и Гримвуд в "Долине зверей", безымянная рассказчица из "Белых людей" (девочка-подросток, в чьем посмертном дневнике изложена большая часть сюжета) обнаруживает, что ее привлекает странная красота местного леса. Ее эксцентричная няня рассказывала ей истории о "Белых людях" (эвфемизм кельтских сверхъестественных существ) и смертных ведьмах, которые встречались с ними в лесах Уэльса со времен Римской империи. Однажды ее тянет углубиться в лес глубже, чем когда-либо прежде, и она сталкивается с тем, что кажется альтернативным измерением: странные реки винного цвета, огромные деревья и валуны, вырезанные в виде ухмыляющихся статуй, населяют это царство, где она обнаруживает, что ее тайно и намеренно вводят в тайное общество, спрятавшееся в дикой местности - общество, которое превосходит пространство, время и материю - общество, требующее добровольной жертвы.
«Молодой Гудман Браун» и «Похороны Роджера Малвина» Натаниэля Хоторна.
Натаниэлю Хоторну нравилось использовать лес как идеальное место для исследования скрытого спиритуализма человечества и его темного бессознательного. Он написал "Молодого Гудмена Брауна" - историю о пуританине из Салема 17 века, который крадется в лес, чтобы встретиться с сатаной, являющимся ему в облике старика. Мы так и не узнаем, чего хочет Браун, но в ходе их разговора он ошеломлен, тайно наблюдая, как самые добропорядочные члены общества Салема пробираются на сумеречную поляну, чтобы принять участие в леденящей кровь Черной мессе (с жертвоприношениями). На пике своего ужаса он теряет сознание и просыпается один в лесу. Сон это или нет, это разрушило его веру в человечество, и он (мы можем предположить) получил то тайное знание, которого так желал.
В "Похоронах Роджера Малвина", жуткой истории, действие которой разворачивается во время войны с коренными американцами, молодой солдат оставляет своего смертельно раненного тестя умирать в одиночестве в лесу, пообещав вернуться, когда будет безопаснее похоронить его пристойно. Однако, как только он оказывается в безопасности, он отказывается от своего обещания и забывает о нем - до тех пор, пока годы спустя он со своей женой и ребенком не решает стать поселенцами и переезжает в лес, где они строят хижину - недалеко от того места, где росло огромное дерево, под которым он оставил умирать своего тестя. Финал, конечно, горький и трагичный.
«Существо в лесу» Бернарда Кейпса.
Простая народная сказка, действие которой происходит в Восточной Европе, тем не менее, является одной из самых поэтичных и леденящих душу историй об оборотнях в литературе. Она занимает всего две страницы, но в ней сказочное описание красивой крестьянской девушки, спешащей через заснеженный сосновый лес в надежде добраться до церкви прежде, чем ее сожрет Существо, которое, как она знает, преследует ее из тени. А именно: «Путь через небольшой склон, тропинка промеж высоких неподвижных сосен, проходила в полной тиши. Где-то наверху угасающее солнце напоминало бледно светящиеся опалового цвета угли: их хватало только на то, чтобы касаться теней своим отвратительным бледным светом. Стояла такая тишина, что стук шагов, казалось, следует ритму биения сердца». Необычная личность преследующего ее оборотня делает последние минуты рассказа намного более ужасающими.
«Заколоченное окно» Эмброуза Бирса.
В то время как Блэквуд предпочитал канадские дебри, Мейчен - уэльские холмы, а Ирвинг и Хоторн - леса колониальной эпохи Новой Англии, Эмброуз Бирс любил описывать заросли лесов американского среднего Запада. Действие многих его историй происходило в мрачных, заболоченных лесах долины реки Огайо и на Среднем Западе в целом. Среди наиболее примечательных - "Заколоченное окно", в котором рассказывается, во-первых, о том, как отшельник был найден мертвым в своей хижине, единственное окно которой всегда было заколочено после смерти его жены. Позже мы узнаем о том, как она умерла: ей разорвала горло пума. Жена была больна и умирала. Ее муж с ужасом подумал в темноте ночи, что она восстает из мертвых, после того, как связал ее "труп" и уложил для погребения. К сожалению, она всего лишь потеряла сознание от лихорадки, но позже пришла в себя - в пасти пумы.
Все произведения переведены на русский язык, есть в свободном доступе в сети, также можно послушать и аудиокниги. Желаю всем хорошо провести время на отдыхе за городом!