В мире существует всего три вида культуры – чести, достоинства и жертвы. Каждая имеет свой код – условные кнопки, на которые люди своими действиями нажимают, и общество в итоге карабкается вверх по эволюционной лестнице. В каждую из эпох преобладает своя культура, и начиналась наша цивилизация с культуры чести, а к чему все пришло и чего нам ждать дальше, об этом мы порассуждаем вместе с «пророками современности» профессорами социологии Брэдли Кэмпбеллом и Джейсоном Мэннингом, написавшими на эту тему очень интересную книгу «Возвышение культуры жертвы».
"Один за всех и все за одного". Культура чести
Благодаря этой культуре выживали род и племя, а потом на ее почве пышно расцвел феодализм. Ты сам отвечал за свою безопасность и свое благополучие. Тебя ударили – ты отлупил обидчика. У тебя угнали стадо овец – ты мчался за похитителями, лично с ними расправлялся и забирал овечек обратно. Обидчиков много, а ты один? Тебе требовалась помощь других людей, ближе всего находилась твоя семья, род, клан – и ты обещал в случае чего помочь каждому из них, давал слово чести, и они неслись, рискуя жизнью, отбивать твоих овец у твоих врагов.
Понятное дело, если кто-то из твоего клана нуждался в твоей помощи, от тебя требовалось отправиться в бой. Так вы помогали друг другу.
- Питательная среда – военная аристократия (дворянство).
- Самый эффективный путь к успеху – сражение и месть.
- Наивысшая ценность – честь.
- Самый страшный порок – трусость.
- Что лелеем – репутацию.
- Величайшее несчастье – опозориться.
- Чувства важнее разума.
- Люди рождаются неравными – аристократы выше по праву рождения.
- Обидчивость – высокая.
- Символ – меч.
Воинская доблесть в культуре чести ценилась превыше всего. Люди постоянно воевали за землю, за рабов, да и крестьяне из захваченных деревенек тоже в счет шли, за золото, меха, ткани и пряности. За гроб господень, в конце концов. Каждый властитель был в первую очередь полководцем. И если ему чего-то не хватало, он сразу думал, как это завоевать и удержать.
Каждый клан делал все возможное, чтобы окружающие знали: с его членами, имуществом, женщинами и рабами лучше не связываться. Тебе нужно что-то от клана – предлагай свой клинок и свое умение сражаться, договаривайся. Никакого равенства не предусмотрено, у представителей сильных кланов – привилегии, а все остальные ищут себе кланы для защиты. С одной стороны, царит право сильного. Но с другой стороны – зарвешься, начнешь беспредельничать, и против тебя пара десятков мелких семей объединятся и вырежут вас всех, чтобы другим неповадно было.
Царь или император зарвётся – тихо прокрадутся в спальню и придушат подушкой, а потом скажут – бараньей отбивной подавился. И похоронят с почестями. Все понятно – проще некуда.
Жизнь человеческая считалась пустяком, обидчивость выросла до невиданных размеров – дворянина могли вызвать на дуэль за то, что он не признал невесту случайного знакомца красивейшей женщиной. Или за то, что кто-то наступил на его тень. И не только вызвать, но и убить – вспомните, какую кучу гвардейцев кардинала перебили герои романа Дюма «Три мушкетера». Дуэлянт, готовый убить за косой взгляд, был для своего клана ценностью – окружающие психа этого боялись и клан не трогали.
Мстили долго и страшно. Если другие князья знали – убьешь кого-нибудь из ваших, так вы всю семью обидчика вырежете. Они не рисковали на вас нападать и грабить.
Герой эпохи
Французский король Людовик Девятый, которого после смерти причислили к лику святых, отправился в крестовый поход воевать с сарацинами за гроб господень вместе с беременной супругой королевой Маргаритой Прованской. Захватил портовый город Дамьетту, оставил его вместе с небольшой армией наемников под управлением Марго, сам отправился дальше, потерпел катастрофическое поражение и попал в плен.
Тем временем его жена родила очередного ребенка, удержала армию наемников от бегства, вместе с ними защитила город от врагов. И к ней прибыл Людовик – сарацины его под честное королевское слово отпустили к жене, чтобы они вместе обсудили условия его выкупа. Да, под честное слово! И что вы думаете? Не сбежал! Обсудили, решили, и король вернулся в плен. С трудом собрали половину выкупа, Людовика освободили, но он семь лет не возвращался домой (там его мать правила), вел переговоры, собирал дань по крохам и отсылал сарацинам оставшееся, пока его последний воин не был вызволен. Вернул всех. И с ними вошел в Париж. Они – его вассалы, они с ним на смерть шли, и он им был должен. И святым Людовика объявили вовсе не за то, что слово сдержал и не только себя, но и всех своих воинов выкупил, это само собою разумелось, как иначе-то! – а за то, что в крестовый поход пошел и молился усердно.
Что нам оставила культура чести
Невиданный расцвет искусства. Преобладание чувств, постоянный адреналин, фанатизм. Невероятная экзальтация – религиозная, а потом и любовная, были для него отличной почвой. И существовала элита, ведущая роскошный образ жизни, богатая, не обремененная тяжким физическим трудом, которая хотела восславить и Господа, и себя, и поэтому заказывала творцам храмы, дворцы, картины, скульптуры, да и сама писала и стихи и романы. Собор Парижской Богоматери, пламенеющая готика и барокко, картины Боттичелли, Джотто, Тициана, Рембрандта, Дюрера…
Все мафиозные и преступные группировки до сих пор построены на культуре чести, классика жанра – фильм «Крестный отец», на котором росли целые поколения подростков. Молодежь всегда любила эту культуру: она простая, дает возможность быстрого успеха – через насилие завоевал уважение, с ним пришли власть, деньги, и те, кто выжил, кто не сломался – получили возможности для роста и перешли на другой культурный уровень.
"Бороться и искать, найти и не сдаваться". Культура достоинства
Этот вид культуры был необходим индустриальному обществу. Он расцвел во второй половине XIX века и дотянул до наших дней. У его героя не было времени на дуэли – он делал деньги.
«Какие обиды? Мою ценность у меня никому не отнять, а если кто-то вконец достанет – есть суд, полиция: они с ним разберутся!»
Кланы перестали оберегать свои поля и свои стада, куда более выгодным оказалось производство. Люди строили фабрики и заводы, устанавливали на них станки и доводили производительность труда до невероятного по тем временам уровня. Расцвела торговля. По жилам планеты потекли животворящие финансовые потоки, а гроссбухи стали важнее священных книг. Уровень благосостояния всего населения, а не только его верхушки, принялся расти.
- Питательная среда: промышленники и коммерсанты.
- Самый эффективный путь к успеху: целеустремленность и самоконтроль.
- Самый худший порок: лживость.
- Наивысшая ценность – чувство собственного достоинства.
- Величайшее несчастье: опозориться.
- Разум важнее чувства.
- Люди рождаются равными.
- Что лелеем: репутацию.
- Обидчивость: низкая.
- Символ эпохи: деньги.
В новой реальности никому не нужен банкир, убивающий клиента за недостаточно низкий поклон, или инженер, способный за день провести четыре дуэли. В военном деле личная отвага значила куда меньше, чем знание баллистики и умение ловко управляться с шифрограммами. Стали цениться разум, образование, здравый смысл, воля и самоконтроль.
Понятие чести видоизменилось, это была честь промышленника и финансиста, а не пирата и головореза. И называлась она «чувством собственного достоинства».
В отличие от старомодной чести, твое достоинство у тебя никто не может отнять. Его можно только замарать своим собственным неподобающим поведением. Если ты врешь, воруешь, конфликтуешь, не соблюдаешь нормы общественной морали и предаешься разврату (то есть не контролируешь себя), то ты никому не нужен.
Обидчивость, характерная для культуры чести, канула в прошлое. Если кто-то считал себя оскорбленным – он старался объясниться, не вышло – или плюнул и пошел дальше, или передал дело в суд, сам с мечом или пистолетом за обидчиком не бегал. Во внимание принималась презумпция невиновности, и пока суд не доказывал обратное, человека в совершенном преступлении не винили.
Умение контролировать свои эмоции, даже в отчаянном положении вести себя достойно – вот что вызывало восторг и уважение. Считалось очевидным: если как следует подумать, выполнять свой долг, знать свое место, уважать закон и избегать скандалов, то можно добиться любой цели.
Культура достоинства провозгласила тезис: «Каждый человек – ценность! Не изменяй себе!». Власть и влияние определялись деньгами, а не числом крепостных, деревенек и земельных угодий. Деньги, а не меч меняют мир! Как пример: Дизраэли, великий премьер-министр великой королевы Виктории, в конце XIX века купил, а не завоевал для своей властительницы Суэцкий канал.
Герой эпохи
Джон Рокфеллер (1839–1937) – первый долларовый миллиардер в истории, суровый и аскетичный, фактически создал всю структуру нефтедобычи в США⤵️
Сын транжиры-авантюриста и набожной скуповатой матери, он вложил весь унаследованный от папы авантюризм в бизнес и подкрепил его маминой пуританской порядочностью и расчетливостью в ведении дел. Он понял, как зарабатывать на нефти, и каждая война, начиная с Гражданской в США, требовавшая керосина, делала его богаче. Он одолел всех конкурентов и стал миллиардером.
Женился Джон на подруге детства школьной учительнице Лауре Спелманн, такой же набожной и практичной баптистке, и всегда советовался с нею насчет своих дел, позже он писал:
«Ее суждение было всегда лучше, чем мое. Без ее дельного совета я был бы бедным человеком».
У них были три дочери и сын, которым Джон платил за домашнюю работу. Да, он уже стал миллионером, но они все еще жили без слуг и сами мыли окна и пололи грядки в огороде. Однажды он подарил на день рождения сыну подержанный велосипед – зачем платить больше за новый, если и этот хорош. Зато Джон никогда не заставлял сына заниматься бизнесом, так как считал, что каждый человек должен делать то, к чему у него лежит душа. Сын руководил благотворительным фондом, удачно женился и отлично воспитал своих шестерых детей, то есть создал знаменитую династию Рокфеллеров, которая еще и сейчас правит – нет, не миром, конечно, но приличной его частью.
Джон Рокфеллер-младший истратил на благотворительность половину всего состояния: основал знаменитый Чикагский университет, медицинский институт (впоследствии Рокфеллеровский университет, где разработали вакцину от полиомиелита) в Нью-Йорке и Фонд Рокфеллера, который и сейчас продолжает финансировать развитие искусства и научные программы. Кстати, его фонд в 1938 году выдал 5000 долларов группе оксфордских ученых, один из которых, Флеминг, открыл пенициллин.
Перед смертью Рокфеллер болтал по телефону с Генри Фордом и, развеселившись, назначил собеседнику встречу в раю. Форд хихикнул и ответил, что уж там-то они точно не встретятся. Где сейчас беседуют два великих человека, трудно даже предположить.
Что нам оставила культура достоинства
Да все, чем мы пользуемся каждый день – уровень жизни. Она избавила нас от кучи болезней, продлила нам жизнь, обеспечила бытовыми удобствами – от систем отопления до водоснабжения, освещения и вывоза мусора, вывела в космос. Средства связи, самолеты, поезда, автомобили, велосипеды, компьютеры и айфоны – люди никогда не жили так хорошо, обеспеченно и долго, как сейчас.
Казалось бы, на смену двум предыдущим культурам благодаря нашему благосостоянию должна прийти третья, основанная на силе добра, а не меча и денег.
Но что-то пошло не так. И у нас вместо культуры гуманизма вовсю проявилась культура жертвы.
Окончание здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай:
Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"