Наверное, несправедливо и неполно было бы видеть в Э.М. Кримере исключительно фарфориста, поскольку работать с фарфором он начал только в 50 лет. А кем же он был до?.. А был он театральным декоратором, художником, рисовальщиком, профессиональным мебельщиком, книжным графиком, художником киностудии Ленфильм. Имея за плечами учёбу на факультете театрально-декорационного искусства Одесского Художественного института (1918-1922), поступает (в 1923) на архитектурный факультет Второго политехнического института Петрограда. Но нынешний обзор на канале "Порцелиновый фан" посвящён стеклу.
С 1948-го по 1950-й годы Э.М. Криммер работал на ЛЗХС (Ленинградском заводе художественного стекла). Всего за это время им было выполнено более 120 произведений.
В 1948-м году Э.М. Криммер приходит на Ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХС), где работает над формами под руководством В.И. Мухиной и Н.Н. Качалова. Вера Игнатьевна Мухина известна не только как ведущий скульптор-монументалист СССР, создавшая "Рабочего и колхозницу", но и человек, внесший значительный вклад в развитие декоративного искусства. Например, именно её стараниями в 1940-м году в Ленинграде было возобновлено производство художественного стекла - Дёминская зеркальная фабрика была преобразована в экспериментальную мастерскую, после Войны ставшую основой для Ленинградского завода художественного стекла.
Первые же работы Э.М. Криммера в стекле изумляют Мухину своей оригинальностью. Вот как она характеризовала Э.М. Криммера: "Художник, работающий в области стекла, должен ощущать объемную форму и быть графиком. Это сочетание очень редко. К счастью, Криммер, помимо указанных свойств, обладает большой изобретательностью и новаторством. Эти свойства позволили Криммеру в короткий срок освоить сложную стекольную технологию и дать ряд очень интересных работ. Его прекрасное графическое чувство умело руководит им в создании новых образцов декоративного и бытового стекла."
Работал Э.М. Криммер со стеклом всего два года, но успел сделать многое.
Та же "Репка", но уже в красном... Если присмотреться, то уже в данном декоре в виде гранения двухслойного стекла в виде кругов разного размера можно заметить будущие росписи фарфоровых изделий в виде овалов (ведь круг по сути - одна из форм овала). В какой-то степени Криммер предвосхитил в стекле эстетику "шестидесятых".
Набор "Пирамида". 1948. Три предмета (графин и два стакана). Здесь можно увидеть гранение ножек (основания) стаканов.
Комплект "Соты". 1948. Если отбросить литое основание в виде растёкшегося стеклянного блина, предметы из матового стекла с окнами сложной формы, созданными методом алмазной грани выглядят вполне современно.
Ваза для цветов. 1948. Для современного стекла выглядит достаточно простенько. Здесь больше умения стеклодува, чем работы художника.
Комплект "Лесной". 1949. 8 предметов (6 стаканов). Как правило, в Советском производстве стеклянных изделий гранение основания предметов игнорировалось, что резко ухудшало общую эстетику образа. Сейчас такие изделия видятся аляповатыми, как бы недоделанными. Тяжёлое литое основание выглядит тяжеловесно и нелепо. К сожалению, это была тенденция восприятия изделий из стекла того времени - у художников словно "замылился" глаз, и они "не замечали", "не видели" тут проблемы.
Туалетный прибор из пяти предметов. 1949. Здесь мы видим полноценную работу художника - роспись предмета по эскизу силикатными красками. Получилось эффектно.
В галерее ниже представлены вазы самого разного предназначения (для цветов, для конфет, для фруктов) со сложным декором. Тут и деколь, и роспись силикатными красками, и работа с накладным стеклом, использование техники широкой и алмазной грани, шлифовки, гравировки...
Кувшины... Нельзя сказать, что это что-то особенное (см. следующую галерею). Но это - если смотреть с позиций сегодняшнего дня.
Набор "Спираль" (1949)...
Комплект для воды "Бочонок" из четырёх предметов (графин, два стакана и поднос). 1949. Сложнейшая гравировка предметов из марганцевого стекла. Одна из черт марганцевого стекла - оно очень хрупкое, имеющее склонность к мелким сколам. Сейчас почти не используется, но в послевоенные годы предметы из такого стекла украшали разными видами гранения, шлифовкой, гравировкой.
Предметы сервиза (комплекта) "Колечко" из марганцевого стекла. 1949.
Предметы сервиза (комплекта) "Колечко". Но тереь не из марганцевого, а из кобальтового (накладного) стекла. 1949.
Комплект плетёнка из трёх предметов.
Набор из двух предметов "Груша". Эффектный декор в виде широкого гранения всей поверхности предмета. Выглядит современно даже и сегодня.
Разные виды предметов с разным декором.
Всего со стеклом Э.М. Криммер проработал чуть больше двух лет, но эта работа позволила ему затем быстро освоится в фарфоровом производстве, где он оставил ярчайший след как скульптор - творец посудных и иных форм - и как художник.
Судя по первым комментариям, решил, что необходимо кое-что уточнить: на то время (после Войны) воспроизводство художественно стекла в России находилось чуть ли не зачаточном состоянии: художник, автор эскиза, буквально стоял рядом со стеклодувом, затем рядом с огранщиком, и они совместно, на ходу решали, что и как следует доделать, изменить и т.д. Таким способом невозможно было запустить массовое производство. Зато технически Криммер стал лучше представлять технологию производства стекла, можно сказать, поднаторел, и это сыграло свою роль: когда он перешёл на Фарфоровый завод, он быстрее освоился в фарфоровом деле.
Спасибо за внимание и до скорых встреч!