Найти тему
alexunited

Может ли плюс на плюс дать минус?

В последнее время в Санкт-Петербурге стало модно отправлять детей на все кружки одновременно: у нас в городе достаточно много различных кружков по математике, выбор роскошный, уровень разный, но везде дают много полезных знаний и навыков. Тем не менее, я считаю единственно правильным остановить свой выбор на одном из них и усиленно заниматься в нём. А некоторые (многие в последнее время) родители считают иначе и по несколько лет водят ребёнка в два (а то и три-четыре) места сразу.

Казалось бы, а что в этом такого - ну если хочет ребёнок не два раза по 2-3 часа математики в неделю, а восемь раз? Пусть ходит, пока не наестся. Хуже не будет.

Так вот, будет. Это только кажется, что сумма положительных эффектов от всех кружков не может оказаться отрицательной. На деле же она практически всегда именно такова. Ниже попробуем разобраться в том, почему я пришёл к такому выводу.

Все кружки занимаются немного по разной программе. Даже в рамках одного и того же места (ЮМШ, Аничков лицей, Матцентр, 30ка и т.д.) разные преподаватели предпочитают давать темы немного в разном порядке, смена уровня строгости происходит в разное время - есть множество различных нюансов. И если ребёнок ходит одновременно в разные места, то он вместо естественного развития по задумке одного из своих педагогов получает смену парадигм по несколько раз за неделю.

-2

Один и тот же факт может быть уже доказан в одном месте месяц назад, а в другом только постепенно приближаться. Весь образовательный эффект этого приближения, однако, теряет смысл, если ребёнок в другом месте уже всё про этот факт получил. Возможно ещё и товарищам расскажет, всё испортит.

Аналогично, доказанный в одном месте факт может быть нельзя использовать при доказательстве в другом. Но помнить, что из известного тебе доказывали в одном месте, а что в другом, совершенно излишне. Память нужна не для этого.

В кружке контакт с педагогом ещё важнее, чем в школе. Выстраивать тесные взаимоотношения с несколькими преподавателями одновременно очень тяжело - и интеллектуально, и эмоционально. Это истощает ребёнка и тоже отнимает силы у основного его занятия - получения знаний. Правда, похожий эффект бывает и в том случае, когда у ребёнка есть несколько равнозначимых кружков по разным предметам. Это неизбежно - тогда как в случае с разными кружками по одному предмету родители сознательно создают ребёнку такую дополнительную проблему.

-3

Также, в некоторых (многих) кружках существует отбор и ограничено число мест. То, что ребёнок ходит сразу в несколько, означает, что другой ребёнок не ходит ни в один. Это грустно. Даже в нашем пятимиллионном городе кто-то может быть не охвачен кружками из-за того, что кто-то занимает его место, а платить за коммерческие кружки его родители не в состоянии.

Но самое главное, на мой взгляд, в том, что в математике именно личность педагога влияет на формирование профессиональных качеств ученика. Все мы обычно называем себя чьими-то учениками, как правило не называя при этом всех своих учителей, а только одного-двух, наиболее повлиявших на нас. Это не значит, что нужно замкнуться в чьём-то тесном мирке и не выходить из него ни в каком случае, но просто нельзя быть сыном или дочерью десяти родителей.

-4

Если учиться одновременно в нескольких кружках, то ни один из педагогов не будет твоим учителем. Ты ученик сразу всех - и никого из них. Это плохо и, как мне кажется, неправильно. Хотя естественное возражение мне видится таким: в один кружок, условно основной, ходим со всей душой, а в остальные - скажем так, по остаточному принципу, для тренировки. Но это, по отношению к людям, вкладывающим в свои кружки частичку себя, элементарное неуважение.

Эти рассуждения не относятся к первому году, когда многие дети пробуют свои силы в разных местах, знакомятся с разными педагогами и выбирают того, с кем им комфортно общаться и заниматься. Этот процесс нормальный. Ненормально (на мой взгляд) ходить сразу в три места по много лет.

-5

Кстати, раньше подобные вещи родители тщательно скрывали. А теперь уж чуть ли не бравируют своей многостаночностью. То ли мы окончательно перешли от образования к образовательной услуге, то ли просто я слишком консервативен для этого мира, несмотря на сравнительно небольшой в числовом эквиваленте возраст.

Может быть, я зря ворчу, на самом деле моё беспокойство из-за разных систем сильно преувеличено? Хотелось бы, на самом деле, верить, что так - а то очень жалко жертв этого хождения к семи нянькам одновременно. У семи нянек-то с дитём, как известно, разные неприятности случаются...