В Пасху всегда вспоминаю свою бабушку Катю.
Собираю по крупицам всё что с ней связано. Вот и сейчас как-то нахлынуло, записать всё что вспомнилось!
Была она верующей. В красном углу икона- образ Николая Чудотворца.Ни храма, ни простейшей церквушки в деревне не было. Это 60-70-е годы. Баба Катя (так по -деревенски звали мы бабушек "баба", да и мои внуки, правнуки так меня зовут) вечером, прежде чем лечь спать и когда все "укладутся", стоя перед иконой, крестилась и читала тихонько коротенькую молитву. Мы иногда подглядывали, но никогда не возникало чувства засмеяться или даже просто "прыснуть". Это было для нас таинство!
После того как все покушали и встали из-за стола, бабушка всегда осеняла себя крестом, крестилась. И всегда говорила о том, что завтра Бог так же даст день и даст пищу!
Праздновали Пасху не один день, а три. Как праздновали, не в прямом смысле, что застолья и гулянки, а просто не делали той работы, что в будни, тем более всё что связано с землей, вязанием, шитьем...
Куличи пекла большие, но и нам, если оставалось тесто, пекла маленькие, в алюминиевых кружках. Кроме куличей в этот день выпекалось много пирожков и сладких- с сушеными ягодами и морковкой, с капустой, с ливером.
С вечера просеивалась мука, ставилась опара, бабушка ночью вставала и следила за ней, затем, замешивала тесто в квашне. Опару ставили на своих дрожжах, изготовленных из хмеля и отрубей. Квашня - это деревянная ка
дочка.
Куличи ничем вычурным не украшали. Просто вырезали из теста листья, елочки, плели косички и закрепляли поверху кулича. При выпечке все эти украшения сползали иногда набок. Но это были настоящие куличи с молитвой тесто замешано, с молитвой в печь посажено.
Да, выпекали в русской печи. С утра пораньше бабушка топила русскую печь дровами, потом, когда кирпичи, из чего была сложена печка, нагревались до нужной температуры, угли выгребали в топку, что была ниже. Открывала кружок и выгребала туда уже потухшие угли. А если планировалось выпекать еще что-то по второму заходу, то угли отгребали в дальний угол.
Не помню уж, как определяли температуру в печи, но иногда приходилось ждать, чтобы печь немного остыла, и отправляли туда листы с куличами.
Плотно закрывали печь заслонкой, и какое-то время куличи выпекались. Через некоторое время по всей комнате и даже на улице воздух наполнялся таким ароматом свежеиспеченного хлеба, что слюнки бежали. Так хотелось хрустящей корочки отведать!
Готовые куличи бабушка снимала с листов, вынутых из печи, и укладывала их на полотенце , расстеленное на столе. Смачивала немного горячие макушки куличей молоком и сливочным маслом. Потом хорошо укутывала специальной льняной тряпицей (имелась для этих целей), а сверху еще чем-то теплым.
Никаких глазурей тогда не было, разве что украшали пшеном и карамельками- горошком. Не то что сейчас превратили в фарс украшение куличей. Друг перед другом, кто лучше придумает. Уже и непонятно, кулич ли это пасхальный или торт на день рождения!
В доме бабушки никогда не сквернословили. Обращались к бабушке все на "Вы", даже ее дети, а уж мы, внуки, тем более! У бабушки были сестры, так вот они так же были на "Вы" друг с дружкой.
Мы же подрастающие уже своим родителям "тыкали". Но в моей памяти остались воспоминания того уклада жизни. Жили бедненько, много ли лет прошло с войны?! Но сколько уважения и внимания было между людьми.
Как эта маленькая женщина сохранила в себе столько терпения и доброты, вырастив одна шестерых детей, но родила она всего шестнадцать, уходили все еще в младенчестве.Муж вернувшийся с войны раненый, пролежал недолго. Овдовела. В колхозе работали за "палочку", за трудодни.
В сорок первом забрали старшенького, и ни слуху ни духу. В 19 лет пропал без вести.Второго осудили на 15 лет за мешок пшеницы, который кто-то сбросил с машины когда проезжали мимо из домишки.Оклеветали, долго не разбирались, осудили.
Да и все бабульки того времени, что я захватила, были такими. Пережившие столько лишений и бед, они оставались добрыми и совсем не ожесточенными.
Питались тем, что выросло на огороде, без излишеств. Имели одну юбчонку на все случаи жизни, но жизнь была веселее.
Если горевали так полсела, кто-то уходил в мир иной, так всем селом провожали.
Ну а если радовались за кого-то, то не завидовали. К примеру, соседи купили шифоньер, что тогда было редкостью, так все соседи приходили посмотреть и всё село обсуждало это событие. А уж когда покупался радиоприемник с какими-то батареями (занимавшими больше места, чем сам радиоприемник), так приходили слушать новости, концерты, и особенно нравились спектакли. Да еще с продолжением ... Я тоже любила слушать такие спектакли, когда у нас появился приемник.