Найти тему

Эквадор: первая линия метро

Картинка из свободных источников. Тоннель линии метро Кито
Картинка из свободных источников. Тоннель линии метро Кито

Город Кито, расположенный на высоте 2850 м над уровнем мо­ря, является столицей, культур­ным и экономическим центром Республики Эквадор, а также вто­рым по численности населения го­родом страны. В 1978 г. историче­ский центр Кито стал одним из пер­вых объектов, внесенных в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В 2022 г. в столичном округе проживало более 3 млн чел., а непосредственно в столице — по­чти 1,8 млн.

Система общественного транс­порта Кито Metrobus-Q включает линию троллейбуса направления север — юг (Troncal Central Trolebds, или просто Trole), а также несколь­ко автобусных маршрутов. Кроме того, в столице курсируют марш­рутные такси. Начиная с 1900-х го­дов обострилась проблема перегру­женных автомобильных дорог, со­провождаемая увеличением числа дорожно-транспортных происше­ствий и степени загрязнения воз­духа. Ситуация осложнялась тем, что город имеет вытянутую форму: его протяженность с севера на юг превышает 45 км, при этом макси­мальная ширина составляет не бо­лее 5 км.

Идея создания рельсовой систе­мы появилась в 1978 г., некоторое время велась подготовка к реали­зации проекта Tren Rapido de Quito (TRAQ), предусматривавшего строи­тельство частично подземной линии облегченного рельсового транспор­та протяженностью 29 км. Прогно­зировалось, что скорость движения поездов составит 80 км/ч, время в пути между конечными пункта­ми—44 мин, а ежедневная пропуск­ная способность—не менее 300 тыс. пассажиров.

Картинка из свободных источников. Строительство станции метро Сан-Франциско
Картинка из свободных источников. Строительство станции метро Сан-Франциско
Картинка из свободных источников. Станция Сан-Франциско в первый день работы
Картинка из свободных источников. Станция Сан-Франциско в первый день работы

В 2009 г. проект TRAQ был свер­нут и предложен новый — а именно полностью подземной линии метро, пересекающей столицу с севера на юг. Данная инициатива охватыва­ла строительство линии длиной 22,6 км колеи 1435 мм с 15 станция­ми и тоннеля на глубине от 8,3 до 22,9 м. Технико-экономическое обо­снование проекта выполнила в 2010 г. испанская компания Metro de Madrid, на тот момент его стои­мость оценивалась приблизительно в 1,5 млрд долл. США, а ввод линии в эксплуатацию намечался на ав­густ 2020 г. В 2011 г. было проведе­но исследование по оценке воздей­ствия на окружающую среду, а го­дом позже для продвижения проек­та и руководства его реализацией была создана государственная ком­пания Empresa Pdblica Metropolita- na Metro de Quito (EPMMQ, или Met­ro de Quito).

Создание линии 1 метрополите­на Кито было разделено на два эта­па: первый охватывал сооружение станций Эль-Лабрадор и Ла-Магдалена, на которых предусмотре­ны пересадки на линию троллей­буса, а второй, более масштабный, включал проходку тоннеля, строительство остальных 13 станций, поставку подвижного состава и т. д. Строительные работы в рам­ках первого этапа стартовали в ян­варе 2013 г., соответствующий кон­тракт был заключен Metro de Quito с испанской компанией ACCIONA.

Работы по второму этапу так­же разделили на две части: первый контракт охватывал строительство тоннеля и станций, второй—поставку подвижного состава для линии. Первый контракт был заключен с консорциумом в составе ACCIONA и бразильской компа­нии Odebrecht (позднее переимено­вана в Novonor), строительные ра­боты начались в январе 2016 г. Три тоннелепроходческих комплекса, получивших названия La Guaragua, La Carolina и Luz de America, к кон­цу октября 2018 г. прошли 19,5 км тоннелей, при этом щит Luz de America установил мировой рекорд, пройдя 1489,5 м за 30 дней. Каждый тоннелепроходческий комплекс об­служивала команда из 240 чел., ко­торые разделились на четыре груп­пы по 60 чел., сменявшиеся каж­дые 6 ч.

Линия метро сооружалась под историческим центром Кито, яв­ляющимся объектом культурного наследия ЮНЕСКО. Проходку тон­нелей удалось провести без како­го-либо ущерба историческим зда­ниям. Обнаруженные в ходе строи­тельных работ археологические на­ходки представлены на экспозиции, размещенной в вестибюле станции метро Сан-Франциско в центре го­рода, где с ними могут ознакомить­ся местные жители и туристы. Самая глубокая (32 м) на линии трех­уровневая станция Сан-Франциско построена под одноименной площа­дью. До начала строительства по­рядка 107 тыс. камней из мостовой на площади были пронумерованы и временно перемещены. После за­вершения работ их вернули на ме­сто в том же порядке, сохранив ис­торический облик площади. Соглас­но прогнозам, станция Сан-Франци­ско должна пропускать до 40 тыс. пассажиров ежедневно.

Метро Кито соответствует тре­бованиям доступности для граждан с ограниченной мобильностью: на станциях, помимо 76 эскалаторов, установлено в общей сложности 46 лифтов, все надписи в которых продублированы шрифтом Брайля.

По данным ACCIONA и компа­нии Ayesa, осуществлявшей надзор за проектом, за время его реализа­ции было создано 32,7 тыс. прямых и косвенных рабочих мест. Кроме того, строительство метро в Кито способствовало увеличению степе­ни занятости местного населения и росту уровня средней заработной платы в столице.

Муниципалитет столичного окру­га Кито в июле 2016 г. заключил контракт стоимостью 183 млн долл. США на поставку 18 шестивагонных поез­дов с испанским производителем по­движного состава CAF. Профинанси­ровали закупку испанская кредитная организация Instituto de Credito Oficial (ICO) и Министерство финансов Эквадора. Контракт также охваты­вал поставку запасных частей, ин­струментов и оборудования для депо.

Поезда с питанием от контакт­ной сети постоянного тока 1,5 кВ рассчитаны на максимальную ско­рость движения 100 км/ч. В состав поезда входят четыре мо­торных и четыре прицепных ваго­на. Четыре двери с каждой стороны ускоряют посадку и высадку пассажиров. Подвижной состав, оснащенный пандусами, с просторными салонами и широкими межвагонными переходами отвечает требованиям доступности для граждан с ограниченной мобильностью. Каждый поезд длиной 109 м вмещает до 1259 пассажиров, из которых 144 могут ехать сидя. Установлены системы видеонаблюдения и информирования пассажиров, предусмотрен свободный доступ к сети Wi-Fi. Каждый поезд рассчитан на эксплуатацию в течение 35 лет.

Картинка из свободных источников. Подвижной состав производства CAF для линии метро Кито
Картинка из свободных источников. Подвижной состав производства CAF для линии метро Кито

Первый поезд прибыл в Кито в сентябре 2018 г., в марте 2019 г. начались динамические испытания на линии. Поставка подвижного состава завершилась в октябре 2019 г. Во время испытаний в тоннеле 23 октября 2020 г. поезд метро впервые показал скорость 100 км/ч.

Компания Bombardier Transportation (ныне входит в состав Alstom) поставила для линии метро Кито систему сигнализации, а Siemens Mo-bility—оборудование системы электрификации.

Энергия в контактную сеть поступает от гидроэлектростанций. По данным за сентябрь 2023 г., в Эквадоре действовало 10 гидроэлектростанций общей мощностью 4,5 ГВт. Гористая местность и наличие многочисленных рек благоприятствуют строительству новых ГЭС и росту использования гидроэнергии. Согласно прогнозам, переключение пассажиров в Кито на новый, более экологичный вид городского транспорта позволит сэкономить топливо на сумму более 50 млн долл. США в год и сократить выбросы углекислого газа на 67 тыс. т ежегодно.

Официальная церемония откры­тия линии 1 состоялась 21 декабря 2022 г., однако из-за ряда проблем, в том числе связанных с системой оплаты проезда, перевозки пассажиров начались лишь 2 мая 2023 г., причем поезда курсировали только в часы пик между девятью станциями из 15. Спустя 10 дней движение поездов остановили по техническим причинам. Коммерческие перевозки на первой линии единственного пока метрополитена в Эквадоре начались 1 декабря 2023 г. Поезда курсируют между станциями Китумбе на юге, где расположен крупный автобусный терминал, и Эль-Лабрадор на севере города с интервалом 5 мин в часы пик и 8 мин в непиковые часы, время в пути между конечными пунктами составляет 34 мин. С понедельника по пятницу метро работает с 5 ч 30 мин до 23 ч, по субботам — с 7 до 23 ч, а по воскресеньям и праздничным дням — с 7 до 22 ч. Скорость движения поездов в эксплуатации не превышает 38 км/ч. На линии 1 метро обращается 16 поездов, еще два находятся в резерве.

По официальным данным, сум­марный пассажиропоток за первые три дня работы линии метро Кито достиг 273 тыс. чел.

Общая стоимость масштабного проекта составила 2 млрд долл. США, его финансировали Андская корпо­рация развития (Corporation Andina de Fomento), Межамериканский банк развития, Всемирный банк и Евро­пейский инвестиционный банк. В рамках шестилетнего контрак­та стоимостью около 186 млн. долл. США, заключенного с Metro de Qui­to в ноябре 2022 г., линией управ­ляет совместное предприятие Empresa Operadora Metro de Medellín Transdev (EOMMT) в составе французской компании Transdev и колумбийской Metro de Medellín. Контракт предусматривал набор и обучение 450 чел. для обеспечения работы линии метро.

Оплатить проезд в метро можно с помощью специально выпущен­ных пластиковых карт Tarjetas Ciu­dad с пополняемым балансом. Они поступили в продажу за 3 дня до начала коммерческих перевозок. Стоимость одной поездки в метро составляет 0,45 долл. США, для льготных категорий граждан проезд обойдется дешевле: для де­тей от 6 до 17 лет, а также для тех, кто старше 65 лет,—0,22 долл., а для пассажиров с ограниченной мо­бильностью—0,1 долл. США.

Согласно прогнозам, линией 1 метро Кито будут пользоваться до 400 тыс. пассажиров ежедневно.

Поддержите канал-поставьте лайк