Найти в Дзене
Стеклянная сказка

"Это трюк какой-то!" и ушли как побитые собаки: как тульский оружейник-самоучка смог посрамить целый английский завод

Сначала анекдот в тему:

Учные решили разгадать тайну невероятного здоровья тульского мастера-Левши. Взяли анализы и упали в обморок. Бактерии медленно ползали по стёклышку микроскопа, с трудом волоча за собой подковы.

Про тульского умельца-Лешу, благодаря одноимённому сказу знают практически все. Ну может быть только некоторые жертвы ЕГЭ, которые даже не прошли, а пробежали курс русской литературы на вылет, спросят удивлённо:

- А кто это?

Однако только очень немногие люди знают, что у косого Левши был реальный прототип Алексей Михайлович Сурнин (1767—1811), которого послали в Англию для обучения кузнечному делу и металлургии, где он не только обучился, но и в кратчайший срок стал помощником владельца завода!

Но сегодня мой рассказ не о нём, а о другом тульском мастере, которого, увы знают "не только лишь все, мало кто вообще о нём знает".

И, если честно, я даже не знаю с чего начать...

Дело в том, что с 18 века у нас в промышленности была очень интересная ситуация. Маятник любви ко всему импортному колебался то в одну сторону, то в другую. Сначала, при Петре I, ставилась задача догнать Европу в техническом плане. Когда догнали, перегнали и даже нагнули пару раз, многие слишком сильно загордились, мол круче нас только варёные яйца. В начал 19 века, когда нагнули ещё и Наполеона гордость взмыла до небес.

Однако в Крымскую войну нам очень сильно стукнули по носу и многие стали говорить, что Россия сильно отстала, догнать уже не получится, нужно покупать только европейское.

Думаю, знакомая ситуация?

И с середины 50-х годов до конца 19 века Россия активными темпами закупала товары народного потребления, инструменты, утварь в Англии и Франции. Счёт шёл на десятки миллионов золотых рублей. Особой, очень прибыльной статьёй, английского экспорта было оружие: сабли, штыки, кортики, кинжалы. Ни один аристократ не представлял себя на войне или при выходе на плац без английской сабли "Маде ин Ингланд". Больше всех ценилась английская сталь, разработанная на заводе в Шеффилде, её так и называли - шеффилдская сталь.

Из неё делали пушки, мортиры, гаубицы, лили броню, стволы для всего стреляющего и, естественно, ножи. Для мирного времени и развлечений шеффилдовцы делали рессоры и охотничьи ножи. Так как это всё было оружием, то ценник зашкаливал. Но несмотря на это, Россия выкупала почти 90% всех произведённых англичанами железяк. Видя проливавшийся на них дождь из дензнаков, англичане этому были несказанно рады и алчно потирали ручонки.

Однако где-то с 1880-х годов золотой ливень внезапно стал мелким дождиком, а потом и совершенно иссяк. Естественно это вопрос очень сильно заинтересовал английских предпринимателей, кто это такой интересный отжал у них такую прибыльную сферу заработка. Для проведения розыскных мероприятий была отправлена делегация, которая довольно быстро выяснила, что во всём виноват вот этот мужчина:

-2

Звали его Егор Петрович Самсонов - тульский кузнец-самоучка, который жил на окраине Тулы и НИ ГДЕ НИ НА ОДНОМ ЗАВОДЕ НЕ РАБОТАЛ. Ему принадлежал маленький домик на окраине Тулы, где жил он, жена и престарелая мать. Рядом с домиком находилась небольшая кузня, в которой он со своей женой работали в режиме 24/7.

То есть, попросту говоря, он был самозанятым!

Самсонов делал лопаты, тяпки, грабли, вилы, и, конечно же, ножи. Как, откуда, кто он, у кого учился никто не знал. Просто по Туле пошёл слух, что появился мастер, делающий несравненные изделия, которые не тупятся, не ломаются, никогда не подведут.

За его ножами выстроилась очередь. Несколько ножей попали в руки Императора и он поразился насколько они крепки. Самсонову, без взяток, без прошений, стояния в очередях выкатили сразу из Питера звание поставщика императорского двора. Смысла покупать что-то английское уже не было, англичане получили веником по губам.

-3

Узнав об этом, хитрые англо-саксы решили провести соревнование, доказав всем, что не может кузнец-самоучка обойти передовое промышленное производство, где ножи куются паровыми молотами и опытными мастерами.

В Россию привезли лучшие ножи и устроили соревнование по резке мяса, холста, сучьев.

Скажу честно, английские ножи были острее: не зря их несколько месяцев доводили до остроты бритвы. Импортостранцы ходили гордые вокруг кузни, предвкушая победу.

Однако случилось то, к чему они не были готовы: из толпы послышались крики:

- Егор Петрович, покажи трюк!

Самсонов достал довольно толстый кованый гвоздь, поставил на него свой нож и несильно тюкнул молотом. Гвоздь разрезало на две половинки как будто он был сделан не из стали, а колбасы. Англичане приставили свой нож к разрезанной половинке и стукнули молотом... на две половинки разлетелся нож.

Сколько бы они не прикладывали своих ножей, не стучали по ним, итог был один: кованые гвозди рубили только ножи Самсонова. Они так и не поверили, что это ножи такого качества, а не обманный трюк.

Уходили же они из кузницы как побитые собаки, так как попросили кузнеца показать его метод закалки. И оказалось, что кузнец не пользуется никакими приспособлениями по измерению температуры: он узнавал нужную ему температуру НА ГЛАЗ! И вообще он был неграмотным, читал с трудом, а писать вообще не умел.

Самсонов прожил долгую жизнь, он пережил революцию и закончил работу в 1931 году. Его успехи признали даже большевики, выдавшие кузнецу патент на производство уникальных ножей. Свой секрет он унёс с собой.

Кстати, после смерти Самсонова секрет его закалки захотели раскрыть, но так и не смогли. Однако во время испытаний на гидравлическом прессе в лаборатории Московского завода "Серп и молот" было установлено, что нож, поставленный вертикально, входит остриём в металл на глубину и до 4 сантиметров и выдерживает нагрузку на излом до 14 тонн!

Даже сегодня ни один современный нож не может показать такую твёрдость.

-4