Найти в Дзене

Трамвайную систему создали по наказу избирателей

Сегодня эта фраза звучит как что-то фантастическое. Но в Комсомольске-на-Амуре в своё время было именно так – трамвайная система города, открытая 68 лет назад, 6 ноября 1957 г., была создана по наказу избирателей, обратившихся к депутату Верховного Совета СССР Алексею Михайловичу Войтовичу с вопросом о транспортной доступности. Таковы были реалии социализма. Депутатом был не олигарх, не бизнесмен, и даже не владелец артели, а простой металлург, работник завода «Амурсталь», активный общественник, которого знали и реально уважали многие его коллеги по работе и просто знакомые. И они могли запросто обратиться к нему с подобной просьбой даже не допуская мысли о том, что просят о чём-то несусветном...

Мемориальная доска А.М. Войтовичу на здании АБК мартеновского цеха завода «Амурсталь». Фото автора
Мемориальная доска А.М. Войтовичу на здании АБК мартеновского цеха завода «Амурсталь». Фото автора

После Великой Отечественной войны наш город развивался особенно бурно, застраивался целыми кварталами, его население росло не по дням, а по часам. На проспекте Ленина в 1950-е гг. строился новый жилой район завода «Амурсталь». Он располагался в отдалении от заводской территории, и жителям района было сложно добираться до места своей работы. Пользоваться автобусами было не очень удобно, дорога была грунтовая, не самая близкая, и жители обратились к своему депутату с просьбой о создании в городе трамвайного движения.

Строящийся жилой район завода «Амурсталь» на пр. Ленина. 1956 г. Фото из архива В.И. Баева
Строящийся жилой район завода «Амурсталь» на пр. Ленина. 1956 г. Фото из архива В.И. Баева

Сегодня, в 2025 г., вот уже 8-й год, как трамвайное движение в Комсомольске-на-Амуре приостановлено. И представьте ситуацию: условный работник завода «Амурсталь» обращается к депутату Госдумы от «Единой России» Павлу Симигину с просьбой поспособствовать скорейшему возобновлению движения. Как думаете, каков будет ответ депутата и какие действия он предпримет в связи с этой просьбой? Догадаться несложно, учитывая то, что в 2015 г., Симигин, будучи депутатом краевой Думы, голосовал за монетизацию льгот, что в итоге привело к банкротству почти всех транспортных МУПов края, в том числе, трамвайного управления в Комсомольске-на-Амуре. Кроме того, в 2023 г. он, уже будучи депутатом Госдумы, намеренно вводил в заблуждение горожан, подвергая критике социально-ориентированную транспортную реформу, одним из ключевых пунктов которой было полноценное восстановление муниципального общественного транспорта в городе, как автобусов, так и трамваев. Но это в наши дни, при капитализме. А в 1955 г. депутат Алексей Войтович предпринял все усилия для того, чтобы в кратчайшие сроки – всего за два года – в нашем городе было создано трамвайное движение. Причём, с нуля.

Прокладка трамвайных путей вдоль пр. Ленина, 1956 г. Фото В.И. Иванова
Прокладка трамвайных путей вдоль пр. Ленина, 1956 г. Фото В.И. Иванова

С докладами о необходимости в городе этого вида транспорта Войтович выступал и в Министерстве чёрной металлургии СССР, и в Министерстве путей сообщения СССР, и на сессии Верховного Совета СССР. А после того, как правительством страны было одобрено финансирование данного строительства, он курировал эту стройку, фактически взяв на себя шефство.

-4

Трамвай в Комсомольске-на-Амуре создавали всем миром, помогать строить пути выходили тысячи горожан в выходные дни, были задействованы студенты и даже школьники, это была истинно народная стройка. Рельсы для трамвайного пути снимали со старых неиспользуемых железнодорожных веток в черте города. Параллельно шло строительство депо, тяговой подстанции.

Статья в газете ДВК от 06.11.1957
Статья в газете ДВК от 06.11.1957

К слову, в течение всего времени стройка сталкивалась с различными организационными трудностями. Однако, завершить её в срок, к знаменательной дате – 40-летию Октябрьской революции, помогло то же, что стало основной движущей силой в первые годы строительства самого нашего города. А именно – идейность, наличие великой цели – светлое коммунистическое будущее, а главное – вера в достижение этой цели. И вот – победа: в канун праздника, 6 ноября 1957 г., на площади Ленина состоялся митинг, посвящённый торжественному открытию трамвайного движения. «Дорога Войтовича» – так в благодарность назвали жители первую в городе трамвайную линию, проложенную от посёлка Мылки до завода «Амурсталь».

День торжественного открытия трамвайного движения в Комсомольске-на-Амуре
День торжественного открытия трамвайного движения в Комсомольске-на-Амуре

«Был морозный, но ясный денек – пишет комсомольчанин Юрий Белинский в книге «Трамвай Комсомольска-на-Амуре» – Тысячи комсомольчан собрались у памятника вождю. Цветы, флаги и улыбки. Целая площадь улыбок. Целый город. На зданиях, прилегающих к площади, развевались алые знамена. Это была огромная радость всех строителей трамвая и всех комсомольчан, слитая в единый великий праздник труда. Все трудности остались позади. Митинг, посвященный пуску трамвая, объявили открытым. И тут же пошел легкий снег, яркий и чистый, как людские помыслы, совершившие это железное чудо... Первым взял слово представитель Горисполкома тов. Казарин, который поздравил всех окружающих с завершением строительства и передал эстафету исполняющему обязанности управляющего стройтреста № 6 тов. Белянину, который в своей речи напомнил, что год назад на месте трамвайного депо и тяговой подстанции был пустырь. В заключение выступил секретарь Горкома КПСС тов. Слободский. Он поздравил граждан с пуском первой очереди трамвая, заверив, что на следующий год будет построена вторая очередь трамвая. Затем слово взял заведующий промышленно-транспортным отделом тов. Самыко. После этого председатель Горисполкома тов. Казарин разрезал алую ленту. Красивый комфортабельный трамвай прошел по площади... После митинга почётные строители проехали в нём, первом трамвае, по всему маршруту. Водителем была Афоничева Мария Филипповна. В настоящее время Дёмина. Так начал свою жизнь в городе Юности трамвай, предприятие которого разрешением исполкома Горсовета стало называться управлением трамвая».

Председатель горисполкома Казарин разрезает ленточку
Председатель горисполкома Казарин разрезает ленточку

С этих пор Комсомольск-на-Амуре неофициально повысил свой статус, поскольку в нём появился самый основной, типичный именно для города вид общественного транспорта – трамвай. Кстати, на тот момент численность населения города составляла всего 170 000 человек.

-8

Поначалу трамвай ходил только от завода «Амурсталь» до пос. Мылки, но спустя год, 6 ноября 1958 г. были открыты линии до Набережной и до ж/д вокзала (старого). А линия на Дзёмги была открыта в 1961 г. В дальнейшем планировалось также построить линии по Аллее Труда, ул. Лазо, пр. Победы, продолжениям пр. Ленина, Магистрального шоссе, на других проектируемых улицах, но до развала СССР сделать этого не успели.

-9

С 1 октября 2018 г. трамвайное движение в городе временно приостановлено в связи с аварийным состоянием инфраструктуры и отсутствием у города денег на её ремонт. Сегодня город продолжает бороться за восстановление трамвая, несмотря на сопротивление лоббистов частных автобусных перевозчиков. По сообщениям администрации города, в настоящее время, совместно с краевым правительством, в городе разработан план возобновления трамвайного движения, прорабатывается вопрос с финансированием для реализации этого плана, заключено предварительное соглашение с госкорпорацией ВЭБ.РФ. В муниципальной собственности сохранён комплекс предприятия «Трамвайное управление». Согласно информации из Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, реализация проекта по модернизации трамвайного движения в Городе юности планируется в 2025-2030 гг. Это связано с экологической привлекательностью проекта, улучшением транспортной доступности и качества обслуживания населения г. Комсомольска-на-Амуре, а также ростом удовлетворённости жителей.

Проходная МУП «Трамвайное управление» г. Комсомольска-на-Амуре, 2025 г.
Проходная МУП «Трамвайное управление» г. Комсомольска-на-Амуре, 2025 г.

© Дмитрий Николаев

! Понравилась статья? Поблагодарите автора: 2202 2022 2590 9435 (Сбер).

! Подписывайтесь на его Телеграм-канал: https://t.me/dmitry_nikolaev_kms . Архивные и свежие фото Комсомольска-на-Амуре, архитектура, транспорт, краеведческие и городские заметки и другое.

! Поддержите мастерскую «МасксетиКМС» по плетению маскировочных сетей для СВО: 4276 1609 7774 4623 (Сбербанк). В назначении платежа пишите: добровольное пожертвование. Телефон: 8(924)114-57-24. Группа в Телеграме: https://t.me/maskseti_kms

#общественныйтранспорт #трамвай #история #праздники #социализм#Ленин #СССР #Россия #ХабаровскийКрай #КомсомольскнаАмуре