Если вы в последнее время читали что-нибудь про молодое поколение, то возможно, вы верите, что мы живем в эпоху беспрецедентной культурной революции. Поколение Y не просто отвергает музыку, искусство, стиль одежды своих родителей - они отвергают еще и главные источники экономического и духовного благосостояния прошлых поколений, включая покупку домов, автомобилей и даже секс. Они предпочитают платить за временный доступ к музыке и фильмам, а не покупать их, они не стремятся к стабильной работе и не настаивают на отпусках. Их жизненный выбор определяется либо антиконсьюмеристским настроем, либо нежеланием, чтобы их оценивали по их успехам и приобретениям.
Все это неправда, пишет редактор New Republic Лора Марш. Многие считают, что эти тренды в потреблении зависят в основном от культурных предпочтений, а не экономическим спадом и ростом стоимости жизни. Business Insider даже обвиняет поколение Y в падении продаж бумажных салфеток. Им и в голову не приходит, что поколение Y - первое в американской истории, которое живет хуже своих родителей. Отказ от бумажных салфеток - способ сэкономить.
Почему люди пользуются Zipcar - потому что считают идеологически правильным делить частные блага или потому, что для многих людей владение машиной обходится слишком дорого? Почему супружеская пара снимает квартиру вместе с другими людьми - из стремления к открытости, духу коммуны, или потому, что аренда жилья в Нью-Йорке неподъемна? Поколение Y винят в разрушении кредитной системы, культуры автомобилизма и вообще американской мечты. Да, действительно, молодые люди меньше покупают в кредит, продажи автомобилей упали, а многие в американскую мечту уже не верят. Но это не культурные предпочтения и не личный выбор.
Тем не менее, этот стереотип прижился. Историки Уильям Страусс и Нил Хоу придумали термин millenial, "представитель поколения-2000", еще в 1987 году. В своей книге Millennials Rising, вышедшей в 2000 году, они описывали характер этого нового поколения: его представители якобы настроены на экономику совместного использования, это оптимистичные командные игроки и все такое.
Но у Страусса и Хоу была и более масштабная теория: что у каждого поколения свой психотип, и они сменяются в определенном порядке. Сначала идут "пророки", потом "кочевники", затем "герои" и "художники". Поколение бэби-бумеров, по их мнению - пророки, их дети из "поколения X" - кочевники", а поколение Y - герои, как и их предки военной эпохи. В книге 1991 года они разделили историю США на 18 поколений и предсказали американский дух вплоть до 2069 года.
Это довольно фаталистический взгляд на историю, но теория Страусса и Хоу имела колоссальное влияние. Эл Гор рассылал их книгу конгрессменам, и их идеи породили бесчисленное множество журналистских публикаций о будущем американской молодежи. В 1999 году они основали компанию LifeCourse Associates, которая советует корпорациям, как те могут понять разные поколения и подстраиваться под их запросы. Страусс и Хоу хотели превратить свою теорию в маркетинговый инструмент и рекомендовали ее продавцам.
В 2007 году Страусс умер, а Хоу продолжает руководить LifeCourse Associates. Среди его клиентов медиаконцерны (CNN, Hearst), университеты, армия США, компании вроде Ford и PepsiCo. В апреле 2015 года они подготовили доклад для республиканской партии о том, как окучивать молодых избирателей. Мы по-прежнему руководствуемся этим пониманием сегодняшних молодых людей, которое было сформулировано еще в годы их детства.
И эти рассуждения о том, что поколение Y убивает ту или иную индустрию - тоже часть пророчества Страусса и Хоу. Они надеялись, что новое поколение избавит общество от излишков и злоупотреблений прошлого. Когда-то они думали, что новой великой силой в американской политике станут бэби-бумеры, но этого не случилось. Поэтому они стали возлагать надежды на будущее. Они видели в поколении Y новых гражданских активистов и созидателей, которые спасут мир.
Страусс и Хоу использовали термин millennials, чтобы подчеркнуть беспрецедентную новизну этого поколения. И конечно, если мы не гоняемся за новыми домами и машинами, не берем огромные кредиты, то это потому, что мы избрали новый путь, не такой, какой у наших родителей. Более того, некоторые представители предыдущего поколения даже расстроены, что поколение Y оказалось не столь революционным, как им мечталось. Однако многие из этих молодых людей, как показала поддержка Берни Сандерса в нынешней президентской кампании, действительно хотят чего-то другого - они хотят расплаты за прежнюю беспечность и неравенство. Но представление о том, что страдающие от безработицы, не имеющие своего жилья молодые люди радостно и восторженно предаются "творческому разрушению" - миф, не основанный на экономической реальности.