Читая Повесть временных лет, для простоты изучения я конечно обратился к переводу Лихачева, я невольно вспоминаю анализ А. А. Шахматова. И добравшись до Корсунского похода Владимира я вспомнил, что Шахматов в свое время весьма убедительно доказал, что это вставка позднего летописца. Все тот же Шахматов доказывал, что за проповедью «грека-философа» шел рассказ о крещении Владимира в Киеве. Об этом повествовал не дошедший до нас «Киевский летописный свод», который предшествовал «Повести временных лет».
Эта вставка выдает стремление летописца показать, что инициатива крещения принадлежит не самому Владимиру, а именно грекам. Пером летописца явно водили политические предпочтения византийского двора. Наделяя греков высокой активностью в плане христианизации древней Руси, он отдавал дань византийской концепции.
Прямым доказательством этого служит сравнение летописной легенды о взятии Корсуня с греческими источниками, в частности с известиями византийского писателя Яхьи Антиохийского о событиях 986-989 годов. Согласно этим известиям в 986 году византийский командующий азиатской армией Варда Склир поднял мятеж против императора Василия II. Разбивший мятежников Фока сам провозгласил себя императором и пошел на Константинополь.
И тогда он посылает
царю руссов, а они враги его, – чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении; и согласился тот на это. И заключили они между собой договор о свой-стве и женитьбе царя руссов на сестре царя Василия после того как он поставил ему условие, чтоб он крестился и весь народ его страны, а они народ великий. И не причисляли себя руссы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, а токрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многи церкви в стране руссов. И когда было решено межд ними дело о браке, прибыли войска руссов и соединились с войсками греков, какие были у царя Василия и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушею к Хризополю. И победили они Фоку.
Согласно этой версии решение о принятии христианства было принято как условие женитьбы Владимира на византийской принцессе.