Найти тему

Венецианская маска говорит больше, чем лицо

Оглавление

Венецианская маска говорит больше, ччем лицо. Она — дух карнавала. Какие же тайны остаются за кулисами известного маскарада? Почему власти Венеции запрещали носить масоки? И правда ли, что даже королева Елизавета I не устояла перед искушением посетить Венецианский карнавал? «Маска говорит больше, чем лицо», — заметил венецианец Карло Гольдони.

Венецианская маска говорит больше, чем лицо

Венецианская маска — главный атрибут Венецианского карнавала, где каждый образ — загадка, а каждый костюм — история. Карнавал в Венеции — это не просто калейдоскоп ярких красок и экстравагантных нарядов, это древняя страница в книге европейской истории.

История карнавала в Венеции известна с XI века. Само слово «карнавал» происходит от латинских слов «carne» и «vale», что означает «прощай, мясо». Это название отражает суть праздника — время накануне Великого поста, во время которого следует отказаться от мясных блюд, венецианский аналог Масленице.

Венецианская маска говорит больше, чем лицо

Венецианский карнавал, когда весь город превращался в театральную сцену, не мыслим без его ярких масок, а венецианская маска говорит больше, чем лицо. Превратившись из простых средств скрытия лица в произведения искусства, венецианские маски стали символом свободы и веселья, тайны и соблазна.

-2

Карнавал давал возможность скрыть свое лицо за маской и забыть ненадолго о социальных различиях. Эдакая средневековая анонимность. Ведь «бог создал лица, а мы надели маски», — сказал Шекспир. Какие же секреты хранит сама маска?

Венецианская маска — средневековый символ свободы

Маски на Венецианском карнавале всегда служили не только украшением. Они важная составляющая праздника. Маски стирали границы между различными классами, никто не знал, кто скрывался за маской: богач или бедняк? Перед всеми был только образ, все наслаждались праздником на равных.

Легенды говорят, что даже английская королева Елизавета I не устояла перед искушением посетить Венецианский карнавал. А молодой Наполеон Бонапарт так пострадал в драке с ревнивым мужем одной венецианки во время карнавала, что после захвата Венеции лишил город права проводить этот праздник.

-3

Венецианская маска: от «Коломбины» до «Чумного доктора»

Каждая маска на карнавале имеет свою историю и свои легенды. Они олицетворяют дух Венеции — города, где даже в самые мрачные времена искали место для радости и красоты. Несвязанные с театром, так называемые «классические маски»:

  • Баута — изначально это была не просто маска, а целый комплект, включающий в себя маску с плащом и треугольной шляпой. Баута позволяла пить и разговаривать, не снимая её.
  • Чумной доктор — одна из самых известных масок карнавала — с длинным клювом, в которой доктора хранили ароматические травы для защиты от чумы.
  • Венецианская дама — украшенная драгоценностями и перьями маска, изображающая знатную венецианку.
  • Гато — это маска кота, традиционно носимая мужчинами, изображающими своим голосом и одеждой женщин, и выделяющимися пошлыми шутками и вызывающим поведением.
-4

Маски «комедии дель арте» — уличных театральных представлений, где актеры носили маски, символизирующие определённый характер. Они до сих пор встречаются на улицах Венеции во время карнавала.

  • Арлекин — самый известный персонаж, узнаваемый по многоцветному костюму в ромбы, изображающий хитрого слугу, всегда готового к проделкам.
  • Коломбина — полумаска, часто украшенная золотом и перьями, принадлежала персонажу служанки или любовницы, известной своей красотой и умом.
  • Пьеро — маска грустного клоуна, символ печальной неразделенной любви.
  • Панталоне — образ скупого и стареющего купца, известного своей жадностью, что часто становится предметом насмешек.
  • Лелио — типичный персонаж наивного влюблённого юноши, стремящийся завоевать сердце своей возлюбленной.
-5

Венецианская маска говорит больше, чем лицо

Возможности скрыть личность за маской часто использовали преступники, и власти Венеции неоднократно пытались бороться с этим: вводить по указу ограничения на дни использования масок и налагать серьезные штрафы за их ношение. В 1339 году был установлен запрет на ночные передвижения по городу в масках в целях борьбы с преступностью.

Другим распространённым злоупотреблением была возможность мужчин, переодетых женщинами или одежды священника, использовать ложные обличья для входа в церкви и монастыри, с целью совершения непристойных и развратных действий даже с монахинями. Поэтому специальным указом 1458 года был запрещён вход в масках в церкви.

Годами Венецианский карнавал, этот пышный бал масок обогащался новыми традициями. Сегодня каждая маска на карнавале несет в себе часть истории, культуры и мистики. Карнавал превратился в яркий фестиваль искусств, превращая, в свою очередь, улицы Венеции в живую сцену исторической реконструкции.

-6

Венецианский карнавал — это не просто праздник; это нить между прошлым и настоящим, между традициями и инновациями, между человеком и маской. И каждый год этот диалог продолжается, добавляя новые строки в знаменитый праздник.

Читайте также: