Студенты и дневного, и заочного отделений просто обожали Ивана Васильевича за глубокий ум, мужество, честность, надёжность, доброжелательность и обаяние, сочетающиеся с деликатностью. Внешне он напоминал им популярного артиста тех лет Марка Бернеса. Его глаза одновременно грустные и немного лукавые – это был взгляд настоящего учителя – всепонимающий и всепрощающий, зовущий к размышлениям и упреждающий от поспешных выводов.
Среднего роста, всегда подтянутый и элегантный, но очень сдержанный, он мало что говорил о себе студентам. Влюбленные в своего педагога, они пытались больше узнать о нём от старшекурсников: удавалось выяснить, что он бывший фронтовик, разведчик, переводчик. Всё это придавало особую весомость его словам и поступкам.
Хотя Иван Васильевич не принимал жестких мер, к нему на занятия нельзя было прийти неподготовленным: очень стыдно не ответить этому умному и доброжелательному педагогу с лукавой искоркой в глазах. Он уважительно относился к студентам, любил называть их по имени-отчеству. Двойки ставил неохотно, с изысканной вежливостью к провинившимся, поэтому было досадно огорчать его и хотелось скорее наверстать упущенное, чтобы изменить его мнение о себе.
Его лекции были особенными. Постоянно полная аудитория. Говорил он негромко, спокойно, никогда не повышал голос и всегда заставлял думать. На доске висели исторические карты, и он любил ходить по аудитории с указкой, показывая на них необходимое. Даже нетрудолюбивые студенты, обычно не конспектирующие, на его лекциях пересаживались на передние парты и записывали всё дословно, а дома переписывали записанное набело... На каждой его лекции освещались новые события, факты, имена, названия стран, городов, и постоянно каждое последующее занятие словно вытекало из предыдущего, подчиняясь некой упорядоченности. Возникала картина исторической реальности, то очень далекой, зовущей в глубь веков, то современной.
Органичность мира исторической науки сочеталась с высокой эрудицией и личностной стратегией преподавателя: он мыслил не только конкретными событиями в той или иной стране, а эпохами. Несмотря на то, что у Ивана Васильевича была выстроена своя система преподавания, он стремился показать глубинные пласты исторической науки, наполненной причинами и следствиями. Он учил не только мыслить, но и любить историю, которую с полной уверенностью можно назвать воплощением общечеловеческих ценностей. На его занятиях можно было услышать о таких именах и событиях, о которых учебники советской эпохи умалчивали. Он показывал студентам всю суть истории: это не просто смена формаций, не только темпы экономического роста, не только смена календаря... история – это люди.
Подобные приемы формировали концентрированные и устойчивые образы, в которые были изначально заключены рациональные размышления. Неизвестные факты и имена словно обретали некие динамические свойства и звали открывать новое. На лекциях и семинарских занятиях Ивана Васильевича факты начинали осмысливаться студентами не только как нечто давно прошедшее где-то вдали от них, а как события, со своей логикой развития, важной для наших дней. Постепенно приходило понимание того, что историю в сослагательном наклонении написать невозможно, а сама она превращалась в мудрого учителя жизни.
Читая лекции, он не теоретизировал: размышляя вместе со слушателями, он учил мыслить. Для этого у него был свой особый язык, который был одновременно и ученым, и ясным. Студенты гордились, что учились у него. У многих из них хранятся конспекты с лекциями по истории средних веков и других периодов, и, готовясь к темам, уже сами учителя, они часто заглядывают в них.
На свои занятия он постоянно приносил дополнительный материал: ценные книги, картины, монеты, значки, медали и другие экспонаты разных стран и эпох. Он был настоящим коллекционером, причём щедро демонстрирующим собранное с большим знанием дела. Его коллекция старинных монет, например, могла бы соперничать с многими музейными. Он был одним из крупнейших нумизматов России. В его коллекции были уникальные раритеты. Обладая преподавательским даром и используя собранное, Иван Васильевич мог передать события средних и других веков всеобщей истории так, как будто сам был их очевидцем.
Девушки влюблялись в него, юноши стремились к подражанию. Особо уважали его заочники-военнослужащие, с которыми он дружил. Преклоняясь перед ним, студенты называли его доблестным Рыцарем, Учителем от Бога и даже сочинили песню, где были такие слова: Вы для нас не просто так преподаватель, А предмет особенной любви!
Опыт и мудрость – вот залог его популярности среди студентов. Иван Васильевич никогда не уходил от споров не только на исторические, но и житейские темы; на конференциях, чтениях и других мероприятиях никогда не сидел в президиумах – он всегда был в зале в окружении студентов.
В судьбе многих своих учеников Иван Васильевич сыграл яркую роль. Он всегда помогал им и в профессиональном становлении, и в жизненном пути. Сам очень любил жизнь во всех ее проявлениях. Будучи сильным духом, в любой ситуации он оставался порядочным, надежным человеком, уважаемым Наставником и настоящим Учителем.
Немного о личном
Как самоотверженно любил он работать, так искусно умел он и отдыхать. В доме хлебосольного, всегда элегантно одетого хозяина собирались компании друзей, где всем были очень рады. Как преклонялся он перед женщинами и умел делать им комплименты, так был строг с мужчинами. Уважал юмор, любил остро пошутить, оставаясь при этом тонким, доброжелательным и интересным собеседником. Увлекаясь русскими песнями и романсами, сам великолепно их исполнял, особенно любимыми были «Из-за острова на стрежень» и «Гори, гори моя звезда».
Знал и любил литературу, большой поклонник поэзии С.А. Есенина, он сам писал стихи. Читая книги о войне, фронтовик с горечью говорил, что всё написанное о ней не имеет общего с истиной. Но когда однажды прочитал повесть В. Кондратьева «Сашка», был потрясен: «Наконец-то стали писать правду о войне!..» Он даже отправил письмо автору и поблагодарил его за то, что тот честно показал, какой была настоящая война. В ответном письме В. Кондратьев писал ему, как важно автору мнение участника войны. Иван Васильевич хранил это письмо в домашнем архиве.
Нумизматикой был увлечен И.В. Семёнов с молодых лет. Возможно, роль в этом сыграл случай, когда по приезде с семьёй в Челябинск, в огороде бабушкиного дома, был найден клад со старинными монетами. Денежные знаки Иван Васильевич коллекционировал увлеченно, знал их историю, мог часами рассказывать о связанных с любой монетой событиях. С 1970-х гг., во времена господства атеизма, он начал собирать иконы, понимая их истинную ценность. В его коллекции не было древних икон, но и имеющиеся хорошо представляли разные школы иконописи, были среди них и работы уральской школы живописи.
Любил природу, был заядлым садоводом, осенью часто привозил в вуз налитые соком янтарные яблоки и от души угощал ими.
У него был надёжный тыл. Будучи терпеливой и мудрой, жена, Зоя Алексеевна, часто взваливала на свои плечи различные семейные проблемы. Известно, что она была талантливым человеком, великолепно рисовала. В семье сложилась интересная традиция – выпускать самодельные книги для дочерей. Мать рисовала сюжеты, а отец писал к ним стихи, в которых отражались все семейные события, нередко их содержание носило воспитательный характер, и таких книг было множество.
Повзрослев, старшая дочь, Ольга, как и отец, окончила факультет иностранных языков, защитила кандидатскую диссертацию, работает заведующей кафедрой в вузе. Средняя дочь, Людмила, – инженер-строитель, а младшая, Татьяна, – специалист в области легкой промышленности. В семье четверо внуков, двое из которых тоже пошли по стопам деда, связав свою жизнь с наукой.
Последний день Победы...
В 1985-м, в год 40-летия Победы, Иван Васильевич тяжело заболел. Он всегда ждал этот майский праздник, но на этот раз встретил его на больничной койке. Вердикт врачей был суров и неутешителен. Родные и друзья старались поддержать его, навещая в стационаре. Он интересовался делами на факультете, говорил: «Пусть лекции и семинары читают и проводят другие преподаватели, но экзамены буду принимать сам…» Но чуда на этот раз не произошло – через месяц, 25 июня, Ивана Васильевича не стало. Ему было всего 64 года... Он ушёл из жизни в расцвете творческих и научных планов. В последний путь его провожали не только коллеги, но и выпускники факультета разных лет.
На памятной доске мемориального комплекса вуза, расположенного у актового зала, на втором этаже, среди имен защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, есть имя, дорогое для студентов историко-педагогического факультета 60–80-х гг. XX в., – Иван Васильевич Семёнов. Он учил их своим примером быть специалистами и быть людьми.
Иван Васильевич был душой всего исторического факультета – его любили и уважали все – за его увлекательные лекции, за требовательность к знаниям предмета и, конечно, за чисто человеческие качества – мужество и благородство, отзывчивость и доброту, трудолюбие и оптимизм.
Автор: Карпенко Ольга Вы читали окончание очерка, начало здесь Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин
Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь