В среднем на 1912 - 1913 годы рабочий с самой низкой квалификацией получал 130 копеек в день - это 1 рубль и 30 копеек. До революции целая курица стоила 16 копеек. Фунт хлеба - в среднем 20 копеек, бутылка хлебного вина - 17 копеек. То есть за день любой чернорабочий мог купить две большие сумки с едой.
Получается, что голодающими российских рабочих не назовёшь, а значит, чтобы хорошо зарабатывающие люди бросили работу и пошли на улицу драться с полицией, их нужно было убедить. Да и зачем драться, ведь у российских рабочих были вполне легальные организации по защите их прав, уставы которых визировал лично министр внутренних дел Пётр Дмитриевич Святополк-Мирский. В архивах сохранился уникальный раритет - входной билет члена Собрания русских фабрично-заводских рабочих. Так называлась одна из крупнейших рабочих организаций в столице. Цели и задачи собрания были прописаны в уставе: "Распространять среди рабочего населения просвещение, способствовать улучшению условий труда и жизни рабочих, образовывать хоры, устраивать концерты, лекции". Потихоньку шло к улучшению жизни рабочих.
Отец Георгий Гапон - у него был яркий талант оратора, и он смело говорил о том, что хозяева заводов и фабрик загребает миллионы, потому что рабочие по 10 часов стоят у станка, и что прибылью надо делиться и зарплаты надо повышать. Как известно, в любом трудовом коллективе любимые темы - это "нам мало платят" и "во всём виновато начальство", поэтому отец Гапон был очень популярен среди рабочих. При этом у власти Гапон был, что называется, на хорошем счету. Мы знаем об этом по фотографии, на которой отец Гапон осенью 1904 года открывает новый филиал рабочего собрания вместе с генералом от инфантерии, горным инженером и начальником Олонецких заводов Александром Фуллоном.
Как мы видим, никакой революционной ситуации нет. Но когда через пару месяцев в декабре 1904 года с Путиловского завода за пьянку увольняют четверых рабочих, которые были членами собрания Гапона, отец Георгий, видимо решает, что пробил его час. Священник выдвигает тезис о том, что это был вызов, брошенный капиталистами, и что надо бороться за права рабочих, а именно идти к царю и требовать правды.
Была ли это идея самого Гапона или же её ему подсказали? Гапона так же, как и других русских революционеров, скрытно вели английские журналисты-шпионы. Это подтверждает ряд документов. Они даже не были секретными. Из незасекреченных документов известно, что Давид Соскис был редактором журнала английского Общества друзей русской свободы и Георгий Гапон, бежавший из России, жил в доме у Соскиса на его содержании. Неужели общение попа Гапона с английскими журналистами-шпионами началась ещё раньше? Именно так. Это известно из анализа хранящихся в британских архивах английских газет. Ежедневная британская газета Daily Telegraph ещё 5 января 1905 года сообщила о намерении священника Гапона подать петицию с политическими требованиями лично царю одновременно с массовым шествием к Зимнему дворцу в воскресенье 9 января. Надо сказать, что история с петицией является стержнем всех событий.