Немедленно остановите процедуру!
Самое сложное в переносе эмбрионов — он назначается на середину дня. Для меня это, во-первых, лишние нервы, а во-вторых, это невозможность сходить в туалет. Потому что обязательным условием переноса является умеренно наполненный мочевой пузырь. Т е если перенос назначен на 14.00, в туалет можно часов в 8, и все. Пару раз я забывалась, и муж ловил меня на пути с криком “нельзяяяя!”. Примерно так прошло утро перед переносом.
В клинике меня снова ждала та же палата и та же самая койка. Я шла на перенос как всегда начитавшись ЭКОшных форумов. Как назло, форумы попадались такие, где все писали об ужасной боли, что могут ошибиться с размером катетера, которым переносят эмбрионы, и что некоторые даже просили сделать перенос под наркозом. В общем, шла я на «позитиве». Спасибо девочкам из палаты, обе уже проходили процедуру ЭКО, и успокоили меня, сказав, что перенос эмбрионов, или по-простому подсадка – это самая безболезненная процедура в протоколе.
Не знаю, как вы, а я люблю больничные истории. Редко бывает две одинаковые. Например, напротив меня лежала Катя, ей 28 лет, у нее нет обеих труб, и это ее вторая попытка ЭКО. В первый раз у нее взяли 19 яйцеклеток, из которых оплодотворилось 11, подсадили двоих, ни один не прижился, а остальные были такого низкого качества, что не подлежали заморозке. Ей снова пришлось вступить в протокол, снова стимулировать овуляцию, и идти на все процедуры по второму кругу. Она была очень позитивна, абсолютно не боялась, может, именно из-за того, что знала, что её ожидает.
Вторая соседка, назовем её Маша. У нее есть сын 5 лет, они с мужем мечтали как минимум о пятерых детях. Она пришла в клинику с внематочной беременностью. С четвертой по счету! В одной и той же трубе! Каждый раз ей умудрялись сохранять эту злосчастную трубу. В перерыве между внематочными, она родила сына и сделала ЭКО, которое закончилось неудачей. Две девочки, у обеих первые попытки ЭКО не увенчались успехом. Я знала, что в первый раз гарантия всего 30% успешного исхода, но была уверена, что организм сработает, как надо.
Я была первая в списке на перенос. Снова малая операционная, снова блондинка-репродуктолог напевает мелодию. Я легла, мне ввели датчик УЗИ, смотрели, как там дела. Одновременно намазали гелем живот, для внешнего УЗИ, было так тихо, как вдруг, в стене открылось маленькое окошко, которое я не заметила, когда была здесь в прошлый раз. Оттуда показалась голова мужчины! Спасибом соседкам, я уже знала, что это эмбриолог, а то бы перепугалась. Неожиданный мужчина во врачебной бандане достал планшет и показал мне мои эмбрионы на снимке с узи. Меня захлестнули такие чувства, как будто меня знакомили с моими будущими детьми. Кому удается увидеть своих малышей на стадии, когда им всего 3 дня, а сами они все лишь пара-тройка клеток? Обычно УЗИ показывает хоть что-то не раньше третьей недели. То ли от количества вколотых гормонов за последние несколько недель, то ли от избытка чувств, я растрогалась до слез.
И тут эмбриолог неожиданно предлагает остановить процедуру! И подождать еще два дня. По словам врача, они не рассчитывали на такой результат, думали, ситуация будет хуже, и клетки остановятся в развитии, поэтому их хотели подсадить их побыстрее – на третий день. А так как клетки продолжали расти, эмбриолог решил подрастить их еще, чтобы к пятому дню было видно, кто дорастет до следующей стадии бластоцист. И заранее этого, конечно, предусмотреть невозможно.
Разъясняю.
День забора яйцеклеток считается нулевым. В этот день яйцеклетки оплодотворяют сперматозоидами. На первый день развития оценивается результат оплодотворения. Если в яйцеклетке два ядра, то оплодотворение прошло успешно. Перенос на стадии ядер практикуется крайне редко. На вторые сутки происходят первые деления клеток – это уже эмбрион, а не оплодотворенная яйцеклетка. Делящиеся клетки называются бластомерами. На второй день эмбрион может состоять из 2-4 бластомеров. Оценивается их форма и размеры. На третий день развития эмбрион состоит из 6-8 бластомеров. В начале третьих суток развития включается геном эмбриона, который образовался при слиянии ядер сперматозоида и яйцеклетки. От этого генома зависит дальнейшее развитие эмбриона. Если в геноме имеются ошибки, то многие эмбрионы на стадии 4-8 бластомеров останавливаются в развитии. На 5-6-й день развития эмбрион называется бластоцистой.
Вот чего они хотели дождаться. Я переводила взгляд с эмбриолога на планшет, с планшета на врача, и не знала, что делать. Мне не хотелось уходить сразу после того, как я увидела эти светящиеся шарики на фото, хотя по сути, это всего лишь черно-белая картинка четырех круглых клеток. Моя репродуктолог была с ним согласна. Мне ничего не оставалось делать, как дать и свое согласие. Если специалисты считают, что лучше подождать, значит подождем. Медсестра начала вытирать гель с моего живота, и я впервые выехала из операционной не на каталке и в сознании. Вернулась в палату, соседки сразу закидали вопросами:
– Уже все? Почему тебя на каталке не привезли? Почему сама пришла? Что случилось?
Я рассказала, что там было, на что одна из соседок сказала:
– И правильно, 5дневные гораздо лучше 3дневных.
Ну, лучше, так лучше. Я пожелала всем удачи и поехала домой, чтобы через два вернуться.