Найти тему
Аполлинария Кириллова

Советские асы без ног: 8 героев повторивших подвиг Алексея Маресьева

Подвиг Героя Советского Союза Алексея Маресьева широко известен в нашей стране благодаря повести Бориса Полевого. Однако он не единственный, кто вернулся в авиацию после ампутации ног. В годы Великой Отечественной войны ещё восемь героев совершили подобный подвиг.

Герой Советского Союза Алексей Маресьев (1916 - 2001).Фото Яндекс.Картинки
Герой Советского Союза Алексей Маресьев (1916 - 2001).Фото Яндекс.Картинки

Леонид Георгиевич Белоусов (1909 - 1998)

Герой Советского Союза

Леонид Георгиевич Белоусов.Фото Яндекс.Картинки
Леонид Георгиевич Белоусов.Фото Яндекс.Картинки

Леонид Белоусов начал служить в авиации в 1935 году после обучения в школе военных лётчиков. В 1938 году самолёт Белоусова И-16 потерпел крушение и загорелся. У лётчика обгорели лицо и ноги. Он перенёс 35 пластических операций на лице без наркоза, кожу на лицо пересаживали со спины. Через два месяца Белоусов вернулся в полк.

Леонид Георгиевич Белоусов.Фото Яндекс.Картинки
Леонид Георгиевич Белоусов.Фото Яндекс.Картинки

Участвовал в советско-финской войне. Совершил около 30 боевых вылетов. К тому времени его лицо зажило не полностью, перед вылетами в морозы, он забинтовывал себе всё лицо повязкой с гусиным жиром, оставляя лишь щёлки для глаз и для дыхания. С началом ВОВ оборонял Ленинград, был замкомандира полка.

Леонид Георгиевич Белоусов.Фото Яндекс.Картинки
Леонид Георгиевич Белоусов.Фото Яндекс.Картинки

В феврале 1942 года дали о себе знать обгоревшие ноги - началась газовая гангрена. Леониду Белоусову ампутировали обе ноги, правую выше колена. С помощью боевых товарищей он сумел восстановить навыки лётчика и в апреле 1944 года добился возвращения ВМФ. Гвардии майор Леонид Белоусов произвёл 310 боевых вылетов. В феврале 1945 года ушёл в отставку.

Несмотря на болезни и ранения, возглавлял 1-й таксомоторный парк. С конца 1950-х годов более 30 лет являлся внештатным сотрудником-лектором Всесоюзного общества «Знание».

Александр Иванович Грисенко (1904 - 1969)

Александр Иванович Грисенко.Фото Яндекс.Картинки
Александр Иванович Грисенко.Фото Яндекс.Картинки

Александр Грисенко 16-летним юношей вступил в комсомол и добровольцем ушел в Красную Армию и участвовал в боях Гражданской войны. Затем вернулся домой в Ростов-на-Дону и с товарищами организовал киностудию, где ими был снят в 1926 году полнометражный фильм «Приказ №…». Грисенко сыграл главную роль. Фильм имел большой успех по всей стране.

Александр Иванович Грисенко.Фото Яндекс.Картинки
Александр Иванович Грисенко.Фото Яндекс.Картинки

В начале 30-х годов Грисенко переехал в Ленинград и работал на киностудии «Ленфильм» помощником режиссёра. Однако его вновь призвали в армию и в 1935 году, отучившись в лётной школе, он стал летчиком-истребителем. Через три года для него началась вторая война - добровольцем едет в Китай. В 1939 году Грисенко уже был полковником, командиром авиационного полка.

Александр Грисенко воевал с первых дней войны. В 1942 году в бою под Сталинградом его самолёт был сбит, сам он получил тяжелые ранения и потерял левую ногу. Однако мае 1943 года вернулся на фронт, где командовал 304-й истребительной авиадивизией. После окончания войны командовал Чугуевским военным авиационным училищем лётчиков.

Георгий Павлович Кузьмин (1913 - 1943)

Герой Советского Союза

Георгий Павлович Кузьмин.Фото Яндекс.Картинки
Георгий Павлович Кузьмин.Фото Яндекс.Картинки

Георгий Кузьмин в 1932 году окончил военную школу лётчиков и авиатехников. Шесть лет служил бортовым авиатехником. Участвовал в боях на Халкин-Голе. В 1939 году его направили учиться на лётчика. С первого дня ВОВ был в действующей армии. За один день 28 июня 1941 года в пяти боевых вылетах сбил пять немецких самолётов.

Георгий Павлович Кузьмин.Фото Яндекс.Картинки
Георгий Павлович Кузьмин.Фото Яндекс.Картинки

19 сентября 1941 года был сбит и ранен в обе ноги, получил сильные обморожения. Кузьмину ампутировали ступню левой и треть ступни правой ноги. Но лётчик научился ходить в специальной обуви и к концу весны 1942 года вернулся в строй. Воевал командиром эскадрильи 239-ого истребительного полка.

В августе 1943 года в воздушном бою под г. Снежное Сталинской обл. майор Кузьмин одержал свою последнюю воздушную победу. Через несколько мгновений его самолёт был сбит прямым попаданием. Лётчик выпрыгнул с парашютом, но от горящего самолёта парашют загорелся и Георгий Кузьмин погиб. К моменту гибели выполнил 280 боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боёв.

Михаил Николаевич Левицкий (1912 - 2008)

Михаил Николаевич Левицкий.Фото Яндекс.Картинки
Михаил Николаевич Левицкий.Фото Яндекс.Картинки

Михаил Левицкий в 1938 году после окончания школы пилотов и авиатехников Гражданского воздушного флота, получил направление в только что созданный Челябинский авиаотряд. Доставлял пассажиров и почту. С началом ВОВ был направлен под Москву, в особое авиационное соединение, созданное из опытных лётчиков Гражданского авиации. На самолёте У-2 бомбил наступающие колонны гитлеровцев, вёл разведку, доставлял боеприпасы и продовольствие, вывозил раненых.

Михаил Николаевич Левицкий.Фото Яндекс.Картинки
Михаил Николаевич Левицкий.Фото Яндекс.Картинки

В июне 1942 года под Ржевом самолёт Левицкого был сбит. Раненый в ногу попал в плен.Через два дня у него началась гангрена. Лагерные врачи из военнопленных без наркоза с помощью ножовки сделали операцию по ампутации ноги выше колена. Михаил Левицкий прошёл через концлагеря Саласпилс, Дрогобыч и Демблин. В июле 1944 года был освобождён советскими войсками и отправлен в госпиталь. Весил чуть больше тридцати килограммов.

Михаил Николаевич Левицкий.Фото Яндекс.Картинки
Михаил Николаевич Левицкий.Фото Яндекс.Картинки

Михаил Левицкий окончил штурманское училище в Баку и вернулся в строй: стал летать штурманом на самолёте Ли-2 третьего отряда военной транспортной авиации, который находился в г. Свердловске. Летал до 1966 года, затем руководил советом ветеранов аэропорта, клубом юных лётчиков. Многие его воспитанники стали пилотами. В 75 лет ушёл на пенсию.

Иван Степанович Любимов (1909 - 2000)

Герой Советского Союза

Иван Степанович Любимов.Фото Яндекс.Картинки
Иван Степанович Любимов.Фото Яндекс.Картинки

Иван Любимов окончил военную школу лётчиков в 1933 году и начал служить в ВВС Черноморского флота. ВОВ начал в Евпатории командиром эскадрильи и в первый день войны отражал вражеские налёты на Севастополь. К концу октября совершил 115 боевых вылетов. 9 октября 1941 года был сбит и тяжело ранен в неравном бою.

Иван Степанович Любимов.Фото Яндекс.Картинки
Иван Степанович Любимов.Фото Яндекс.Картинки

Получил тяжёлые ранения и лишился ступни левой ноги в госпитале. После длительного лечения Иван Любимов добился возвращения в строй, освоив полёты с протезом. В июле 1942 года вернулся в 32-й истребительный авиаполк ВВС Черноморского флота, продолжил боевые вылеты. За годы войны выполнил 174 боевых вылета, провёл около 60 воздушных боёв.

Иван Степанович Любимов.Фото Яндекс.Картинки
Иван Степанович Любимов.Фото Яндекс.Картинки

После войны окончил авиационный факультет Высшей военной академии. С января 1953 года — начальник ПВО Черноморского флота — заместитель командующего ВВС Черноморского флота. Более 20 лет преподавал в Военной академии. В 1973 году в звании генерал-майора авиации ушёл в отставку.

Илья Антонович Маликов (1921—1990)

Герой Советского Союза

Илья Антонович Маликов.Фото Яндекс.Картинки
Илья Антонович Маликов.Фото Яндекс.Картинки

Илья Маликов окончил Ногинский аэроклуб в 1939 году, а на следующий год его призвали в армию. В январе 1941 года окончил военную авиационную школу лётчиков. С первых дней войны участвовал в оборонительных боях за Украину. В августе 1942 года под Ржевом, самолёт Маликова  был поражён снарядом, несмотря на тяжёлые ранения, лётчик сумел довести самолёт до тыла.

Илья Антонович Маликов.Фото Яндекс.Картинки
Илья Антонович Маликов.Фото Яндекс.Картинки

В госпитале Илье Маликову ампутировали ногу. Однако уже в мае 1943 года он вернулся в свой полк, а с июля продолжил боевые вылеты. Он участвовал в Курской битве, битве за Днепр, освобождении Белоруссии и Польши, Берлинской операции. Всего за время войны совершил 96 боевых вылетов.

Илья Антонович Маликов.Фото Яндекс.Картинки
Илья Антонович Маликов.Фото Яндекс.Картинки

В 1946 году ушёл в отставку, жил в Кемерово. Затем с 1964 года - в Невинномысске, работал на азотно-туковом заводе заместителем управляющего базы снабжения, уполномоченным базы «Вторцветмет». Ушёл на пенсию в 1977 году.

Захар Артемович Сорокин (1917 - 1978)

Герой Советского Союза

Захар Артемович Сорокин.Фото Яндекс.Картинки
Захар Артемович Сорокин.Фото Яндекс.Картинки

Захара Сорокина в 1939 году окончил Военно-морское авиационное училище. Начал нести службу в Севастополе ВВС Черноморского флота. Здесь же начал свой боевой путь с началом войны.​​​​​​​ В июле 1941 года он был переведён на Северный флот, где за несколько месяцев сбил пять вражеских самолётов.

Захар Артемович Сорокин.Фото Яндекс.Картинки
Захар Артемович Сорокин.Фото Яндекс.Картинки

25 октября 1941 года самолёт Сорокина был поражён снарядом, сам лётчик был ранен. Он совершил посадку в тундре,четверо суток добирался до расположения советских частей, прополз около 70 км. В это время в Заполярье уже зима. В мурманском госпитале ему ампутировали ступни обеих ног. Тем не менее, в феврале 1943 года лётчик вернулся в родной полк и продолжил боевые вылеты.

Захар Артемович Сорокин.Фото Яндекс.Картинки
Захар Артемович Сорокин.Фото Яндекс.Картинки

Захар Сорокин​​​​​​​ участвовал в знаменитом воздушном бою 19 апреля 1943 года, после чего военный атташе Великобритании, прибывший в Заполярье, вручил ему орден Британской империи, сказав: 

«Пока в России есть такие люди, она непобедима».

После войны продолжил службу в авиации. В декабре 1955 года уволен в запас. Переехал в Москву, работал во Всесоюзном обществе «Знание». Был членом Союза журналистов СССР. Автор 15 книг.

Иван Михайлович Киселев (1919 - 1987)

Герой Советского Союза

Захар Артемович Сорокин.Фото Яндекс.Картинки
Захар Артемович Сорокин.Фото Яндекс.Картинки

Иван Киселев окончил Тамбовскую школу пилотов Гражданского воздушного флота, после чего работал в гражданской авиации. В 1940 году его призвали в армию и на следующий год он окончил военную авиационную школу пилотов. С августа 1943 года - на фронтах ВОВ. Участвовал в освобождении Украины, Крыма, Белоруссии и Литвы.

Захар Артемович Сорокин.Фото Яндекс.Картинки
Захар Артемович Сорокин.Фото Яндекс.Картинки

В августе 1944 года под Каунасом в воздушном бою Киселёву снарядом оторвало ногу, но, уперев обрубок кости в пол, лётчик всё же сумел довести самолёт до аэродрома. В мае 1945 года на протезе он вернулся в строй. К концу войны старший лейтенант Иван Киселёв совершил 156 боевых вылетов, принял участие в 135 воздушных боях.

После войны жил в Москве. Работал сначала в Главном управлении Гражданского воздушного флота, а после окончания в 1956 году Высшей партийной школы ЦК КПСС был секретарём парткома Министерства Гражданской авиации СССР.

Низкий поклон героям 🙏 и светлая память! ❤

Буду благодарна за лайк 👍 и подписку на мой канал! Мой Телеграм-канале Кино Звезды Искусство