Битва при Гавгамелах (1 октября 331 г. до н. э., также известная как битва при Арбелах) была последней встречей Александра Македонского и персидского царя Дария III. После этой победы Александр, без сомнения, стал царем всей Азии. Гавгамела (что означает «Верблюжий дом») — деревня на берегу реки Бумодус. Местом сражения предположительно является Тель-Гомель (ивр. — «Верблюжья гора») на севере Ирака.
Кампания Александра
После убийства Филиппа II, его отца, в 336 г. до н.э. Александр и его армия в последний раз покинули свой дом в Македонии и поставили перед собой цель завоевать всю Персию. Переправившись через Геллеспонт, Александр отправился на север, где встретил и разбил персов под предводительством греческого наемника Мемнона в битве при реке Граник. Как и в будущих встречах с Александром, Дарий и его генералы постоянно недооценивали способности молодого Александра. Многие, даже в Греции, считали его не более чем выскочкой.
От реки Граник Александр двинулся на юг вдоль побережья Малой Азии к Галикарнасу, где во второй раз победил Мемнона. Наконец, прождав больше года, Александр и его войска встретились с Дарием при Иссе в ноябре 333 г. до н.э., где персы снова потерпели поражение. Еще более конфузным для Дария было то, что Александр захватил в плен его семью — мать, жену и дочерей. Желая избежать дальнейшего конфликта (и надеясь вернуть себе семью), Дарий предложил Александру половину своего царства и даже руку дочери; однако Александр отклонил это предложение, просто заявив, что двух солнц быть не может — это нарушит мировой порядок. Александр также призвал персидского царя снова встретиться с ним в бою.
От Исса Александр двинулся вдоль побережья Средиземного моря, захватив в семимесячной осаде островной город Тир. По пути на юг его приветствовали и в Иерусалиме, и в Египте, поскольку они ощутили на себе гнев персидской армии и муки религиозного угнетения. Изложив планы будущего города Александрии и посетив храм в Сиве, Александр приготовился к своей следующей схватке с Дарием.
Подготовка к бою
Александр планировал идти прямо в Вавилон, но когда он узнал о присутствии Дария в Гавгамелах, он повернул на север, чтобы встретить ожидающего персидского царя. Он понимал, что победа при Гавгамелах будет означать, что вся Персия — Вавилон, Персеполь и Сузы — будет принадлежать ему.
Дарий, однако, усвоил урок в битве при Иссе и тщательно выбрал Гавгамелу для своей следующей и, как мы надеемся, последней битвы против Александра. На этот раз его армия была совсем другой: она собрала людей со всей империи, даже индийских наемников - оценки его армии варьируются от 50 000 до 100 000 и почти до миллиона. Наряду с 15 слонами (хотя они никогда не использовались) у него было 200 серповидных колесниц. Он изготовил более длинные мечи и копья, а также увеличил количество кавалерии. Рельеф Гавгамел также имел большое значение; он был намного шире, чтобы он мог более эффективно использовать свои колесницы и развернуть свою кавалерию, что было невозможно при Иссе. Он выровнял землю, расставил препятствия и ловушки, чтобы помешать продвижению войск Александра. Дарию казалось, что размер его армии и местность давали ему значительное преимущество.
Александр разбил лагерь в нескольких милях от Дария; его люди (численность которых оценивается в 40 000 человек) будут использовать свое оружие только для сражения, и ничего больше. Собрав небольшой разведывательный отряд, Александр незаметно для Дария посмотрел вниз с холма, наблюдая за приготовлениями царя. К счастью, во время разведки он наткнулся на передовой отряд, посланный Дарием. В то время как часть отряда бежала, несколько других были схвачены и более чем охотно рассказали о численности Дариуса, а также о наличии ловушек и препятствий на поле боя.
В ночь перед битвой Александр провел совет своих генералов; Парменио, командующий левым флангом Александра, предположил, что большая численность сил Дария требует, чтобы они атаковали ночью; однако Александр не согласился. Историк Арриан упомянул об этом эпизоде в своей «Истории Александра»:
Говорят, что Парменио пришел к нему в его шатер и призвал его совершить ночную атаку на персов, сказав, что таким образом он нападет на них неподготовленным и в замешательстве... но ответ, который он дал ему... был такой: это значило бы украсть победу…
Позже, обращаясь к своим людям, Александр рассказал о предстоящей битве, заверив типичных суеверных македонцев, что более раннее лунное затмение было знаком победы.
Битва
Говорят, что в день битвы Александр проспал. Как и раньше, он позаботился о том, чтобы его люди были сыты и хорошо отдохнули. С другой стороны, люди Дария не спали всю ночь, опасаясь ночной атаки, которой так и не последовало. Когда Александр посмотрел через поле битвы на персов, Александр назвал отдельных солдат по именам, говоря об их храбрости в других битвах и прося их снова сражаться за Македонию. Пока он говорил, орел (любимое животное Зевса) пролетел над головой и направился к Дарию. Для Александра это было еще одним предзнаменованием победы.
Как и в любом другом сражении, Александр и его спутники-кавалеристы заняли позицию на правом фланге, а Парменио, как обычно, удерживал левый фланг. В центре располагалась хорошо обученная македонская фаланга с большим количеством легкой пехоты и лучников с обеих сторон. Александр сделал и другое; он решил разместить пехоту под углами на концах правого и левого флангов, чтобы защититься от возможного флангового маневра персов. Он также разместил дополнительную греческую пехоту в тылу центра.
Когда битва началась, Александр и его сподвижники сразу же двинулись вправо под косым углом. Следуя приказу Дария, персы под предводительством Бесса двинулись влево, противодействуя Александру, пытаясь обойти его с фланга. По мере того как персы продвигались все дальше и дальше влево, на территорию, которая не была очищена, образовывалась брешь или брешь. По мнению некоторых историков, весь этот ход Александра был уловкой. Увидев проход, Александр построил своих людей в клин и быстро двинулся влево на поляну, атакуя потрясенного Дария.
Пока Александр бросал вызов персам на правом фланге, Дарий направил свои серповидные колесницы к центру Македонии, но этот шаг не дал того эффекта, на который надеялся Дарий. Когда колесницы приблизились, фаланга просто разомкнула ряды, позволяя колесницам пройти. Персы были немедленно атакованы пехотой, и вскоре последовал рукопашный бой. Справа Александр, заметив Дария, воспользовался случаем и метнул копье в потрясенного царя (промахнувшись на несколько дюймов). Как и при Иссе, Дарий понял, что победа безнадежна, и бежал. Плутарх в «Жизнеописании Александра» рассказал о бегстве Дария:
Теперь Дарий, видя, что все потеряно, что те, кто стоял перед ним, были разбиты и отброшены на него, что он не мог без большого труда повернуть или высвободить свою колесницу, поскольку колеса забились и запутались среди мертвых тел… был рад оставил свою колесницу и свое оружие и, как говорят, сел на кобылу, отнятую у ее жеребенка, и обратился в бегство.
Когда персы на левом фланге увидели, что их царь бежит с поля битвы, они быстро прекратили бой и вскоре были разбиты.