Город Кито, расположенный на высоте 2850 м над уровнем моря, является столицей, культурным и экономическим центром Республики Эквадор, а также вторым по численности населения городом страны. В 1978 г. исторический центр Кито стал одним из первых объектов, внесенных в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В 2022 г. в столичном округе проживало более 3 млн чел., а непосредственно в столице — почти 1,8 млн.
Система общественного транспорта Кито Metrobus-Q включает линию троллейбуса направления север — юг (Troncal Central Trolebds, или просто Trole), а также несколько автобусных маршрутов. Кроме того, в столице курсируют маршрутные такси. Начиная с 1900-х годов обострилась проблема перегруженных автомобильных дорог, сопровождаемая увеличением числа дорожно-транспортных происшествий и степени загрязнения воздуха. Ситуация осложнялась тем, что город имеет вытянутую форму: его протяженность с севера на юг превышает 45 км, при этом максимальная ширина составляет не более 5 км.
Идея создания рельсовой системы появилась в 1978 г., некоторое время велась подготовка к реализации проекта Tren Rapido de Quito (TRAQ), предусматривавшего строительство частично подземной линии облегченного рельсового транспорта протяженностью 29 км. Прогнозировалось, что скорость движения поездов составит 80 км/ч, время в пути между конечными пунктами—44 мин, а ежедневная пропускная способность—не менее 300 тыс. пассажиров.
В 2009 г. проект TRAQ был свернут и предложен новый — а именно полностью подземной линии метро, пересекающей столицу с севера на юг. Данная инициатива охватывала строительство линии длиной 22,6 км колеи 1435 мм с 15 станциями и тоннеля на глубине от 8,3 до 22,9 м. Технико-экономическое обоснование проекта выполнила в 2010 г. испанская компания Metro de Madrid, на тот момент его стоимость оценивалась приблизительно в 1,5 млрд долл. США, а ввод линии в эксплуатацию намечался на август 2020 г. В 2011 г. было проведено исследование по оценке воздействия на окружающую среду, а годом позже для продвижения проекта и руководства его реализацией была создана государственная компания Empresa Pdblica Metropolita- na Metro de Quito (EPMMQ, или Metro de Quito).
Создание линии 1 метрополитена Кито было разделено на два этапа: первый охватывал сооружение станций Эль-Лабрадор и Ла-Магдалена, на которых предусмотрены пересадки на линию троллейбуса, а второй, более масштабный, включал проходку тоннеля, строительство остальных 13 станций, поставку подвижного состава и т. д. Строительные работы в рамках первого этапа стартовали в январе 2013 г., соответствующий контракт был заключен Metro de Quito с испанской компанией ACCIONA.
Работы по второму этапу также разделили на две части: первый контракт охватывал строительство тоннеля и станций, второй—поставку подвижного состава для линии. Первый контракт был заключен с консорциумом в составе ACCIONA и бразильской компании Odebrecht (позднее переименована в Novonor), строительные работы начались в январе 2016 г. Три тоннелепроходческих комплекса, получивших названия La Guaragua, La Carolina и Luz de America, к концу октября 2018 г. прошли 19,5 км тоннелей, при этом щит Luz de America установил мировой рекорд, пройдя 1489,5 м за 30 дней. Каждый тоннелепроходческий комплекс обслуживала команда из 240 чел., которые разделились на четыре группы по 60 чел., сменявшиеся каждые 6 ч.
Линия метро сооружалась под историческим центром Кито, являющимся объектом культурного наследия ЮНЕСКО. Проходку тоннелей удалось провести без какого-либо ущерба историческим зданиям. Обнаруженные в ходе строительных работ археологические находки представлены на экспозиции, размещенной в вестибюле станции метро Сан-Франциско в центре города, где с ними могут ознакомиться местные жители и туристы. Самая глубокая (32 м) на линии трехуровневая станция Сан-Франциско построена под одноименной площадью. До начала строительства порядка 107 тыс. камней из мостовой на площади были пронумерованы и временно перемещены. После завершения работ их вернули на место в том же порядке, сохранив исторический облик площади. Согласно прогнозам, станция Сан-Франциско должна пропускать до 40 тыс. пассажиров ежедневно.
Метро Кито соответствует требованиям доступности для граждан с ограниченной мобильностью: на станциях, помимо 76 эскалаторов, установлено в общей сложности 46 лифтов, все надписи в которых продублированы шрифтом Брайля.
По данным ACCIONA и компании Ayesa, осуществлявшей надзор за проектом, за время его реализации было создано 32,7 тыс. прямых и косвенных рабочих мест. Кроме того, строительство метро в Кито способствовало увеличению степени занятости местного населения и росту уровня средней заработной платы в столице.
Муниципалитет столичного округа Кито в июле 2016 г. заключил контракт стоимостью 183 млн долл. США на поставку 18 шестивагонных поездов с испанским производителем подвижного состава CAF. Профинансировали закупку испанская кредитная организация Instituto de Credito Oficial (ICO) и Министерство финансов Эквадора. Контракт также охватывал поставку запасных частей, инструментов и оборудования для депо.
Поезда с питанием от контактной сети постоянного тока 1,5 кВ рассчитаны на максимальную скорость движения 100 км/ч. В состав поезда входят четыре моторных и четыре прицепных вагона. Четыре двери с каждой стороны ускоряют посадку и высадку пассажиров. Подвижной состав, оснащенный пандусами, с просторными салонами и широкими межвагонными переходами отвечает требованиям доступности для граждан с ограниченной мобильностью. Каждый поезд длиной 109 м вмещает до 1259 пассажиров, из которых 144 могут ехать сидя. Установлены системы видеонаблюдения и информирования пассажиров, предусмотрен свободный доступ к сети Wi-Fi. Каждый поезд рассчитан на эксплуатацию в течение 35 лет.
Первый поезд прибыл в Кито в сентябре 2018 г., в марте 2019 г. начались динамические испытания на линии. Поставка подвижного состава завершилась в октябре 2019 г. Во время испытаний в тоннеле 23 октября 2020 г. поезд метро впервые показал скорость 100 км/ч.
Компания Bombardier Transportation (ныне входит в состав Alstom) поставила для линии метро Кито систему сигнализации, а Siemens Mo-bility—оборудование системы электрификации.
Энергия в контактную сеть поступает от гидроэлектростанций. По данным за сентябрь 2023 г., в Эквадоре действовало 10 гидроэлектростанций общей мощностью 4,5 ГВт. Гористая местность и наличие многочисленных рек благоприятствуют строительству новых ГЭС и росту использования гидроэнергии. Согласно прогнозам, переключение пассажиров в Кито на новый, более экологичный вид городского транспорта позволит сэкономить топливо на сумму более 50 млн долл. США в год и сократить выбросы углекислого газа на 67 тыс. т ежегодно.
Официальная церемония открытия линии 1 состоялась 21 декабря 2022 г., однако из-за ряда проблем, в том числе связанных с системой оплаты проезда, перевозки пассажиров начались лишь 2 мая 2023 г., причем поезда курсировали только в часы пик между девятью станциями из 15. Спустя 10 дней движение поездов остановили по техническим причинам. Коммерческие перевозки на первой линии единственного пока метрополитена в Эквадоре начались 1 декабря 2023 г. Поезда курсируют между станциями Китумбе на юге, где расположен крупный автобусный терминал, и Эль-Лабрадор на севере города с интервалом 5 мин в часы пик и 8 мин в непиковые часы, время в пути между конечными пунктами составляет 34 мин. С понедельника по пятницу метро работает с 5 ч 30 мин до 23 ч, по субботам — с 7 до 23 ч, а по воскресеньям и праздничным дням — с 7 до 22 ч. Скорость движения поездов в эксплуатации не превышает 38 км/ч. На линии 1 метро обращается 16 поездов, еще два находятся в резерве.
По официальным данным, суммарный пассажиропоток за первые три дня работы линии метро Кито достиг 273 тыс. чел.
Общая стоимость масштабного проекта составила 2 млрд долл. США, его финансировали Андская корпорация развития (Corporation Andina de Fomento), Межамериканский банк развития, Всемирный банк и Европейский инвестиционный банк. В рамках шестилетнего контракта стоимостью около 186 млн. долл. США, заключенного с Metro de Quito в ноябре 2022 г., линией управляет совместное предприятие Empresa Operadora Metro de Medellín Transdev (EOMMT) в составе французской компании Transdev и колумбийской Metro de Medellín. Контракт предусматривал набор и обучение 450 чел. для обеспечения работы линии метро.
Оплатить проезд в метро можно с помощью специально выпущенных пластиковых карт Tarjetas Ciudad с пополняемым балансом. Они поступили в продажу за 3 дня до начала коммерческих перевозок. Стоимость одной поездки в метро составляет 0,45 долл. США, для льготных категорий граждан проезд обойдется дешевле: для детей от 6 до 17 лет, а также для тех, кто старше 65 лет,—0,22 долл., а для пассажиров с ограниченной мобильностью—0,1 долл. США.
Согласно прогнозам, линией 1 метро Кито будут пользоваться до 400 тыс. пассажиров ежедневно.
Поддержите канал-поставьте лайк