Найти в Дзене
между прошлым и будущим

Фильм "Сто лет тому вперед" с точки зрения человека, который равнодушен к книге

Признаюсь честно — я не являюсь поклонником повести Булычева "Сто лет тому вперед". Возможно, потому что слишком поздно ее прочитала — мне было уже 13 лет. А, возможно, и потому, что это действительно не самая лучшая повесть автора.

-2

Признаюсь даже в большем — я не являюсь и поклонником 5-серийного фильма "Гостья из будущего". В общем-то по той же причине — я посмотрела его слишком поздно. Для студентки университета он был уже неинтересен, до ужаса затянут и с Алисой, которую я представляла совсем не так.

" И почему я нее такой ехидный вид? — удивлялась я. — Это точно Алиса?!"

Впрочем, вопрос был риторический.

Только в худшее время 1990-х годов фильм, точнее — его финал, взял за живое. Чем? Упущенными возможностями и сожженными дорогами... Но эти чувства не имели никакого отношения к художественным достоинствам фильма. Хотя песня действительно была хороша. Что интересно, в 1985 году это еще не ощущалось. В 1990-е стало очевидно. И песня зажила своей жизнью.

-3

И вот теперь новый фильм.

Смотреть, не смотреть, — размышляла я. — Видно же, что это будет очень странная экранизация. Персонажи стали старше, а это автоматически должно установить между ними другие отношения. Так что выбрать?

Я решила посмотреть. Надо же знать, что происходит в нашем кинематографе.

Посмотрела... И что сказать?

Является ли фильм экранизацией повести Булычева?

Нет.

Является ли он экранизацией по мотивам?

Нет. Он вообще не имеет отношения к Булычеву, хотя и посвящен ему и некоторые персонажи носят те же имена, что в повести писателя (но не все, ой не все!).

Является ли фильм фантастикой?

Нет. Для фантастики недостаточно дронов, космических кораблей и путешествий во времени.

А что же такое этот фильм?

Это помесь боевика, компьютерной игрушки и анекдота.

Да, анекдота, который всем вам известен.

Ну, помните? "Как нам обустроить нашу жизнь? Есть два пути — фантастический и реалистический. Реалистический — прилетят инопланетяне и все сделают за нас и для нас. Фантастический — мы все сделаем сами".

Нравится?

Мне нет. Но фильм построен именно по этому принципу.

Резался один мальчик в компьютерную игрушку (нет, это был не Коля Герасимов, а его друг Фима Королев) и при этом прогуливал уроки в школе и вот — каким-то образом поймал сигнал инопланетянина. Не спрашивайте меня, как это возможно. В фильме большая часть событий происходит по принципу "как будто".

Но тем не менее, состоялся контакт и Земля получила со звезд сплошные плюшки, попросту говоря — был создан Рай на земле.

Спросите, а с чего — за красивые глаза?

Не знаю, уверяют, что по доброте душевной. Правда, в тех галактиках еще и пираты имеются, видимо, с душевной добротой не все ладно, но Земля расцвела, и земляне приняли все блага, о чем стебно повествовал Коля Герасимов. Я даже подумала, что нас ждет пародия.

Ан нет! Создатели фильма были серьезны, как катафалки.

И будешь тут серьезным. Потому что когда один не самый хороший нечеловек — главарь пиратов Глот — подправил прошлое и вместо Галактической федерации земляне попали в лапы пиратов, они точно так же приняли свою судьбу. Миска похлебки есть и ладно.

Чем же в фильме занимаются персонажи?

Прыгают туда-сюда по времени, дерутся, произносят пафосные речи, демонстрируют полное отсутствие логики и редкий инфантилизм.

Когда-то один средневековый философ предложил не обсуждать проблемы времени и пространства, так как человечество еще недостаточно поумнело для таких идей и может заблудиться.

Сценаристы фильма доказали, что со времен Средневековья ситуация не улучшилась и они благополучно заблудились буквально с первых минут фильма.

Впрочем, о чем это я? Какая логика в боевике? Как сказал один хороший человек:

Большая часть боевиков снимается по принципу "Не знаю зачем, но очень хочется".

А другой хороший человек заметил, что к таким фильмам вообще не надо подходить с точки зрения логики. Там все и всегда "как будто".

А еще фильм "Сто лет тому вперед" — это сплошные надерганные цитаты из голливудских фильмов и американского телевидения.

Пострадали "Назад в будущее", "Пираты Карибского моря", огромное количество подростковых школьных фильмов, немного "Людей в черном", СПН, "Сияние", "Валериан", а также фильмы о городах- и планетах-тюрьмах... Оттуда взяты не только ситуации, но и реплики, реакции персонажей, построение кадров... И главный герой Коля Герасимов! Да-да, это наш ответ Голливуду — у нас тоже есть Шаламе, честно-честно, правда ведь похож?

И идеи, которые восходят еще к мифологии и были позаимствованы западной кинофантастикой. Одна из них, на чем, собственно, построен сюжет — опасность встретиться с самим собой.

Источник такого хода поверье, будто встретить двойника — к несчастью. Вот только в нашей традиции такого поверья нет. Поэтому в отечественной фантастике персонажи благополучно встречались сами с собой — и не раз, и даже бывало дружно сражались против злобных врагов или стихий. А на Востоке встреча с двойником и вовсе считалась к удаче.

Так зачем было заимствовать этот ход? Или сценаристы просто "не подумали"? Но думать — это вообще-то обязанность человека!

Ладно, идем дальше.

Было время, когда, снимая боевик, сценаристы рассказывали о людях, у которых были крепкие и дружные семьи. В наше время это уже не модно. Люди должны страдать. У них должен быть надлом. Родители не понимаю детей. Родители не говорят правду. А героини-девочки скучают по мамам. Мамы могут пропадать — в наркотическом дурмане, в коме, в книжке (да, такое тоже есть!), а в данном случае — в прошлом.

У Алисы мама пропала в прошлом. Алиса хочет маму спасти. А в светлом мире будущего машины времени нет! И, как по-вашему, что делает вроде бы умная девочка Алиса, чтобы спасти маму? Наверное, грызет гранит науки? Учит физику и математику?

А вот нет!

Умная девочка Алиса учится драться. Как умение махать руками и дрыгать ногами может помочь с проблемами времени — не знаю. Видимо, опять "как будто". А так Алиса смогла только вырубить Колю Герасимова и расквасить нос папе. Оба раза не нарочно.

Страшное зло в фильме тоже получилось... странным. С общечеловеческой точки зрения Глот не только не знаком с концепцией добра и зла, он еще несколько умственно отсталый и фантастически бездеятельный. Все его действия в фильме — это реакция на "здесь и сейчас". А вот один ход меня и вовсе позабавил.

Глот оказался в прошлом (в нашем времени). А в прошлом можно переиграть будущее. Ведь вот буквально сейчас мальчик Фима войдет в контакт с инопланетянами. А если помешать?

Что делает страшный злодей? Похищает беднягу? Нет. Неужто убивает его? Тоже нет. Он — вы только не смейтесь! — внушает ему, что не надо прогуливать школу и хватит пялиться в экран компьютера, зрение и так уже плохое!

Ну, злодей!

Впрочем, что это я придираюсь? Думаете, положительные персонажи лучше? Все их действия подчиняются уже названным принципам — "Не знаю, зачем, но очень хочется" и "Как будто".

Кто сказал: "Логика"?

Забудьте это слово!

Игра актеров?

Да какая игра, если, глядя на них, все время испытываешь чувство "Я это уже видела"?

Спецэффекты?

Бедненько, да и в любом случае, не они делают фильм.

"Прекрасное далеко"? — А вот нехорошо паразитировать на ностальгии. И манипулировать добрыми чувствами зрителей тоже некрасиво.

Мысли?

Инфантильные. Вот прилетят добрые дяди со звезд и дадут нам большие зарплаты, пенсии, построят города, наладят медицину и все будет хорошо.

А сами работать не пробовали?

Хотя бы сами придумывать истории. Сами искать способы художественного воплощения своих историй. Сами творить...

А то складывается впечатление, что снимали вы это, господа кинематографисты, не для нас. Мы, зрители, явно были лишними.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Подборки
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки