Найти тему
ПоУшиВКино

“Звёздные войны” стали возможны благодаря революционной камере с технологией управления движением

С момента выхода первого фильма саги “Звёздных войн” (Star Wars) прошло 47 лет. Когда Джордж Лукас решил создать эту вселенную, перед командой по визуальным эффектам была поставлена серьёзная задача: придумать правдоподобный способ перенести зрителей в далёкую-далёкую галактику. И для достижения этой цели разработали камеру нового типа с системой управления движением, которая получила название Dykstraflex camera system – её установили в павильоне в районе Ван Найс в Лос-Анджелесе, где производилась съёмка космических сцен (например, штурм Звезды Смерти).

камера Dykstraflex
камера Dykstraflex

В настоящее время инновационная камера Dykstraflex, отреставрированная и находящаяся в рабочем состоянии, представлена в составе экспозиции Музея Академии киноискусств (Academy Museum of Motion Pictures). Новая экспозиция открылась в честь дня Звёздных Войн – 4 мая. Помимо камеры там выставлены Сокол Тысячелетия и X-Wing.

Ричард Эдлунд (Richard Edlund), член основной команды по спецэффектам – а первый фильм “Star Wars: Эпизод IV – Новая надежда” получил “Оскар" в том числе за визуальные эффекты в 1978 году (всего было 12 номинаций и 8 побед) – вспоминает реакцию Джорджа Лукаса и остальных членов съёмочной группы после того, как прошли первые тесты камеры. Все были в восторге, потому что она продемонстрировала отличный результат и доказала, что у них всё получится.

Джин Козицки (Gene Kozicki), исследователь визуальных эффектов, отмечает, что “революционная” система изменила не только работу над визуальными эффектами, но и кинематографическое повествование. Dykstraflex, по сути, представляла собой плёночную камеру с компьютерным управлением, установленную на стреле крана. Это позволяло команде по визуальным эффектам снимать панорамы с моделями и миниатюрами космических аппаратов с помощью точных движений. Они выглядели натуралистично, будто сняты оператором.

Джон Дикстра (John Dykstra), руководитель команды по спецэффектам на съёмках “Star Wars: Эпизод IV – Новая надежда”, сказал, что некоторые члены съёмочной группы стали использовать термин Dykstraflex с отсылкой на его фамилию. Название прижилось. На КиноПоиске указано, что у “Новой надежды” 7 наград, но на самом деле 8, так как восьмая – Научные и инженерные разработки/Scientific and Engineering Award – принадлежит Дикстре, Алве Джей Миллеру и Джерри Джеффрессу за разработанную систему.

Джон Дикстра и Ричард Эдлунд, рассказали, что культовый первый план фильма, где огромный Звёздный разрушитель преследует маленький корабль в космосе, был самым сложным и самым важным. Эта самая камера с системой справилась, чтобы сцена выглядела внушительно. Благодаря камере, эти миниатюры выглядели масштабными и двигались с очень высокой скоростью в тех условиях, в которых они находились. Всё получилось правильно.

“Я очень волновался из-за первого кадра”, - признаётся Эдлунд. “Этот кадр был очень важен для успеха фильма. Он должен был либо захватить аудиторию, либо потерять её”.

-3
-4

Дикстра вспоминает, что этот кадр был снят на ранней стадии производства: “Вероятно, это тот кадр, который большинство людей помнят из-за неявного изменения масштаба в начале – вся идея маленького корабля со Звёздным разрушителем наверху".

Эдлунд рассказывает о съёмках сцены, когда разрушалась Звезда смерти, о том, что модельный цех построил траншею шириной в 61 см и столько же глубиной, которая была снята на прямой в 12 м длиной. Потребовалось несколько подходов, чтобы создать кадр нужной длины для фильма.

Размышляя о периоде, в течение которого команда работала над этими сценами, Дикстра вспоминает, что студия 20th Century Fox едва ли оказывала помощь Джорджу Лукасу, чтобы тот завершил съёмку, особого энтузиазма с их стороны не было. Он сам признаёт, что планы, сделанные с помощью Dykstraflex, были сложными для понимания. “По большей части, руководители студии не имели технического образования и на самом деле не интересовались технической стороной процесса, поэтому им было очень трудно что-либо объяснить”, - вспоминает он. “Я не думаю, что кто-то понимал, что это за фильм, пока его не смонтировали. Я даже не думаю, что Джордж понимал, к чему всё движется”.

По словам управляющего подразделением визуальных эффектов Брука Бретона (Brooke Breton), камеру Dykstraflex у Lucasfilm купил Совет Академии по науке и технологиям (Academy’s Science and Technology Council) в 2008 году и привёл в рабочее состояние специальной командой членов Академии и других заинтересованных сторон.

Член отделения спецэффектов Джин Козицки добавляет, что реставрация заняла много лет. Она включала в себя исторические исследования, поскольку некоторые детали нуждались в ремонте, а недостающие компоненты нужно было создать заново. Dykstraflex находилась в Пикфордском центре изучения киноискусства (Pickford Center for Motion Picture Study) в Лос-Анджелесе, пока её не перевезли в Музей Академии, где будет работать выставка с 4 мая по 8 июля. В рамках празднования Дня Звёздных войн в Музее показали фильмы “Возвращение джедая” (1983, Star Wars: Episode VI - Return of the Jedi) и “Изгой-один: Звёздные войны. Истории” (2016, Rogue One: A Star Wars Story).

-5

Размышляя о влиянии “Звёздных войн”, Ричард Эдлунд вспоминает, что их выход, по сути, стал началом такого кинособытия, когда зрители приходят в кинотеатр, чтобы приветствовать героев и освистывать злодеев. “Звёздные войны" действительно пробудили не только США, но и весь мир.