Туристический роман в четырех частях
Часть первая: "... Ах, мой милый Брюгге..."
Я уже говорила о том, что я аэрофоб. Бывалый, про статистику знаю лучше всех. В самолет меня заманивали, отпаивали водой и грозились оставить в Шереметьево без ключей от квартиры. На регистрации, как будто это был мой последний шанс не лететь, оказалось, что при оформлении билетов перепутали букву в моей фамилии. Вот, то есть муж с дочкой пожалуйста, а я не тот человек. Билеты покупались, проверялись и перепроверялись заранее за три месяца. Потом, при получении визы (в Бельгию!!!!), это еще много раз перепроверялось непосредственно посольством. Они хотели видеть даже купленные билеты на автобус по стране, не говоря уже о подтверждении конкретного места проживания. О местах проживания я напишу отдельно позже (1).
И вот теперь мы стоим у стойки и мне говорят, что фамилия не та. А я, почти забыв про свою аэрофобию, хочу в Европу! Вызываем всех мыслимых операторов и ответственных дяденек. Отдельно нужно рассказать о том, что два месяца назад нам прислали СМС с информацией о переброске рейса с Победы на Аэрофлот (рано мы обрадовались) время вылета то же, стоимость билетов не меняется, но летим мы не в Остенде, как хотели, а в Брюссель. Мы то запланировали полдня провести на побережье Северного моря и искупаться в нем, а не в дороге из Брюсселя в Брюгге. Зато Аэрофлот. Нас не спросили.
И вот теперь те двое летят, а я домой чтоли еду? Ключи от квартиры мне отдали уже, не сидеть же две недели под дверью. Прощайте Брюгге, Брюссель и Париж. От отчаяния решили купить мне билет в тот же самолет, но не оказалось билетов в кассе. Дяденьки ответственные бегали, шуршали, и! Решили, что я могу лететь с фамилией в билете, НЕ СОВПАДАЮЩЕЙ С ФАМИЛИЕЙ В ПАСПОРТЕ! Никто, и таможня! впоследствии не обратил внимания при всех проверках документов.
Счастливые, мы упаковались в самолет, почти даже рядом друг с другом, (минимум три места свободных в самолете, как же, нету билетов!), девчата стюардессы немного вежливые, но зато кормят очень хорошо, этого не отнимешь. Ругать не стану, тем более я. Самолет рабочий, пилоты молча рулят. Зато шлепнули нас о полосу знатно, выгрузили в Брюсселе и сказали гудбай. Больше об Аэрофлоте ничего сказать не могу, ни плохого, ни хорошего, пусть дальше летают, не падают. (Обратно мы летели Чешскими авиалиниями, не к ночи будут помянуты, к полосе в Москве тоже прижались жестко, только в полете не кормили).
Брюссель в лице международного аэропорта встретил нас безрадостно. Прямо скажем, нехорошо. Первое мое впечатление: «Воняет!». Воняло везде. И внутри и снаружи, разным. Тут же возле выхода сидели бомжи и воздух тоже не озонировали.
Нам теперь предстояло ехать в Брюгге, до автобуса 2 часа. Полтора из них мы искали посадочную площадку. Нигде никакой навигации! Повсюду только заброшенные помещения и стоянки для городского транспорта с номерами. Мы повстречали автобус до Брюгге под стенкой какого-то ангара на тротуаре вообще без расписаний и объявлений. Чисто интуитивно.
Дождались, сели и понеслось. Тетенька-водитель моментально исправила первое впечатление от страны. Вежливая, уверенная, мы сомневались, что не туда едем, потому что по Брюсселю покатились на другой вокзал, но она говорит: «Пока в Брюгге не приедем, вас не выпущу, я сама там живу. Не боитесь». Мы фламандский не понимаем, но пару слов английского восприняли. По дороге наблюдали невиданное для нас (нашей страны) явление – ветряные электростанции. Здоровенные такие трехлопастные, на столбах.
Вертятся флегматично и вполне уверенно. И еще много повстречалось велосипедистов, опять же маленькая заметка о них позже, к месту (4).
Еще забыла чуток рассказать о плохом, пока не начнется только хорошее и офигенное. Мы с вечера в Москве и до вечера в Брюгге нигде не смогли купить воды. Совсем нигде. То есть нужно было, конечно, покупать в Шереметьево, но мы не очень хотели тогда пить, тем более за такие деньги. Кофе, там, и все такое. Ночь же. И мы же не знали.
Так что, водой запасайтесь. В аэропорту Брюсселя, если вы торопитесь на пересадку, воду будете искать долго и безрезультатно. И пописайте заранее в самолете, простите за мой французский. Но это, в принципе, не очень важно. Продолжим.
Приехали в Брюгге. Решили не искать автобус до места проживания, прогуляемся. Да, и вообще, по этому милому городу мы потом не ездили, только ходили. Но в тот момент мы этого не знали и решили, что пройдемся и одновременно осмотрим достопримечательности. Ознакомимся. Вещей немного, чемодан на колесиках и три рюкзака. Тем более, что у нас впереди всего то два с половиной дня на город.
Но, никто нам не сказал, не предостерег. Что! Тротуары мощеные! Три раза повторяю!!! Это вам не тротуарная плитка даже, это КАМНИ, уложенные более-менее близко друг к другу. Ногам в летних тапках будет больно через полдня, а назавтра захочется толстую платформу к ступням приклеить. Чемодан категорически по этой фигне прыгать не может. Хочет, но не может. Нести его как-то неправильно и обидно. Он тяжелый и колесики к нему приделали не напрасно, казалось бы. В итоге, мы допрыгали до нужного места. Не ругайте меня за излишнее внимание к чемодану.
Несмотря на непредвиденные дорожные приключения, Брюгге прекрасен с первой минуты. В этом городе нет ничего некрасивого. Если сказать, что все красивое, будет тоже неточно. Потрясающее – точнее. Убойное, завораживает и влюбляет – еще точнее.
Мы были там в самый лучший сезон – в июле. Липы, цветущие в Брюгге, это что-то отдельное. Для меня лично Брюгге пахнет липой, старыми сырыми камнями и вафлями с клубникой и шоколадом. Липы сплошь вокруг, везде. Вафли сплошь вокруг, везде. Каналы – вы уже сами поняли – сплошь вокруг, везде. А каналы старые и дома тоже старые, каменные. Дома, кажется, вырастают прямо из поверхности воды. Интересное наблюдение – трубы водосточные не выливают воду на тротуар, а спускаются вдоль стены и уходят в землю, причем, если кто помнит, земля здесь – это уложенные вплотную камни. Нету почти нигде открытой земли, кроме немногочисленных (трех) парков и кое-где несколько 20-сантиметровых травяных полосок вокруг стволов деревьев.
Немного травки рядом с собором Богородицы не в счет. Да и кто увидит эту травку, задравши голову вверх. Расстояния между зданиями здесь небольшие, а высота башен огромная, даже ОГРОМНАЯ. Топаешь по камушкам, любуешься чудесными фасадиками с треугольными резными крышами, тут статуя, там рельеф, поворачиваешь, кустики прямо из камней, и вот оно – стоит, в голову не помещается.
По-видимому, они строили сразу до небес. Стоим, смотрим, кажется, что с места не сойдем. Но пересиливаем себя и заходим внутрь. Лично для меня это был первый настоящий готический собор. Стародревний. То есть, в самом деле средневековый европейский готический храм. Он снаружи невообразимый, здоровенный, а внутри еще больше. Запах сырых камней вызывает ощущение старости, но, в то же время, и сиюминутного присутствия.
Но, следует отметить, что тут я слегка сдвинулась во времени. Это просто попутные впечатления, только успевай голову по сторонам поворачивать. Сюда мы пришли потом, сразу после того, как заселились. Заселились, ага.
Сейчас последует первая обещанная история – о местах проживания. (1) Брюгге город старый, как уже было сказано. Его почти никто не разрушал никогда. Бельгию вообще не бомбили в последнюю войну. Как построили, так и стоит, только потихоньку погружается в планету. Улицы узкие, две машины разъедутся далеко не везде. Дома строились рядами, фасадами вплотную друг к другу, без просветов. В основном, в три этажа, верхний – мансарда.
Наш дом имел тайную, заранее при бронировании в Москве рассказанную хозяином, известную только будущим жильцам, отличительную черту – «зеленую ручку» на входной двери. Необходимо потянуть за веревочку, и! да, все верно, дверь откроется! Нашли дом с зеленой ручкой, нашли веревочку, потянули, вошли... И никого нету. Ни бабушки, ни волка. То есть дом закрыт исключительно на веревочку, хозяин ушел по своим делам. Потом оказалось, что все помещения в доме тоже не закрываются. Мы уходили на весь день и оставляли вещи в незапертой комнате незакрытого дома. Жили в мансарде, даже прикольно было бы, если бы были кровати. Три матраса на полу (правда, хорошие, толстые, качественные) и полное отсутствие стульев.
Хозяин приходил иногда по вечерам и играл на пианино грустные мелодии собственного сочинения. Он сам в этом же доме и живет, хотя признаков его жизни мы не обнаружили. Посуду там или крем для бритья. Если бы он не приходил, мы бы просто зашли, нашли комнату, пожили и уехали. Ничего бы не изменилось. Все равно мы не разговариваем по-фламандски, а он почти не разговаривает по-английски.
Следует сказать, что мы с мужем знаем только два языка - русский устный и русский письменный. А не знаем не только вышеозначенный фламандский, но и английский, и французский, и все остальные. Для того, чтобы иметь возможность общаться с окружающими людьми в иностранных государствах, мы 20 лет назад родили и потом вырастили дочь, специально обученную английскому языку, знает она его лучше, чем родной русский. Свой личный переводчик. Такой есть далеко не у каждого.
Теперь про город. Несколько позже мы поняли, что не только наш дом не закрывался. У них там совсем, наверное, не воруют. Все ездят на велосипедах, даже старые бабульки, и почти никогда не встретишь велосипед на улице пристегнутым. Вот просто приехал, поставил и ушел по делам. К стене прислонил или к дереву. Но зато полицейские в Брюгге такие, каких нигде больше нету. Высоченные, здоровенные, в белоснежных рубашках и синих шортиках, и опять же, на велосипедах. Вежливые, симпатичные, улыбаются. НО! Очень страшные, поскольку повсюду обвешаны всевозможным оружием, вплоть до ручных гранат. Когда мы повстречали патруль из двоих таких симпатяжек, то сразу перестали удивляться, почему двери не закрывают и имущество оставляют без присмотра.
Мы заселились, бросили вещи, и побежали смотреть на всю эту красоту налегке, тем более к вечеру у них всегда дождик, но мы то рады, что чемодан больше не прыгает. Воду (помните) пили в последний раз в Москве, питались в самолете. Дождика мы не боимся, хотя зонты принципиально не брали. Три зонта весят как одежда на одного человека на две недели. Воду купили в мелком магазинчике у удивительно вежливого дяденьки. Потом оказалось, что это не удивительно, невежливых так и не смогли встретить никого из местных.
Теперь о питании. Мы же не просто так сюда приехали, мы же готовились три месяца. И вот идем по неописуемо красивым кривым узким мощеным улочкам к главной Торговой площади (Марктплац). Ужинать в первый вечер нужно только там. Обязательно под башней Белфорт. И при этом определять, заедая фирменной жареной картошкой, в каком именно месте упал тот чувак из всем известного фильма. Картошка вкусная, бельгийцы же позиционируют себя как изобретателей четырех вещей: картошка фри, пиво, вафли и шоколад. О, есть еще пятое – кружева, но это нас не интересует и по сей день. Мы слопали по бельгийскому бургеру и большую коробочку бельгийской жареной картошки с соусом. Одну на троих. Если вы сможете слопать одну картошку в одно лицо, то вы выдающийся человек.
Теперь мы были абсолютно счастливы. Муж и дочь сказали, что теперь можно спокойно погулять. Говорят: “Мы впечатлились. Давайте пойдем в сторону, где продают мороженое”. Мороженое, блин. Идти совсем недалеко. Сначала направо от башни, потом два раза поворачиваете налево и вот оно. Меня мороженое не интересует (вот просто лопну), я смотрю по сторонам, ибо красота теснится на каждом квадратном метре. (Эти двое купили и съели по три шарика. Они очень вместительные, когда дело касается мороженого, тем более такого вкусного). До тех пор я смотрела по сторонам, пока не увидела вафли. Вафли мы ели уже втроем, то есть, они после мороженого и я. И не лопнула, что удивительно.
Про вафли в Брюгге будет чуть позже. (См. отступление 3)
Продолжение смотрите по ссылке
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки и пишите комментарии. Особенно комментарии, мне очень интересно ваше впечатление.
И у меня еще много статей про другие страны и в том числе, про нашу.